UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФЕОДОСИЙСКИЕ КРЫЛЬЯ

Единственное в Украине производство уникальных судов на подводных крыльях на грани гибели В музе...

Автор: Николай Семена

Единственное в Украине производство уникальных судов на подводных крыльях на грани гибели

В музее Феодосийского производственного объединения «Море» почетное место занимают две большие картины: теплоход на подводных крыльях «Ракета» плывет по Москве-реке на фоне Кремля и аналогичное судно «Восход» - на фоне Будапешта на Дунае. Выставлены они здесь не из любви к искусству, а потому, что суда эти изготовлены в цехах, находящихся за той же проходной, что и музей. И если бы художники постарались, они могли бы изобразить изготовленные в Феодосии суда на речных и морских прибрежных трассах 34 государств мира. Начиная с 1959 года, здесь произведено 60 процентов мирового парка судов этого типа. Половину производства составляли военные заказы. С феодосийских стапелей спущено 70 процентов скоростного военного флота бывшего Союза...

Сегодня же специалисты завода и его служба маркетинга заняты преимущественно поиском путей выживания. Предлагаются самые невероятные - выпуск всевозможного ширпотреба, изготовление плавучих гостиниц-макетов знаменитых исторических кораблей и много других идей. Но при этом генеральный директор завода Виктор Олейник, конструкторское бюро предприятия стремятся сохранить главное направление -уникальное производство судов на подводных крыльях, бывшее в свое время передовым словом мировой науки и техники. Именно здесь создавался

Окрыленный флот

Из досье «ЗН»

Феодосийское объединение «Море» ведет свою историю от торпедно-пристрелочной базы «Южная точка». В годы Великой Отечественной войны оно было полностью разрушено: через завод проходила линия фронта, здесь высаживался Феодосийско-Керченский десант, здесь камня на камне не осталось в те дни и ночи.

После войны завод был возрожден. С 1959 года здесь выпускают военные и гражданские суда на подводных крыльях. Только речных пассажирских теплоходов «Ракета» было изготовлено 380, «Комет» - 86, прибрежных морских теплоходов «Восход» - более 150.

С 1965 года в Феодосии выпущено также более 6 тысяч спасательных пластмассовых шлюпок для морских и океанских лайнеров, более 40 тысяч моторных лодок «Крым». Десятая часть объема производства - это судовая мебель, судовое оборудование для судостроительных заводов Херсона и Николаева...

Гордость завода - уникальные пассажирские теплоходы. В 1986 году состоялся торжественный спуск газотурбохода «Циклон». Это уникальное судно имеет две палубы, берет на борт 250 пассажиров, развивает скорость 82 километра в час. В 1992-93 годах начато строительство теплоходов «Олимпия», имеющих лучшие в мире для судов такого типа гидродинамические характеристики. «Циклон» и обе выпущенные заводом «Олимпии» куплены эстонской фирмой «ИНРЕКО» и используются на трассе Таллинн-Хельсинки, которую проходят за 1 час 15 минут. Практически эти теплоходы победили в конкуренции с авиацией- дешевле, комфортабельнее, экономичнее, а с учетом времени необходимого на взлет и посадку самолета, - и быстрее.

Из разряда технических революций был для всего союзного судостроения и осуществленный в Феодосии переход

От крыльев - к воздушной подушке

Из досье «ЗН»

После войны предприятие возрождено как завод скоростных торпедных катеров. В 1949 году было выпущено три таких машины - М-123 Бис. За 1951-56 годы выпущено 275 торпедных катеров «Комсомолец». С 1957 года пошел «проект 184» - самый быстрый в мире торпедный катер на подводных крыльях водоизмещением в 34 тонны, развивавший скорость 87 км/час. Эту линию продолжили машины «Аист», а позже - «Гриф», до сих пор пользующийся большой популярностью за рубежом, в частности во Вьетнаме, а также катера «Катран» и «Калкан». Линия завершается кораблями «Антарес» и «Сокол», несущими мощное вооружение и развивающими скорость более 100 км/час.

С 1970 года завод освоил выпуск боевых машин на воздушной подушке: «Скат», «Кальмар», «Касатка», «Омар»… Последняя модель - большой десантный корабль «Зубр» - грузоподъемностью 170 тонн, способен нести танковый взвод или 200 пехотинцев, развивает скорость на воде 120, а на суше - 150 км/час и преодолевает препятствия высотой до 2 метров...

Однако процесс, который происходит сейчас, генеральный директор называет невесело

«Худеем до скелета...»

Сегодня в некогда многолюдных и шумных цехах ФПО «Море» затишье. Стоят законсервированные корпуса одного «Циклона» и трех «Олимпий» - нет заказов. Высятся громадины незавершенных двух «Соколов» и «Зубра» - их достройка не финансируется Министерством обороны. Стоимость «Олимпии» - 3 млн. долларов, «Зубра» - около 50 млн. Возле причальной стенки завода год болтался на волнах «Антарес» - пограничники никак не могли забрать. Военное ведомство задолжало заводу 860 тысяч гривен, пограничники - больше миллиона.

По сравнению с уровнем прошлого десятилетия, объем производства на заводе сократился в пять раз. Из 6 тысяч человек, некогда работавших здесь, осталось 2,6 тысячи, готовятся к увольнению еще 500 рабочих. Это уже предел.

- Две тысячи специалистов и рабочих, - говорит генеральный директор ФПО «Море» Виктор Олейник, - это тот «костяк», с увольнением которого может начаться необратимый развал предприятия, поэтому мы стараемся его любой ценой сохранить. Придет время - и «мясо» мы нарастим быстро...

