UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЕВРО»: БУДЕТ ЛИ ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ В ЕВРОПЕ

В середине декабря 1995 года страны-члены Европейского союза согласились на «евро» как название буд...

Автор: Вадим Нефедов

В середине декабря 1995 года страны-члены Европейского союза согласились на «евро» как название будущей валюты, и это стало еще одним шагом к созданию валютного союза, договор о котором вступает в силу в первый день 1999 года. Ожидается, что преимущества такого союза будут заключаться в следующем:

- отпадает необходимость в плате за операции обмена валют;

- движение платежей в Европе станет более простым и выгодным;

- при долгосрочных кредитах исчезает неопределенность относительно будущих обменных курсов.

Судя по уже имеющемуся опыту, это будет способствовать инвестированию денег во все сферы экономики, а не только в знакомые для инвесторов. Экономики стран ЕС будут функционировать более эффективно, конкурентоспособность предприятий повысится, и они получат реальный шанс обойти своих конкурентов из Северной Америки и Юго-Восточной Азии. Одновременно в Европе возникнет финансовый рынок, равный рынку США, что также должно заинтересовать инвесторов.

Стабильность будущей валюты во многом будет зависеть от политики Европейского центрального банка (ЕЦБ), о которой пока ничего не известно, так как не существует самого банка. Однако закон о ЕЦБ среди всех законов о центральных банках является наиболее ориентированным на стабильность. Прежде всего, она будет обеспечиваться за счет независимости от национальной политики и факторов ежедневного влияния на стабильность цен. Национальные же банки государств войдут в Европейскую систему центральных банков, а их главы станут представителями ЕЦБ. Таким образом, национальные банки европейских стран станут филиалами ЕЦБ и будут проводить его денежную политику, а не собственную.

В конце 1996 года ЕС будет проверять, какие страны отвечают обязательным для приема в валютный союз требованиям. В Маастрихском договоре определено, что союз объединит тех, кто отвечает критериям совместимости (см. схему). Конкретные страны в нем не названы. На сегодня этим критериям отвечают только Германия и Люксембург, однако с политической точки зрения союз только между этими двумя странами является нереалистичным. Очевидно, что костяком такого союза могли бы стать Германия и Франция, а к ним присоединились бы страны Бенилюкса и Австрия. Однако готовности к объединению двух стран недостаточно для создания валютного союза. Необходимо, чтобы несколько стран - не менее четырех - приложили к этому максимум усилий.

Что же касается других стран, то их сдерживают не только высокие критерии. Некоторые государства заявляют, что, даже соответствуя необходимым требованиям, они не будут спешить со вступлением в валютный союз. Датчане, например, еще не уверены, нужны ли им европейские деньги вообще. Однако сомнительно, чтобы такие страны проводили политику обменных курсов по своему усмотрению и оставались полноправными участниками внутреннего рынка Европы, используя это для получения преимуществ в конкурентной борьбе. С другой стороны, некоторые государства, прежде всего Франция и страны Средиземноморья, безоговорочно поддерживают единую валюту.

Важнейшим вопросом остается доверие населения к новой денежной единице. Прежде всего это связано с тем, что у людей смена денег ассоциируется с денежной реформой, которая обычно приводит к уменьшению их платежеспособности. Национальным банкам государств предстоит многое сделать для переубеждения граждан. Не стоит, конечно, ожидать, что в 1999 году все сразу начнут думать только о «евро». А новую валюту, очевидно, смогут нормально воспринимать только представители следующего поколения.

Таким образом, проблем, связанных с введением новой денежной единицы в Европе, на сегодня больше, чем преимуществ. В то же время, американцы, наблюдая за созданием европейского валютного союза, в неофициальных беседах задают представителям ЕС вопрос: для чего вам это надо, если у вас есть немецкая марка?

Критерии согласованности для членов ЕС

Уровень инфляции не может превышать более, чем на 1,5% уровень повышения цен в трех странах с наибольшей инфляцией

Дефицит бюджета не должен превышать 3 % валового внутреннего продукта

Процентная ставка не должна превышать 2 % среднего номинального показателя по долгосрочным вкладам в трех странах с наименьшим уровнем инфляции