UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЭЛЕКТРОМОТОР»: МАРАФОН НА ВЫЖИВАНИЕ

В пятую часть полтавских предприятий, которым удалось в первом полугодии нарастить объемы промышленного производства, АО «Электромотор» не вошло...

Автор: Владимир Писковый

В пятую часть полтавских предприятий, которым удалось в первом полугодии нарастить объемы промышленного производства, АО «Электромотор» не вошло. Как и для большинства производств, для его деятельности характерен спад, который в целом по области составляет за полугодие 4,7 процента. Сравнивать же работу с более отдаленными временами - и вовсе унылое занятие. Двух цифр вполне достаточно, чтобы никаких сомнений на сей счет не возникло: в 1990 году предприятие выпустило 1,4 млн. штук электродвигателей, а спустя пять лет производство сократилось до 450 тыс. Тем не менее, директор «Электромотора» Сергей Кожемяко склонен к оптимистичной оценке перспективы: «Я уверен в том, что мы выживем». правда, с некоторыми оговорками...

Немногим более сорока лет назад на базе электротехнических мастерских, специализирующихся на выпуске полотеров, начало создаваться современное предприятие, сориентированное на производство асинхронных трехфазных и однофазных двигателей АИР-71. Выбор данной продукции в значительной мере определил успешное развитие завода: дело в том, что тип электродвигателя, который стали выпускать полтавчане, в бывшем Союзе больше нигде не производился, а спрос имел практически неограниченный в качестве важнейшей комплектующей части станков, бетономешалок, вентиляторов, насосов, иного промышленного оборудования.

Статус монополиста, как известно, неизбежно предполагал в былые времена серьезную опеку «сверху», суля не только нагоняи, но и весомую помощь в техническом оснащении завода. Только на оборудование по выпуску двигателей для стиральных машин «Электромотору» было выделено $ 2 млн. И когда бывший Госснаб озадачил предприятие изготовлением 1,7 млн. двигателей ежегодно, к концу 1990-го электромоторовцы готовы были производить на 60 тыс. больше. Однако этим планам не суждено было сбыться - спрос на продукцию пошел на убыль.

Тем не менее, решение о смене формы собственности на «Электромоторе» приняли без особых колебаний. имея всего 40-процентный износ оборудования, заводчане всерьез рассчитывали на перспективы, которые предоставит хозяйственная самостоятельность. Поэтому предприятие акционировалось в числе первых, сосредоточив в руках коллектива свыше 70 процентов акций.

- Сейчас между акционерным обществом и предприятием, остающимся в государственной собственности, особых различий не ощущается, - считает Сергей Кожемяко. - Ну, разве что приходится довольствоваться моральными дивидендами. Все же процесс приватизации - явление объективное и неизбежное, однако не завидую коллегам, которые сегодня заняты акционированием. Ведь сейчас сагитировать человека выкупить акции, связав тем самым личную судьбу с судьбой завода, чрезвычайно трудно. Многие просто не верят в успех.

Синдром недоверия стал характерен и в среде новоявленных акционеров, в памяти которых еще свежо время экономического подъема завода. Оптимизму просто неоткуда взяться, если отсрочка по выплате заработной платы составляет три месяца, а штат работающих неумолимо сокращается. От былых трех тысяч работников «Электромотора» осталось уже меньше двух тысяч. Разумеется, в прежнем штатном расписании были должности, от которых производству, как говорится, ни холодно, ни жарко, но ведь беда в том, что с падением объемов производства, а значит, и заработков, немало высококлассных специалистов ушли по собственной воле. И если даже помечтать о том, что завод получит прежнюю массу заказов, обеспечение сырьем и необходимыми комплектующими, то на возврат к былым объемам производства надеяться не приходится, поскольку нет достаточного количества работников, способных задавать должный производственный ритм.

- Готов согласиться с тем, что миллионы двигателей, которые мы делали, может, действительно потребителям и не нужны, - размышляет директор. - В таком случае, необходимо сосредоточить усилия на повышении качества, совершенствовании конструкции. Тем самым можно было бы составить серьезную конкуренцию западным производителям, которые сейчас довольно интенсивно осваивают наш рынок.

Бесспорность данного утверждения столь же очевидна, как и закономерен вопрос: а что, собственно, мешает развиваться именно в таком направлении?

- А разве мог кто представить, что разрыв создаваемых годами интеграционных связей будет столь значительным? - парирует Кожемяко. - С развалом Союза на некогда едином экономическом пространстве началось бессистемное дублирование в производстве. В России, Белоруссии предпочли не покупать наши двигатели, а осваивать их производство у себя, полагая, что это даст возможность получать дополнительную прибыль. Но при этом конкуренты не учитывали наш уровень технической оснащенности специализированным оборудованием, который в нынешних экономических условиях за год-два не создашь. Спрашивается, какой смысл тратить средства на изобретение велосипеда, если при разумной политике кооперация гораздо выгодней?

Угроза беспросветности для «Электромотора», как, впрочем, и для других отечественных производителей, приобрела реальные очертания в августе с объявлением Россией о введении 20-процентного НДС по отношению к странам, не вошедшим в таможенный союз. Это будет означать не что иное, как утрату рынка, на котором полтавчане реализуют до 80 процентов выпускаемой продукции. Ориентацией на потребителей в так называемом дальнем зарубежье эту потерю, к сожалению, предприятие не компенсирует. Хотя и есть у «Электромотора» экспортные поставки в Италию, Германию, Грецию, Таиланд, Сингапур, Австралию, исчисляемые в прошлом году $1,8 млн., но этот объем еще не решает проблему ритмичной работы предприятия.

- Если раньше о конкуренции мы знали лишь понаслышке, то теперь приходится считаться с ней как с одним из определяющих факторов дальнейшего выживания, - говорит Сергей Дмитриевич. - То, что цена двигателя, который мы традиционно производим, наиболее низкая по сравнению с аналогами, еще не обеспечивает конкурентоспособность продукции. Мы вынуждены принять правила игры, не нами придуманные, - становиться на путь универсализации, осваивая новые модели двигателей, которые в Украине уже выпускаются другими предприятиями. В частности, наладили производство АИР-63, на выпуске которых специализируется ужгородский завод, к концу года станем производить сотую модель, соперничая с днепропетровцами. А в будущем году примемся за освоение 80-го и 90-го габаритов, составляя тем самым острую конкуренцию бывшему головному заводу в Харькове, с которым прежде находились в одном научно-производственном объединении. И если в былые времена освоением новой модели мы не суетясь могли заниматься лет пять, то теперь счет идет буквально на месяцы.

Этот марафон на выживание, судя по всему, директору явно не по душе. Вроде бы и совестно перед коллегами за собственную рыночную агрессивность, да выбирать не из чего. «В том, что завод выживет, сомневаться не приходится. Даже если спрос на продукцию сойдет на нет, станем, в конце концов, специализироваться на ремонте электродвигателей - специальный цех уже создали. Проблема в другом: каким составом выживать придется? Нынешними двумя тысячами работающих или несколькими сотнями? Вот что больше всего тревожит», - подытожил Кожемяко.