UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДОРОГА К ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Теме транспортных коридоров на территории Украины «Зеркало недели» посвящало несколько публикац...

Автор: Аркадий Соколовский

Теме транспортных коридоров на территории Украины «Зеркало недели» посвящало несколько публикаций, в частности в номере от 28 февраля этого года были представлены основные моменты концепции транснациональных транспортно-коммуникационных коридоров. Похоже, вовремя, так как уже 12 марта Кабинетом министров утверждена Программа создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров Украины. Программа представлена Министерством транспорта Украины. Ее основные положения комментирует министр транспорта Валерий Череп.

- Валерий Иванович, о международных транспортных коридорах, проходящих в том числе и через Украину, говорят давно, но что явилось «отправной точкой» для создания таковых?

- Говоря о транспортных коридорах, вы справедливо добавили к ним слово «международные», употребив полный вариант определения вместо привычного сокращенного. Если быть еще более точным, то коридоры эти - трансевропейские. Что до «отправной точки», то решение о создании девяти трансевропейских транспортных коридоров, связывающих Западную Европу с Центральной и Восточной, было принято в марте 1994 года на второй Паневропейской конференции Европейского сообщества, проходившей в Греции на острове Крит. Отсюда и традиция называть эти коридоры Критскими. В июне 1997 года в Хельсинки (Финляндия) состоялась третья Паневропейская транспортная конференция, в ходе которой обсуждались проблемы расширения, так называемых, Критских коридоров.

Кстати, в рамках подготовки к этой конференции в мае 1997 года в Киеве состоялась международная транспортная конференция стран Черноморского региона, на которой присутствовали министры транспорта 23 стран.

Ответом Украины на эти инициативы можно считать постановления Кабинета министров от 30 октября и 16 декабря 1996 года, а также решение Государственной комиссии по транспортным коридорам, принятое 20 ноября 1996 года. На основании всех этих документов и была создана наша Программа, утвержденная недавно правительством.

- Известно, что из девяти трансевропейских транспортных коридоров, предусмотренных Критской конференцией, три или четыре должны пройти по территории Украины. Но почему столь неопределенно, так три или четыре?

- На Критской конференции речь шла о четырех коридорах, проходящих по территории нашей страны, конкретно о коридорах

№ 3, 5, 7 и 9. Однако в перечень стран - создателей коридора (№ 7, называемый водным и Дунайским) Украина не была включена, несмотря на то, что этот коридор проходит через наши известные порты Измаил и Рени. Хочется верить, что эта ошибка будет исправлена...

- Что представляют собой коридоры № 3, 5 и 9? Каковы их намеченные маршруты и особенности?

- Если говорить кратко, то коридор № 3 связывает города: Берлин (Дрезден) - Вроцлав - Львов - Киев. Коридор № 5: Триест - Любляна - Будапешт - Чоп - Львов. Коридор № 9: Хельсинки - Киев (Москва) - Одесса (Кишинев) - Димитровград. (Города, указанные в скобках, находятся на ответвлениях транспортных коридоров.)

На сегодняшний день Европейским сообществом дано предварительное согласие на продолжение этого коридора до Александрополиса (Греция).

Следует отметить, что перечисленные транспортные коридоры в пределах Украины создают главные направления для продвижения грузопотоков. Международные транспортные коридоры, пересекающие нашу страну, сходятся в крупнейших транспортных узлах - Львовском, Киевском и Одесском. Через Львов проходит транспортный коридор № 3, здесь же заканчивается коридор № 5; через Киев проходит коридор № 9 и здесь же заканчивается коридор № 3; в Одессе коридор № 9 соединяется с Евро-Азиатским транспортным коридором.

С представителями других стран мы вместе работаем над созданием самого кратчайшего пути перевозки грузов, в первую очередь хлопка и нефти из регионов Средней Азии и Кавказа через Черное море, Украину в страны Западной и Северной Европы и в обратном направлении.

Все, о чем я говорил, касается уже принятой системы транспортных коридоров. Но нужно учесть, что многие страны Центральной и Восточной Европы начали предлагать свои проекты, предусматривающие расширение упомянутой сети.

- А что предлагает Украина?

- Еще в ходе международной транспортной конференции в Киеве представители нашей страны предложили включить Украину в список стран - создателей водного Дунайского коридора № 7, а также дополнить коридор № 5 ответвлением от Львова до Минска с последующим их присоединением к коридорам № 2 и 9.

Особенно важными, на мой взгляд, были предложения Украины о продолжении коридора № 9 до Закавказья и о создании транспортной связи между Балтикой (Гданьск) и Черным морем (Одесса), что позволит перевозить грузы из Средней и Центральной Азии через порты Украины к балтийским портам.

- Каковы основные принципы создания транспортных коридоров в нашей стране и их включения в международную транспортную систему?

- Во-первых, само понятие «международный коридор» включает в себя все возможные виды транспорта на конкретном направлении с высоконасыщенной инфраструктурой по его обслуживанию, сервису, связи - одним словом, подразумевается наличие всего необходимого для быстрого и безопасного продвижения пассажиров и грузов.

Во-вторых, работа по созданию международных коридоров планируется на период до 2015 года, так что основная работа еще впереди. При создании транспортных коридоров учитываются три вида транспорта - автомобильный, железнодорожный и водный. Само же создание коридоров будем осуществлять по двум направлениям: реконструкция существующих магистралей и строительство новых.

