UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ФИАТ» ОТПРАВЛЯЕТСЯ ЗА ПОКУПКАМИ

С того самого момента, как в мае этого года германский «Даймлер-Бенц» неожиданно приобрел америка...

Автор: Максим Череда

С того самого момента, как в мае этого года германский «Даймлер-Бенц» неожиданно приобрел американский «Крайслер», в прессе начали появляться слухи о тесных связях, которые устанавливаются между некоторыми другими европейскими производителями автомобилей. «Рено», «Пежо-Ситроен» и «Фиат» в этом контексте выглядят в одинаковой степени уязвимыми, так как они являются скорее региональными, чем мировыми производителями: ни одной из этих трех компаний не удалось завоевать Северную Америку, спрос которой на автомобили составляет более трети мирового. Поэтому все три производителя подумывают об объединении, которое может помочь им решить эту проблему.

Однако для этого необходимо найти подходящего партнера, которому подобное слияние также было бы выгодным. По сведениям британского журнала «Экономист», наиболее близким к реализации этой идеи является «Фиат», начавший переговоры о союзе, а возможно, и об объединении, с германским концерном ВМW.

Данная сделка еще далека от совершения. Однако ее безотлагательность диктуется успехами компании «Даймлер», которая за последние месяцы стремительно увеличила объемы производства и отхватила значительный кусок лакомого американского автомобильного пирога. «Даймлер» вместе с тем стремится увеличить объем продаж небольших автомобилей в Европе, таких, как «Мерседесы» А-класса и модели «Smart». Добиться этого концерн собирается, приобретая у поставщиков комплектующие с огромными скидками. Это он может себе позволить благодаря договору о поставках в течение года запасных частей «Крайслера» для своих 1,2 миллиона автомобилей на сумму в 3 миллиона долларов. Сравниться с «Даймлером» по масштабам производства и похвастаться присутствием на североамериканском рынке из европейцев может разве что «Фольксваген»...

Условия работы на европейском рынке на самом деле даже хуже, чем это можно выразить языком цифр. Хотя оздоровление экономик континента и способствует росту объемов продаж автомобилей, маржа между затратами на производство и отпускными ценами остается небольшой. Одной из причин этого является 30-процентное перепроизводство, другой - то, что японские производители, пользуясь низким курсом иены, продают в Европе все больше автомобилей. Так, согласно официальным цифрам, японцам принадлежит 12% европейского рынка, однако руководитель концерна «Дженерал Моторс - Опель», расположенного в Германии, недавно предсказал, что эта цифра даже при существующих торговых ограничениях возрастет еще до конца года до 15%.

Сегодня нет никаких признаков объединения «Рено» и «Пежо», а «Фиат» категорически отрицает реанимацию своих планов прошлого десятилетия относительно сотрудничества с «Фордом» на европейском рынке. Руководители итальянской компании предпочитают повторять о своих намерениях руководствоваться своей собственной стратегией выхода на мировые рынки, а не искать пристанище в объятиях более крупной компании, такой как «Форд». И для этого есть свои основания. У «Фиата» сегодня действительно довольно сильные позиции в Южной Америке и Восточной Европе, в его планы входит начало производства автомобиля «Palio» в России и Индии.

Но это не означает, что «Фиат» обязательно будет действовать самостоятельно. Итальянцы не желают рассматривать себя в роли младших партнеров, а пытаются отыскать возможности для воплощения своей стратегии иным путем - например, возобновлением процесса объединения с «Крайслером», о чем руководство «Фиата» поговаривало в 1990 году, до того, как американская компания совершила свою сделку с «Даймлером».

