UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭКСПОРТ-ИМПОРТ: МНОГОХОДОВАЯ КОМБИНАЦИЯ

На заседании Кабинета министров 18 марта обсуждалось предложение Государственного комитета по пищевой промышленности и Министерства экономики о ввозе в Украину 300 тысяч тонн сахара-сырца...

Автор: Олег Музыченко

На заседании Кабинета министров 18 марта обсуждалось предложение Государственного комитета по пищевой промышленности и Министерства экономики о ввозе в Украину 300 тысяч тонн сахара-сырца. К чему бы это? Да к выполнению украинско-российских «сахарных» договоренностей.

По мнению заместителя министра агропромышленного комплекса Леонида Сваткова, летом 1998 года дефицит сахара в стране составит 300 тысяч тонн, который можно покрыть только за счет импорта. Общее производство сахара из урожая сахарной свеклы 1997 года составило около 2 млн. тонн, что с учетом внутреннего потребления в 1,5-1,7 млн. тонн и экспортных поставок в Россию в размере 600 тысяч тонн явно недостаточно для удовлетворения потребностей страны и приведет к указанному дефициту. Как считает заместитель министра, сахарную проблему необходимо решать незамедлительно, для этого предлагается установить 15-процентную ввозную пошлину на сахар-сырец, но не менее 0,05 экю за тонну, на срок до 1 августа (по ныне действующему законодательству импортная пошлина на сахар установлена в размере 50%, но не менее 0,3 экю).

В свою очередь правительство не меньше отраслевиков озабочено сахарной проблемой: до сих пор не решены вопросы экспорта сахара в Россию, несмотря на существующие протокольные обязательства. Хотя… По мнению независимых экспертов, подписанный 26 декабря 1997 года «Протокол между правительствами Украины и Российской Федерации о механизме поставок украинского белого сахара»... и преподнесенный общественности как большое достижение внешнеэкономической деятельности украинского правительства, является не более чем протоколом о намерениях. Украинская и российская стороны не укладываются в сроки его выполнения, что уже поставило под угрозу срыва первые поставки украинского сахара в количестве 100 тысяч тонн в первом квартале. Столь неутешительная ситуация объясняется рядом проколов, которые изначально были заложены в документ, но стали очевидными лишь в момент непосредственной реализации соглашений. Как оказалось, стороны определили для себя слишком короткий срок разработки механизма поставок первой партии сахара. Согласно пункту 3 названного протокола, «российская сторона в месячный срок проводит распределение квоты и сообщает украинской стороне о российских импортерах...». Но с момента подписания документа прошло более двух с половиной месяцев, а от северного партнера ни слуху ни духу. Москва, похоже, без напоминания со стороны Украины не собирается определять на конкурсной основе, кто и сколько будет закупать сахара. Правда, и украинская сторона до сих пор не выполнила условия данного пункта, т.е. не определилась в своих импортерах. Хотя все сроки прошли…

Спрашивается: а почему после стольких месяцев напряга по решению проблемы экспорта «сахарный локомотив», который, как уже представлялось, на всех парах несется в Россию, оказался в тупике? Ответ на этот вопрос состоит из нескольких взаимосвязанных факторов: сегодня в Украине нет лишнего сахара, и тем, кто его имеет, гораздо выгоднее реализовывать его на внутреннем рынке, чем везти в Россию. Оптовая цена на сахар составляет $540 (или 1050 грн./т), в рознице - $640 (или 1250 грн./т). Без учета НДС в розничной торговле - $512 за тонну. Как считают независимые эксперты, при такой цене внутреннего рынка украинским трейдерам нет смысла экспортировать свою продукцию в РФ даже после отмены таможенных тарифов и НДС.

В России оптовая цена на сахар сегодня находится на уровне $480-500 за тонну (отпускная цена сахара российских сахарных заводов еще меньше - $450, а в рознице сахар реализуется по $570-600 за тонну, лишь в некоторых регионах достигая $700-750). А за украинский сахар российские коммерсанты предлагают цену на уровне $360-380 за тонну. Кому ж охота везти свой товар?