На заводе побывали и Президент Украины Леонид Кучма, бывший премьер-министр Евгений Марчук и министр Кабинета министров Валерий Пустовойтенко - но положение остается прежним. Военное ведомство и пограничники не имеют денег для столь крупных заказов, а в гражданском флоте ситуация определяется неплатежеспособностью потенциальных пассажиров и тоже пока особо не меняется...

Может быть,

Беднякам не нужен флот?

Речной пассажирский флот на подводных крыльях, который был некогда главным транспортом на водных артериях страны, развален самими руководителями отрасли, считает Виктор Олейник. Помню, еще в мою бытность студентом путешествие из Киева до Запорожья самым выгодным считалось на «Ракете» - сказочные пейзажи, воздух, комфорт, и всего 3 или 4 рубля - дешевле всех других видов транспорта. Сейчас речники подняли цену, она отпугнула пассажиров. «Ракеты», «Кометы», «Восходы» встали на прикол.

- В результате практически все теплоходы на подводных крыльях, - рассказывает Виктор Олейник, - курсировавшие ранее на Черноморском побережье и украинских реках, за последнее время по остаточной стоимости скупила Греция. Теперь сотни наших феодосийских судов в Эгейском и Ионическом море, в Адриатике и на всем Средиземноморье - самый популярный вид транспорта...

А какие же у нас

Перспективы?

Генеральный директор ФПО «Море» считает, что не за горами время, когда традиционная продукция завода будет вновь востребована обществом. Украина имеет огромную береговую линию, которую должны защищать пограничники. На чем? На феодосийских скоростных судах на подводных крыльях. Возможно, будут достроены также «Соколы» и «Зубр». Если не для потребностей Украины, то на продажу за рубеж: в таких судах большая потребность. Однако, на традиционного для феодосийцев потребителя - России - рассчитывать теперь не приходится: производство аналогичных машин она наладила у себя, на ПО «Алмаз» под Санкт-Петербургом.

С гражданскими судами ситуация сложнее. «Олимпия», «Циклон» и «Восход» были выставлены в мае нынешнего года на международной выставке «Посейдония» в Греции. Интерес мировых судостроителей к ним был огромный, но... «успеха в сбыте мы не нашли». Почему?

По утверждению Виктора Олейника, эти суда по уровню комфортности, расходу топлива, другим показателям имеют характеристики, не уступающие продукции других фирм. Экспорт в 34 страны подтверждает это. «Кометы», например, в 70-х годах приобретала даже Япония. Отлично эксплуатируются феодосийские теплоходы в Канаде, Великобритании, Норвегии, Турции, Греции, Франции. Сегодня же путь феодосийской продукции на внешний рынок прегражден насыщенностью транспортных компаний судами старых моделей, отсутствием рекламы, недостаточным маркетингом, а также конкуренцией ряда мировых фирм.

Словами специалистов, норвежская фирма «Kvaerner», итальянская «Rodriguez enqineering srl», германская «Blohm und Voss AG» , а также японцы в своем регионе взяли курс на строительство более устойчивых и надежных катамаранов - как пассажирских, так и грузопассажирских паромов. Решить аналогичную проблему в Феодосии сложно - это потребует новых форм корпусов, а научно-конструкторская база судостроения подобного типа осталась в России. Это Институт судостроения имени Крылова в Санкт-Петербурге, ПО «Алмаз», Горьковское ЦКБ. Собственному проектно-конструкторскому бюро завода «Море» такая задача еще не под силу. Хотя оно и меньше всего подверглось сокращению - еще работают порядка 120 из бывших 150 конструкторов. Работа у них пока более мелкого масштаба - создаются модернизированные модели катеров «Калкан», «Катран», завершается собственная модель катера «Скиф». Разрабатывается и проект катамарана, но дело движется гораздо медленнее, чем хотелось бы...

Завод успешно работает над удешевлением продукции. Раньше 70 процентов поставок осуществлялось из России - это алюминиевый прокат (прокатный стан с нужным профилем есть только в Самаре), двигатели и радионавигационная аппаратура, химические материалы. Заменить их на украинские удалось пока только процентов на 10. На патрульные катера хорошо пошли харьковские танковые двигатели. Мощные, компактные и легкие, для судостроения они все же подходят не вполне - из-за повышенного уровня шума и неэкологичности.

Сегодня в Феодосии готовятся комплектовать свои суда германскими двигателями, бельгийскими и английскими радио- и навигационными приборами, голландским и немецким электрооборудованием. Из Франции планируют получать алюминиевый прокат. В целом цена западных поставок на 20 процентов ниже российских.

Нынче предприятие совершает

Прорыв малотоннажного флота

Вся подготовительная работа в этой части была проведена заранее, нынче задача только в том, чтобы модернизировать и расширить бывшее производство лодок. Уже разработаны бизнес-планы по созданию на базе завода фирмы по производству пластмассовых судов - катеров и лодок. Пересмотрен дизайн, отделка, уровень комфортности, оборудование, создана сеть дилерских центров по СНГ, а также в Турции и Греции. По предварительным прикидкам, производство 7- и 8-метровых малых судов с 40 штук в 1997 году за три года возрастет до 150.

Это, однако, означает загрузку только пяти процентов производственных мощностей предприятия. Хотя сегодня и они позволяют заводу хотя бы отчасти поддерживать свою жизнеспособность…

Для того, чтобы вновь «расправить подводные крылья», ФПО «Море», по оценкам его специалистов, потребуется не менее пяти лет. Задача номер один, как здесь считают, - освоить методы мирового маркетинга и, несмотря на конкуренцию, вывести на мировой рынок сегодня действительно еще конкурентоспособные «Олимпии» и «Восходы». Это даст средства для реконструкции и совершенствования производства, создания новых феодосийских моделей. Потенциал предприятия таков, что суда любого уровня сложности могут быть быстро запущены в серию...

Никто, однако, пока не знает, как приблизить это время.