UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО — «ХОЧУ!»

Рвущемуся к власти навластвоваться всласть. Булат Окуджава Административная реформа набирает обороты...

Автор: Дмитрий Борисенко

Рвущемуся к власти навластвоваться всласть.

Булат Окуджава

Административная реформа набирает обороты. Кабинет министров Украины сократил предельную численность работников аппарата министерств, ведомств и территориальных органов почти на 20 тысяч человек, сообщает правительственная пресс- служба. Согласно постановлению Кабинета министров от 26 февраля (№403), сокращение коснется 19571 сотрудника из 12 министерств, 15 госкомитетов, 19 других ведомств и подчиненных им территориальных органов.

В результате сокращения самый многочисленный центральный аппарат будет иметь Министерство экономики — 1250 сотрудников. На местах в этом министерстве будут работать 1236 служащих.

В центральном аппарате Министерства финансов будут работать 891 человек, а в его территориальных органах — 13433 служащих.

В составе центрального аппарата Государственной налоговой администрации будут работать 630 сотрудников, а на местах — 58716 человек.

Согласно постановлению на 489 автомобилей (до 4337) сокращено количество машин, которые обслуживают эти министерства, 14 госкомитетов, 16 других ведомств, подчиненные им территориальные органы.

Денежные средства от реализации этих автомобилей должны быть перечислены в госбюджет.

Как сообщает пресс-служба Кабмина, такое сокращение позволит сэкономить 71,9 млн. грн. бюджетных средств на содержании органов исполнительной власти. «ЗН», однако, не спешит разделять сей аппаратный оптимизм. Почему? Публикуемая ниже заметка дает, на наш взгляд, ответ на этот вопрос.

Много ли надо человеку для счастья? Этот риторический по своей сути вопрос можно разделить на несколько более коротких: «Для какого счастья?», «Какому конкретно человеку?», «Что такое много?». У разных групп людей ответы на эти вопросы разные. Кому-то достаточно триста до получки, кто-то желает здоровья, кто-то рассуждает о философском камне...

Но, как правило, каждый мечтает об уверенности в завтрашнем дне. И вот наконец мечта свершилась. Однако, как всегда бывает на этой части суши, не для всех. А только для самых заслуженных, трудящихся на народное благо.

12 февраля 2000 года Кабмин издал постановление №292 «О материально-бытовом обеспечении работников бывшего аппарата Кабинета министров Украины». Содержание документа коротко и на удивление энергично: «Кабинет министров Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ: сохранить за работниками бывшего аппарата Кабинета министров Украины, которые переведены на работу в органы исполнительной власти и другие государственные органы, условия оплаты труда (должностные оклады, надбавки за особый характер работы и интенсивность труда, если они на новом месте работы ниже, чем предыдущие), материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания, которые они имели по предыдущему месту работы, на период работы в этих органах. Премьер-министр Украины В.ЮЩЕНКО».

Несколько выводов, которые, очевидно, следуют из текста постановления.

В КМУ не бывает бывших работников. «Бывшим» иногда оказывается только аппарат. Но замена «бывшего», как всегда, приводит лишь к изменению цвета табличек на кабинетах, и поэтому аппарат совсем даже не пугается каких-либо страшилок о грядущем сокращении. Кадры-то остаются — «человеческий фактор» в действии.

Налицо трепетное и по-социалистически бережное отношение к трудящимся, т.е. к работникам бывшего аппарата за счет государственного бюджета, что закрепляется не только нормой о сохранении размера должностных окладов и надбавок за интенсивность труда(!), но и сохранением норм материально-бытового обеспечения(!?) и медицинского обслуживания.

Уже притчей во языцех стало нынешнее состояние национальной экономики, поэтому необходимость жить по средствам, т.е. соизмеряя уровень желаемых затрат с уровнем фактических доходов бюджета, ни у кого, кроме самого госаппарата, не вызывает сомнения. Поэтому 22 июля 1998 года Президентом был подписан указ «О мерах по внедрению Концепции административной реформы в Украине» №810/98, в котором отмечалось, что «существующая в Украине система государственного управления остается в целом неэффективной,.. она является внутренне противоречивой, незавершенной, громоздкой и оторванной от людей, вследствие чего государственное управление стало тормозом в проведении социально-экономических и политических реформ».

Реальные и действенные шаги по реализации административной реформы начались в конце прошлого года и совпали с назначением нового правительства.

Шаг первый. Указ Президента Украины «О составе Кабинета министров Украины» от 15 декабря 1999 года №1574/99, которым предусмотрено создание секретариата Кабинета министров.

Шаг второй. Постановление КМ «Об образовании секретариата Кабинета министров Украины» от 21 декабря 1999 года №2356, которым на базе ликвидируемого аппарата Кабинета министров создан секретариат Кабинета министров.

Шаг третий. Постановление КМ «О признании утратившими силу актов Кабинета министров Украины по вопросам оплаты труда» от 6 января 2000 года №11, согласно которому отменены принятые предыдущими составами правительства акты, предоставлявшие ряд льгот и особые условия оплаты труда и материально-бытового обеспечения ответственным работникам.

Шаг четвертый. Постановление КМ «О повышении эффективности расходования бюджетных средств в 2000 году» от 12 января №31, которым приостановлена бригадная(!?) форма организации труда в бюджетных учреждениях и организациях.

Шаг пятый. Указ Президента «О совершенствовании деятельности государственных органов, работы государственных служащих и повышении эффективности использования бюджетных средств» от 11 февраля 2000 года №207/2000, которым предусмотрено сокращение бюджетных расходов на содержание органов исполнительной власти не менее чем на 40 процентов.

Таким образом был осуществлен ряд шагов, направленных на наведение элементарного порядка и практическую реализацию административной реформы.

И вот система предприняла ответный ход, по сути перечеркнув двухмесячные усилия: льготы и привилегии, которые были приостановлены или ликвидированы, теперь восстановлены и возвращены «работникам бывшего аппарата». И это в нарушение норм Указа Президента «О мерах по внедрению Концепции административной реформы в Украине», в котором подчеркивается, что «система государственного управления будет подконтрольна народу, прозрачной,.. эффективной. Затраты на содержание управленческого персонала будут адекватными финансово-экономическому состоянию государства»! Мы уж не говорим о том, что при «новом» подходе и речи быть не может ни о каком сокращении бюджетных расходов на 40%.

Показателен тот факт, что подобное временное (но не исключено, что и пожизненное) сохранение за работниками бывшего аппарата КМ условий оплаты труда, материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания практически совпадает с нормами статьи 1 постановления КМ от 28 января 2000 года №140 «Об оплате труда, гарантиях и компенсациях для работников, которые направляются для работы на антарктическую станцию «Академик Вернадский». За участниками антарктической вахты, как явствует из документа, на время пребывания в экспедиции сохраняется средний заработок по прежнему месту работы. Точно так же, как и привыкшему к ковровым дорожкам чиновнику.

Будет ли найден инициатор столь вольного расходования бюджетных средств? Когда же государственный бюджет Украины перестанет рассматриваться как личная свинья-копилка? После прочтения постановления №292 эти вопросы кажутся еще более риторическими, чем прежде.