UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭТОТ КОНФЛИКТНЫЙ КАЛИЙНЫЙ ТЕРМИНАЛ

Третий год в Николаеве не утихают споры о том, нужен ли городу плюс к имеющемуся еще один порт - калийный терминал?..

Автор: Владимир Петров

Третий год в Николаеве не утихают споры о том, нужен ли городу плюс к имеющемуся еще один порт - калийный терминал? Не получится ли так, что экологические потери превысят экономические выгоды? В ближайшие дни, судя по событиям вокруг этой проблемы, может решиться многое. В ответ на акции протеста «зеленых» и жителей Корабельного района, где должен разместиться терминал, Николаевский горсовет организовал открытые депутатские слушания о строительстве калийного терминала.

Гласное обсуждение этой проблемы проведено впервые. «Пробивалось» строительство калийного терминала, мягко говоря, не совсем открыто. Именно покров тайны придал особое ожесточение борьбе сторонников и противников строительства терминала. С тех пор, как в Николаеве впервые прозвучал термин «калийный терминал», прошло уже более двух лет. И все это время не утихают споры, собираются подписи против его строительства, проходят всевозможные акции протеста. Но терминал потихоньку строится. Городские власти, руководствуясь только решением горисполкома, сразу запустили бульдозеры и земснаряды на территорию будущего терминала. Под строительство был отведен участок 12,5 гектара берега вблизи от судостроительного завода «Океан». Толчком послужило то, что весной 1995 года город получил предложение от ЗАО «Ника-Тера» - инвестировать сумму, эквивалентную 20 млн. долларов США, в сооружение терминала по перегрузке калийных удобрений, доставляемых из России (Соликамск), а в дальнейшем - и из Западной Украины в страны Юго-Восточной Азии. Ограничившись предварительной экологической оценкой проекта, николаевские власти заключили с «Никой-Терой» договор, согласно которому город получит 25% чистой прибыли от работы порта, кроме налоговых поступлений, 20 трамваев и столько же троллейбусов.

Именно эти последние цифры довольно широко использовались городскими властями для утверждения своего замысла. В Николаеве, как и в других городах, с транспортом напряженка, и обещанные трамваи и троллейбусы, конечно, очень бы пригодились. Впрочем, по прошествии двух лет транспортная проблема несколько смягчилась, но отнюдь не от обещанных трамваев и троллейбусов - выручает частный транспорт.

Гораздо меньше внимания уделялось правовым и экологическим аспектам проблемы. Резкие протесты «зеленых» и общественности были спровоцированы тем, что городские власти, не имея всего комплекса обоснований, сразу начали строительство объекта.

В дело вмешивались работники прокуратуры, даже приняв предписание, обязывающее остановить ход строительства до полного оформления согласований.

Широкое обсуждение проблемы будущего терминала, жесткая позиция общественности побудили ЗАО «Ника-Тера» усовершенствовать первоначальный проект, доработать экологический блок. Однако многие проблемы, приведшие к конфликту, остались. Наиболее полно их выразил начальник Николаевского морского порта В.Хабаров. Он вообще поставил под сомнение целесообразность строительства еще одного порта в Николаеве. Своего рода бомбой стало его заявление о том, что разработка проекта велась на грани самоуправства, с грубым нарушением законодательства, в частности Кодекса торгового мореплавания. Возмущает начальника морского порта и то, что, по его сведениям, заказчик не согласовал проект в Минтрансе, с департаментом морского и речного флота.

Действительно, в свете этого выступления концы в рассуждениях организаторов слушаний явно не сходятся. В них упор делается на экономические результаты. Прогнозируется, что эксплуатация калийного терминала в несколько млн. тонн грузопереработок и должна ежегодно давать Украине в целом свыше 13 млн. долларов дохода. И это, мол, еще не все. После полной реализации проекта пропускная способность терминала, а значит, и сумма дохода удвоятся. Приводились и другие более чем соблазнительные цифры. Но тут возникает простой, однако, как считают многие, «убийственный» для поклонников строительства терминала вопрос: есть ли тот самый безвредный хлористый калий в таких объемах, чтобы осыпать долларовым дождем весь Николаев?

По мнению начальника морпорта В.Хабарова, этого-то как раз и нет. И верить Хабарову есть немало оснований. Пока калийный терминал исподтишка строится в надежде на миллионные грузопотоки, Николаевский морской порт уже второй год работает с этим самым грузом - калийными удобрениями. Через морской порт проходит в год 1,5 млн. тонн калийных удобрений. Коллектив порта не только справляется с этими объемами, но и ищет новые грузопотоки. Однако, увы, далеко не всегда находит. Переработка грузов, в том числе и калийных удобрений, по сравнению с 1996 годом здесь возросла на 15%. А мощности порта позволяют переработать в два раза больше грузов. Проблема как раз в том и стоит: где взять дополнительные объемы?

Как видим, проблема гораздо сложнее, чем ее изображают сторонники строительства калийного терминала. Вполне вероятно, что калийный терминал будет построен, но он попробует переориентировать на себя те грузопотоки, которые сейчас обслуживает морской торговый порт. На этом «ника-Тера», вероятно, неплохо заработает. Но ни местному бюджету, ни Украине в целом не светит прибыль. Таково экономическое существо этого проекта. В плане экологии он гораздо опаснее. Сторонники строительства терминала уповают на то, что облюбованный «Никой-Терой» берег - пустынный, основная часть терминала разместится на территории «мелководного заиленного лимана». Но именно в этом мелководье находятся, по утверждению специалистов, нерестилища рыб.

Можно, конечно, к уже существующим портам присовокупить новые, кому-то более выгодные, занять весь берег лимана кранами и причалами. Но от такого размаха грузопотоки не возрастут.

Выход может состоять в том, чтобы, не наступая на нерестилища и пляжи, интенсивно использовать уже имеющиеся и нынче явно недогруженные портовые хозяйства, в том числе и в плане перегрузки калийных удобрений.

Николаевский торговый порт в принципе может переработать до 3 млн. тонн калийных грузов. для этого, правда, надо истратить на его реконструкцию 1,5 млн. долларов.

Дабы не создавалось обманчивое впечатление, что городские власти всерьез решили посоветоваться с общественностью насчет строительства терминала, напомню, он и так строится. И природе уже сейчас наносится вполне определенный ущерб. Вот последние факты. На месте будущего терминала с помощью земснарядов и бульдозеров создано «озеро», отделившее от лимана часть водной глади. Местные жители были неприятно поражены, когда, начиная с 3 июля, в этом рукотворном «озере» начала всплывать на поверхность задохнувшаяся рыба… Рыба исчезает не только из озера, издающего зловонные запахи, но и из его лиманных окрестностей. Да и как ей не исчезнуть, когда на смену бульдозерам и земснарядам пришли строители с не менее шумными инструментами…