UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛИ

Головоломка для любителей естественных наук (физики, химии, арифметики и элементарной логики): куда «испарились» миллиарды кубометров газа и кто и кому должен за него заплатить?..

Автор: Алла Еременко

Головоломка для любителей естественных наук (физики, химии, арифметики и элементарной логики): куда «испарились» миллиарды кубометров газа и кто и кому должен за него заплатить?

Мы уже знаем, что дебит с кредитом в газовом бизнесе Украины еще ни разу не совпал. Догадываемся, а иногда и наверняка знаем, что у каждого участника рынка газа - своя система ценностей. Посему при подсчете, например, объемов поступившего в Украину и использованного потребителями газа каждый получает конкретный результат, никогда не совпадающий с результатами подсчетов других участников этого рынка. Достаточно сказать, что до сих пор не существует окончательных данных о потреблении газа в Украине в первом полугодии 1997 года. Да и по 1996-му тоже не все ясно. Это не имело бы значения, если бы непременная разница в подсчетах не материализовалась бы в конкретные суммы, которые кто-то кому-то обязательно, оказывается, должен. Тем более, что суммы эти - в миллионах долларов.

Один из ярких тому примеров - попытки подсчитать: каким объемом газа реально располагал каждый газотрейдер (оптовый импортер газа или мелкооптовый дилер), сколько его газа на самом деле поставлено потребителям при посредничестве газотранспортников (подразделений «Укргазпрома» и «Укргаза»), сколько и кому за эти услуги должен?

Когда 16 августа «Зеркало недели» опубликовало официальную информацию о задолженности газотрейдеров «Укргазпрому» (за услуги по транспортировке газа в 1996-м и первом полугодии 1997 года), никто не догадывался о том, насколько различаются подсчеты «Укргазпрома» и газотрейдеров. Последние (несмотря на массу объяснений, которые они вынуждены были представить во все инстанции - в том числе и в связи с оглаской «их задолженности») в большинстве своем поступили максимально корректно: представили в свою очередь редакции документы о задолженности, которую они признают.

По логике событий редакция «ЗН» намерена продолжить иллюстрацию опытов естествоиспытателей - попыток свести концы с концами в газовом омуте Украины. Возможно, таким образом - совместными усилиями - мы приблизимся ко времени цивилизации одного из самых скандальных рынков страны - рынка газа.

Первый естествоиспытательный опыт, который мы опишем, - взаиморасчеты акционерного общества закрытого типа (АОЗТ) «Интергаз». Начнем с этой компании, во-первых, потому что это старейший газотрейдер в Украине. Во-вторых, потому что, несмотря на то, что «Интергаз», как оказалось, не получает российский газ с 21 июля, он фактически располагает достаточным количеством газа, чтобы до осени потребители в регионах деятельности этой компании не ощущали недостатка в газе. Если, конечно, сам «Интергаз» не прекратил им газопоставки из-за неплатежей.

Итак, «Укргазпром» приблизительно в середине августа «выставил» «Интергазу» счет за услуги по транспортировке газа - 10 642,5 тыс. долларов (за 1996 год - 5 111,4 тыс. долл.; за первое полугодие 1997 года - 5 531,1 тыс. долл.).

Кроме этого, «Укргазпром» официально предупредил потребителей газа, имеющих контракты с АОЗТ «Интергаз» о том, что эта компания не располагает газом... Возможно, это логично, если исходить исключительно из того, что этой компании сейчас россияне газ в самом деле не поставляют. Но в «Интергазе» настаивают на том, что газа пока что у них достаточно. И вот почему.

Когда в очередной раз российский «Газпром», «Интергаз» и «Укргазпром» проводили сверку объемов газа, поставленного в адрес «Интергаза», стороны в основном сошлись на том, что этому газотрейдеру - «Интергазу» - принадлежит (по данным на 1 сентября 1997 года) в общей сложности 952 млн. кубометров российского газа.

Когда сводили баланс поставок российского газа за 1996 год, выяснилось, что в недрах «Укргазпрома» «завалялось» 205 млн. кубометров газа, принадлежащего «Интергазу». Доподлинно неизвестно, завалялся этот газ, попал ли в «подземки» «Укргазпрома» или же был поставлен потребителям другой компании (в «Интергазе» склонны считать, что их газом кто-то «попользовался» безвозмездно и самовольно, а теперь их хотят заставить за это еще и заплатить - как за формальное хранение «неиспользованного» газа в недрах «Укргазпрома»).

Далее, уверяют в «Интергазе», в декабре 1996 года у «Укргазпрома» остался еще 121 млн. кубометров газа, принадлежащего «Интергазу». И этим газом, вероятно, кто-то «попользовался».

А за семь месяцев 1997 года «Интергаз» не реализовал своим потребителям еще 626 млн. кубометров российского газа, поступление которого в его адрес подтверждается актами приемки-передачи, подписываемые «Газпромом» и «Укргазпромом».

Вот и «нашелся» почти миллиард российского газа, поставленного в адрес «Интергаза».

К этому можно добавить (или отнять?) 260,8 млн. кубометров газа стоимостью в 20,864 млн. долларов, которые принял «Укргазпром» от россиян в адрес «Интергаза» в период с 1 по 21 июля 1997 года (согласно трехстороннему акту приема-передачи газа от 11 августа 1997 года, подписанному в Москве).

В итоге несложных арифметических операций получаем объем газа, которым располагал «Интергаз» к началу сентября, - не менее 1 млрд. 212,8 млн. кубометров. Разумеется, на фоне 4 млрд. кубометров газа, «испарившегося» в 1996 году в Украине неведомо куда, - это не так уж страшно. Но для одной компании - это слишком большой дисбаланс, если учесть, что за весь 1997 год «Интергазу» позволено продать не многим более 8 млрд. кубометров...