«Крайслер» со своим существенным влиянием на американском рынке и своими мощными джипами был идеальной парой для «Фиата» с его европейскими малолитражками. Поэтому после объявления о сделке американцев с «Даймлером» в Турине царило полнейшее разочарование. И вслед за этими событиями бухгалтеры «Фиата» стали просчитывать варианты с «Вольво», которая могла стать еще одной подходящей партией. У шведского концерна есть грузовики, мощные легковые автомобили и выход на североамериканский рынок. Но расчеты показали, что «Вольво» не стоит тех 13 млрд. долларов, которые за него просят. С того времени «Вольво» обхаживает «Фольксваген», однако в своих переговорах далее производства совместных грузовиков компании не продвинулись.

Сейчас «Фиат» присматривается к новому партнеру, находящемуся по другую сторону Альп. Информированные немецкие источники сообщают, что бывший президент «Фиата» Джованни Агнелли (семья которого владеет более чем 30 процентами акций концерна) уже давно присматривается к ВМW, половина акций которой принадлежит семейному тресту Квандт со штаб-квартирой в столице Баварии. И между этими двумя кланами ведутся переговоры на высшем уровне с целью выяснения возможности объединения.

Немецкие источники сомневаются, пожелает ли мюнхенская семья полностью продать пакет своих акций. Возможно, будет удобнее «поженить» два семейных концерна. Все может закончиться тем, что семья Квандтов и семья Агнелли получат во владение каждая по трети акций объединенной компании. Возможен также вариант, при котором для объединения с ВМW итальянским концерном может быть предложена компания «Фиат Авто», обеспечивающая половину объемов продаж всего концерна, что составляет 50 млрд. долларов в год. Есть причины, определяющие рациональность такого слияния или создания совместного предприятия, и не последняя из них та, что в новом экономическом климате сам ВМW неожиданно оказался уязвимым.

Дело в том, что смелая сделка «Даймлера» пришлась на плохие для баварцев времена. Когда ВМW совершил полный драматизма ход и купил в 1994 году британский концерн «Ровер», это казалось вполне логичным: одна компания выпускала популярные спортивные автомобили, а другая - мощные вездеходы, причем каждая продавала около полумиллиона машин в год. Несмотря на популярность марки «Ровер» на мировом рынке, приобретение стало большим разочарованием. BMW инвестирует большие средства в производство новых моделей, но «Ровер» все еще является убыточным и его доля на автомобильном рынке продолжает сокращаться. Настораживает и отсталость технологий, применяемых «Ровером»...

Таким образом, ВМW все еще состоит из двух небольших отдельных компаний с общим производством в 1 млн. автомобилей, плетущихся в хвосте других торгующих на европейском рынке концернов.

Несмотря на упорные слухи, руководство ВМW официально утверждает, что не ведет переговоров об объединении с «Фиатом». При этом они указывают на серьезные проблемы частичного совпадения ассортиментов моделей, выпускаемых «Ровером» и «Фиатом». Но, по мнению экспертов, эти проблемы легко можно было бы решить. Ведь реальный интерес со стороны «Фиата» заключается в объединении с производителем спортивных стильных салонов, которые удовлетворили бы потребность его моделей «Альфа Ромео». Что же касается «Ровера», то здесь единственный интерес для итальянцев представлял бы «Лендровер» плюс 10% британского рынка, которые бы принесла им покупка британско-немецкой компании.

Давление на европейских производителей с целью побуждения к каким-то решительным действиям нарастает. Присоединившись к «Крайслеру», «Даймлер» может сделать следующее приобретение в Японии. Уже в сентябре он, вероятно, подпишет договоры о трех совместных проектах с японской компанией «Ниссан», стоящей в результате азиатского кризиса на грани разорения. По данным «Ниссана», до конца года возможно подписание еще семи соглашений с немцами. Эксперты полагают, что «Даймлер/Крайслер» смогла бы завоевать значительную долю огромного японского рынка и всерьез обосноваться во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.

За последние 14 лет попытки «Фиата» объединиться проваливались дважды. Похоже, руководство компании рассчитывает, что третья попытка будет удачной, и Турин окажется победителем.

(По материалам зарубежной прессы)