Еще какой-нибудь десяток лет тому назад любой торговец, занимавшийся поставкой индийского котона в Европу или в Соединенные Штаты, всячески пытался уклониться от упоминания факта индийского происхождения своего товара. Теперь же на каждом рулоне первоклассной джинсовой ткани гордо красуется торговая марка Arvind и клеймо Индии. Arvind, которая не так давно еще была никому не известной фирмой местного значения, ныне стала третьим по величине производителем джинсовой ткани в мире (и первым по величине за пределами Америки). Именно из индийского города Ахмедабада, который поражает узостью своих извилистых улиц, заполненных гудящими автомобилями вперемежку с ослиными упряжками, фирменный котон поставляется более чем в 70 стран мира, в том числе и таким известным производителям джинсов, как Lee Apparel Co. и Levi Strauss&Co. К тому же фирма Arvind является одной из немногих индийских компаний, которой не пришлось за последние годы срочно менять свою специализацию - наоборот, здесь углубляют и расширяют свое оказавшееся столь прибыльным дело.
- Это одна из первых индийских компаний, которой удалось приспособиться к переменам и выжить в условиях либерализации экономики, - утверждает Моэм Свами, главный аналитик компании BZV Asia Ltd, расположенной в Бомбее. По результатам прошлого финансового года, завершившегося в марте, доля коттона составила 65% от 241 миллиона долларов, вырученных Arvind от реализации своего товара. Оставшаяся доля приходится на сорочечное полотно и готовую одежду. В нынешнем году компания намерена еще больше увеличить долю джинсового полотна в общем объеме своей продукции.
- Секрет успеха компании Arvind заключается в том, что она смогла внедрить высокую технологию и заслужить безупречную репутацию, - считает Удо Хартман из цюрихской консалтинговой фирмы. - Даже, если вся джинсовая промышленность пойдет на спад, именно у Arvind есть отличные шансы удержаться на плаву.
Хотя фирма и собирается еще больше расширять производство котона, она все же стремится продублировать свой успех на этом поприще и на примере других тканей. По крайней мере, сейчас она инвестирует 275 миллионов долларов в строительство трех новых фабрик по производству полотна для мужских рубашек, нательного трикотажного белья и чулочно-носочных изделий. А на примете у руководства уже освоение выпуска обивочных тканей и выпуск своей собственной готовой одежды.
- Наша цель - добиться глобального доминирования в хлопчатобумажной отрасли промышленности, - заявил 42-летний Санье Лалбай, управляющий директор фирмы, да к тому же правнук ее основателя. - Мы хотим занять в текстильной промышленности такое же место, как Sony - в электронике.
История фамильного бизнеса Лалбай насчитывает почти 60 лет. Практически все это время компания производила ткани для сари, в крайнем случае - для индийских традиционных сорочек. Однако спровоцированный удешевлением энергии бум малого семейного бизнеса в Индии поставил под угрозу довольно крупную промышленную структуру, ориентированную на такие традиционные виды деятельности. Зато производством джинсовой ткани в Индии на то время никто практически не занимался, и эксперты не уставали повторять, что в стране есть все для выпуска высококачественного котона, кроме покупателя.
И тогда Arvind решила ориентироваться на заморского потребителя. С этой целью г-н Санье Лалбай получил профессиональное образование менеджера, что позволило ему соединить традиционно дешевый и высококовалифицированный труд индийских крестьян по возделыванию хлопка с самыми передовыми западными технологиями.
Тем не менее завоевать рынок сбыта для своей, пусть даже и отменной продукции, было не так-то просто: у западного производителя сложилось весьма отрицательное мнение о качестве индийского котона. Специалисты по маркетингу Arvind брали каждого потенциального клиента чуть ли не измором, призывая их в процессе сотворения джинсовых шедевров выявить недостатки привезенных образцов. Определенную роль в успехе этой сомнительной затеи сыграло повышение спроса на джинсы, пришедшееся на начало 90-х. К тому же Индия в 1991 году предприняла определенные шаги по либерализации своей экономики, и спутниковое телевидение, вошедшее с тех пор в жизнь индийцев, несколько приблизило к ним западный образ жизни.
С этого момента Arvind принялась активно пропагандировать джинсы и на внутреннем рынке. Сейчас она успешно реализует четыре вида ковбойской одежды - от 7 долларов за пару до 30.
До того как Arvind начала свою рекламную джинсовую кампанию, большая часть индийцев (70% 950-миллионного населения страны составляют жители сельской местности) в лучшем случае была знакома с джинсовой одеждой по телевизору. С учетом такой специфики Arvind именно для сельского рынка предложила джинсовые полуфабрикаты и красочный буклет с инструкцией по шитью. Расчет оказался абсолютно правильным...
После триумфального прорыва джинсовых полуфабрикатов на внутренний рынок ни аналитики, ни конкуренты уже не сомневаются, что Arvind удастся реализовать все свои планы, которые по отношению к любой другой компании можно было бы назвать наполеоновскими.