UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕВРОПЕЙСКАЯ УТОПИЯ «ТРЕТЬЕГО ПУТИ»

Дебаты западных лидеров о будущем капитализма призваны найти почву для международного взаимопонимания...

Автор: Реджинальд Дейл

Дебаты западных лидеров о будущем капитализма призваны найти почву для международного взаимопонимания. Но ребяческие перепалки между американцами и европейцами по поводу того, чья экономическая модель лучше, оказывают прямо противоположный эффект.

Бестактно хвастаясь в Денвере американскими экономическими успехами перед своими партнерами по «большой семерке», президент США Билл Клинтон скорее укрепил многих европейцев в их неприятии «англо-саксонской модели» свободно-рыночного капитализма и в желании найти недостатки в американском стиле жизни. А ведь в результате должны были быть найдены доводы, которые подстегнули бы тех, кто, подобно новому лейбористскому правительству Великобритании, приторговывает определенного рода патентованными снадобьями - так называемым «третьим путем», который предположительно позволит избежать худших издержек как американской, так и европейской систем. Такая постановка вопроса и опасна, и неправильна. Возникает риск, что она убаюкает европейцев в их ошибочной вере, будто существует легкий способ решения их нынешних проблем медленного роста и запредельного уровня безработицы.

Жертвой именно этой иллюзии стал президент Франции Жак Ширак, позволивший себе после своего избрания два года назад чрезмерно увлечься риторикой по поводу «третьего пути». Затем ему оставалось лишь беспомощно наблюдать за взлетом безработицы…

Европейцы тщетно занимаются поиском этого «третьего пути». Начиная с 20-х годов, этот был путь между капитализмом и коммунизмом. Крах коммунизма значительно сузил нынешние возможности выбора экономических моделей.

Тезис о том, что западные страны находятся на распутье, где Дорога №1 ведет к Соединенным Штатам Америки, Дорога №2 - к континентальной Европе, а Дорога №3 - в сказочную страну изобилия с абсолютной занятостью и социальной солидарностью, не имеют ничего общего с действительностью.

Да, действительно, с окончанием «холодной войны» различия между американским индивидуалистическим капитализмом и более коллективистским европейским стали проявляться с большей отчетливостью. Но это еще не доказывает существования двух целостных моделей по разные стороны Атлантики.

В Европе все еще остались достаточно большие различия между свободно-торгующим Севером и традиционно более протекционистским, более авторитарным Югом. Хотя северная Италия и считается самой богатой частью континента, страна в целом, по отдельным показателям, характеризуется большей государственной долей своей экономики чем в России.

Даже в Соединенных Штатах отношение к капитализму сильно варьируется от Техаса до Массачусетса, и Америка вовсе не являет собой образец полнейшего попустительства, как привыкли думать европейцы. Люди вовсе не оказываются брошенными умирать на улицах и им не отказывают в бесплатной неотложной медицинской помощи. А попытка упразднить контроль над арендной платой в Нью-Йорке вызвала рев протеста.

С другой стороны, Европа проявляет большую гибкость и разносторонность, чем привыкли считать американцы. Американские компании реагируют на рыночные факторы расширением или же сокращением рабочих мест, европейские же сохраняют постоянное количество мест, но при этом удлиняют или сокращают рабочее время.

Большинство европейцев осознают, что им придется модернизировать свою экономику, но все они собираются делать это с разной скоростью. Великобритания, Нидерланды и Ирландия, например, находятся в арьергарде, за ними следуют Испания и Португалия. Германия также стремится к переменам, а вот Франция, ведомая своим новым социалистическим правительством, разворачивается в обратную сторону.

Ни для кого не является загадкой, что именно нужно делать Европе, если она действительно хочет создать побольше рабочих мест. Вместо того, чтобы мечтать о мифическом «третьем пути», ей нужно дерегулировать свой рынок рабочей силы, сократить высокие социальные пособия, облегчить процесс найма и увольнения и создать условия, способствующие расцвету предпринимательской инициативы.

При этом не нужно в качестве контраргумента выдвигать довод о том, что эти меры сделают Европу более похожей на Америку. Было бы гораздо легче, если бы европейцы смогли осознать, что они могут перенять полезный опыт американцев без слепого копирования американской системы в целом. К сожалению, амбициозность политических лидеров очень мешает это сделать.

International Herald Tribune