Только за первое полугодие 1997 года в адрес «Интергаза» поступило 4 414,777 млн. кубометров газа. Потребителям же компанией реализовано 3 360.914 млн. кубометров. Так что даже без прошлогодних остатков, уверяют в «Интергазе», за первое полугодие на их счету оставалось 457,072 млн. кубометров нереализованного газа.

Кроме того, ситуация с созданием долгов и «зависанием» газа - при неплатежах потребителей обернулась, в частности, для «Интергаза» прекращением газопоставок из России. С просьбами разобраться в ситуации президент АОЗТ «Интергаз» Игорь Бакай обращался и к премьер-министру Валерию Пустовойтенко, и в Госнефтегазпром, и в «Укргазпром», и в «Укргаз». Канитель со сверкой объемов поставленного и реализованного газа перманентно длится между трейдерами и газотранспортниками не первый год. И конца этому не видно. В «Интергазе» отмечают, что в период, когда эта компания являлась единственным поставщиком, имеющим значительные остатки нереализованного газа, в реестрах о реализации газа (которые составляются «Укргазпромом» и «Укргазом»), так сказать, проводилась поставка газа потребителям тех трейдеров, которые на самом деле в этот период газа не имели. Торговцы воздухом - и только.

Между тем, украинские газопотребители самому «Интергазу» платят по-прежнему неисправно. Одесская область рассчиталась на 21,97% от стоимости использованного газа, потребители в Полтавской области - на 57,01%. Всего же, по расчетам «Интергаза», в период с 1 января по 1 сентября этой компанией поставлено потребителям 3 млрд. 342,3 млн. кубометров газа.

Не менее разнобойная информация и о поставках газа торгово-энергетической компанией «Итера-Украина». В середине августа «Укргазпром» выставил ей счет за транспортные услуги - 13 245.2 тыс. долларов. Но в результате сверки 28 августа платежей и объемов поставок газа «Итере-Украина» выяснилось, что в этом году она ничего не должна за транзит газа «Укргазпрому». А с тем, должна ли эта компания (вернее, ее родная сестра - ТЭФ «Itera Energy») за транспортировку газа в 1996 году еще предстоит разобраться, так как в до сих пор не ясно, кто должен оплатить 440 млн. кубометров газа, которые в феврале 1996 года были поставлены трансгазами (региональными подразделениями «Укргазпрома» - «Харьковтрансгазом» и «Донбасстрансгазом») в Харьковскую область - без контрактов с этой трейдерской компанией.

При этом в ТЭК «Итера-Украина» сообщают, что еще за прошлогодние поставки газа потребители не вернули ей свыше 600 млн. долларов...

Текущие же взаиморасчеты потребителей за газ, поставленный в первом полугодии (по оперативным данным ТЭК «Итера-Украины» на 1 сентября 1997 года), выглядят несколько хуже, чем у других трейдеров.

Вот и попробуйте подсчитать, кто кого кредитует и на сколько, а кто что должен.

Не менее показательны и результаты сверки объемов поставок газа в адрес «Украинской газовой компании» (УГК).

Стоит заметить, что из всех работающих в Украине трейдеров эта компания по своему статусу занимает исключительное положение, так как является по сути частью производственной группы (можно даже, наверное, сказать - реальной производственно-финансовой группы, о которых так много говорилось в Украине, но на практике они чаще не появлялись) и газ для нее - не просто товар, а именно ресурс, который заодно с обеспечением собственных потребностей компанией поставляется и в несколько регионов Украины. Кроме того, «Украинская газовая компания» (не путать с Украинским газоресурсным консорциумом) как продавец узбекского газа является его полноправным владельцем в отличие от всех остальных трейдеров (не считая отечественных добытчиков газа). И, пожалуй, только этой компании не угрожает такая неприятность, как прекращение поставок газа в ее адрес. С начала года и по состоянию на 1 августа «Украинской газовой компанией» поставлено потребителям около 1 млрд. кубометров газа.

К середине августа за доставку вышеназванного объема газа предприятиями «Укргазпрома» этой компании выставили счет в 781.3 тыс. долларов. Вместе с тем, опять же после проведения сверки с газотранспортниками, в «Украинской газовой компании» предоставили информацию иного рода:

К этому остается добавить, что товарно-денежные потоки по природе своей хотя и не столь непрерывные, как газ, который таким образом оплачивается, но все же это тоже - движение. А это значит, что так или иначе оперативные данные плательщика и получателя платежа (будь то деньги или товар, или ценные бумаги) могут не совпадать. И поэтому этот процесс тоже называют «текущие платежи» - там отправили, но здесь еще не получили. Но даже при всем при этом такой порядок разночтений - вещь несусветная.

Вся эта история густо приправлена огромным количеством документов, часть из которых - взаимоисключающие. Но фактом остается то, что при таких прямо противоположных подходах вряд ли возможно составить реальный баланс поставок и потребления газа в Украине, а значит и подсчитать: кто, кому, сколько и за что собственно должен.

Но, на наш взгляд, проблема в том, что не существует единого подхода. И не может, вероятно, существовать до тех пор, пока все вместе и каждый из участников рынка газа индивидуально пользуются отдельной философией и практикой подсчетов - для внутреннего и внешнего потребления. Эти плоскости даже никогда не пересекаются, где уж надеяться на их совпадение. В результате - дисбаланс, дезорганизация рынка и системы платежей. И всякие споры о принципах организации рынка газа Украины, поступлений в бюджет от участников этого вида предпринимательства - при таком подходе - просто бессмысленны. Все равно что рассуждать о независимости отдельно взятой газовой трубы...