Однако украинское правительство не намерено отступать и готово осуществить квотированные поставки даже в ущерб себе, т.е. по ценам, которые предлагают российские бизнесмены. К тому же согласно пункту 1 протокола поставки сахара в РФ должны проходить по цене не ниже текущей цены на Лондонской бирже (в феврале она составляла $310 за тонну). Такая привязка цены тростникового сахара к свекловичному есть, мягко говоря, недоразумение. Ведь свекловичный сахар всегда стоил дороже тростникового, и Россия требует поставок только свекловичного сахара. Но так записано в протоколе - «не ниже», что следует понимать и как не намного выше цен Лондонской биржи. Во всяком случае, российская сторона может сыграть на этом, предлагая очень низкую цену за наш сахар.

Допустим, что в Украине есть дешевый «бартерный» сахар, который обошелся предпринимателям (поставщикам ГСМ и других энергоресурсов) по $330-360 (к примеру, по бартеру тонна сахара в среднем шла за 3,2 тонны мазута, цена которого составляла $102,5 за тонну. Умножаем $102,5 на 3,2, получаем $328 за одну тонну сахара). Этот сахар и могут «толкнуть» по устраивающей россиян цене - $350-400. Однако кому такой гешефт нужен?

Независимые эксперты считают, что поставки в Россию сахара теряют смысл, если цена будет ниже его себестоимости, и как было сказано выше, украинские трейдеры не заинтересованы в таких поставках. Казалось бы, откуда этому интересу взяться? Однако зацепка есть, да еще какая! Ведь в случае экспорта 600 тысяч тонн Украине действительно потребуется дополнительно импортировать тростниковый сахар-сырец, чтобы избежать дефицита сахара на внутреннем рынке. Реально экспортные поставки в Россию едва ли смогут превысить 200 тыс. тонн сахара, либо Украина не дотянет до урожая следующего года. Таким образом, импорт сахара-сырца должен составить 300 тысяч тонн, и поставки, как было сказано в начале статьи, должны проводиться по льготному таможенному тарифу.

В сложившейся ситуации - когда трейдеры не хотят продавать сахар в Россию и надо выполнять свои протокольные обязательства, а значит, надо будет закупать и перерабатывать сахар-сырец - украинское правительство решило убить двух зайцев сразу: квоту на ввоз сырца получит тот, кто согласится экспортировать свой сахар в РФ! Ловко придумано. Правительство позволит трейдеру продать сахар в Россию по низкой цене - $450-500 за тонну (на чем он «теряет» $10-60 с тонны сахара, так как на внутреннем рынке его стоимость в розничной торговле составляет $512 без учета НДС), но за счет ввоза сырца и реализации тростникового сахара трейдер с лихвой покроет свои «убытки» (стоимость сырца с доставкой и переработкой едва превысит $400 и при его реализации в карман пойдет как минимум по $100 на тонне).

Правда, при таком раскладе на рынке может произойти форменный беспорядок. Как только владельцы сахара узнают, что в Россию плохо идет сахар по причине низких цен или из-за отсутствия механизмов поставок (ведь все сроки вышли) и в то же время принято постановление Кабмина о ввозе сырца, в одно мгновение украинский рынок может захлестнуть волна ажиотажной распродажи. Продавцы не станут ждать момента, когда внутренний рынок внезапно «перегрузится» дополнительным сахаром, и начнут избавляться от своего товара. В свою очередь «медведи», как называют их биржевики, сработают на понижение цены, и сахар подешевеет.

Удастся ли правительству избежать такой ситуации? Эксперты сильно сомневаются. Ведь уже сейчас завязывается яростная борьба за получение квот на импорт сырца не столько среди трейдеров, сколько среди директоров сахарных заводов, которые имеют оборудование для переработки сырца. Таких предприятий около полусотни, но для переработки 300-400 тысяч тонн сырца понадобится всего 6-7. Вот где развернутся главные баталии. Но поскольку своего сахара у заводчан уже давно нет, то коммерческие структуры, которые возьмут на себя импортно-экспортные заботы, скорее всего, сами будут решать, с какими предприятиями у них завяжутся взаимовыгодные отношения.