- Отдается ли приоритет при планировании нового строительства какому-то виду транспорта?

- Да, в первую очередь при новом строительстве планируется создание скоростных автомобильных трасс. Для финансирования этих проектов в качестве основных средств будут привлекаться негосударственные, включая и иностранные.

- Но ведь, казалось бы, при перевозках грузов и пассажиров на большие расстояния более эффективен железнодорожный транспорт?

- Только при перевозке на большие расстояния, к примеру до трехсот километров и больше, к тому же поезда особенно эффективны при перевозке больших партий груза (топливо, руда, нефть, лес, строительные материалы). В таких случаях авторитет железной дороги действительно непререкаем.

Перевозка же небольших партий груза, особенно ценного и скоропортящегося, - прерогатива автомобильного транспорта. Кстати, намечается использование железной дорогой специальных платформ для перевозки многотоннажных автомобилей с прицепами. Такие перевозки в порядке эксперимента уже успешно проведены по маршруту Днепропетровск-Киев-Львов-Захонь (Венгрия). Сейчас ведутся переговоры с коллегами из Польши об организации дополнительных пробных перевозок на специализированных поездах из Луганска до Катовиц в направлении транспортного коридора № 3. В таких поездках заодно отрабатывается и методика контейнерных и контрейлерных перевозок.

- Хотя создание Критских коридоров только началось, украинские железнодорожники уже успели электрифицировать некоторые участки коридора № 3...

- Да, в 1997 году в этом направлении уже электрифицированы участки Красне - Тернополь и Жмеринка - Гречаны общей протяженностью в 192 км. Проведен также капитальный ремонт пути протяженностью в 141 км и средний ремонт - на 296 км.

Замечу, что одна из серьезных проблем при создании транспортных железнодорожных коридоров - разная ширина колеи в Украине и у наших западных соседей. Сейчас с помощью специалистов Франции и Италии мы изучаем наиболее эффективный способ перехода с одной колеи на другую: с применением вагонных тележек с раздвижными колесными парами. У автомобилистов таких проблем нет, поэтому и их другие проблемы решаются легче...

- Неужели и наши автомобильные дороги, совпадающие с направлениями международных транспортных коридоров, тоже подтягиваются к европейскому уровню?

- Судите сами: только в прошлом году было отремонтировано и реконструировано 133 км автомобильных дорог на маршруте транспортного коридора № 3; 38 км - на маршруте коридора № 5 и 114 км - на маршруте коридора № 9. К сожалению, это крайне мало. Спросите: в чем причина? Увы, их слишком много. В первую очередь это, конечно же, финансирование.

На границе между Украиной и Венгрией реконструкция моста через реку Тисса (закончившаяся летом прошлого года на пункте пропуска Чоп-Захонь) позволила значительно увеличить транспортное сообщение в направлении коридора № 5. Ширина моста при этом увеличилась более чем вдвое - с 7 до 15 метров.

В плане создания транспортного коридора № 3 между Украиной и Польшей подписаны два межправительственных соглашения: в марте прошлого года - о строительстве пункта пересечения автомагистралью наших границ в районе Краковец (Украина) и Корчова (Польша); а в январе 1998 года - о строительстве автомобильного пограничного моста через реку Западный Буг в районе пунктов пропуска Ягодин-Дорогуск.

- А как обстоят дела на одной из самых многообещающих морских магистралей - паромной переправе Ильичевск-Поти?

- Для внедрения еще более совершенной технологии на этом участке Евро-Азиатского транспортного коридора Европейским союзом выделяется безвозмездная техническая помощь для успешной реализации проекта развития этой переправы. Эта финансовая помощь составляет 15 млн. экю. Кстати, в феврале этого года в Ильичевском морском порту введен в эксплуатацию мощнейший зерноперегрузочный комплекс, обрабатывающий полтора миллиона тонн зерна в год.

- Валерий Иванович, не могу не «зацепить» одну из самых больных и в то же время одну из важнейших проблем - о финансировании всех этих дорогостоящих проектов...

- Это столь сложная проблема, что говорить о ней можно очень долго! Но чтобы не утомлять читателей, скажу о главном: из-за отсутствия средств объемы работ по строительству транспортных коридоров были крайне ограниченны. Судите сами: на эти цели «Укрзалізниця» за последние два года не получила из госбюджета ни одной гривни. При финансировании же автодорожного хозяйства средств выделялось значительно меньше положенного.

- Насколько мне известно, о возможности получения кредитов Министерством транспорта ведутся переговоры с международными финансовыми организациями, в том числе со Всемирным банком и ЕБРР, ведется поиск нетрадиционных источников финансирования...

- Да, используем для этой цели малейшие возможности. А для того чтобы сделать работу более четкой и организованной, нами составлен (и взят за основу программы) комплекс первоочередных мероприятий, направленных на создание транспортных коридоров в период до 2005 года. Впредь каждый год, начиная с нынешнего, будет иметь свой подробный план реализации, исходящий из возможностей финансирования, с указанием конкретных исполнителей.

Что касается общей стоимости намеченных программой работ, то она будет превышать 3 млрд. грн., из которых около 1,2 млрд. грн. должен профинансировать госбюджет.

- А что из себя представляет упомянутый план реализации программы нынешнего года?

- В 1998 году, по сравнению с прошлым годом, на направлениях коридоров планируется почти в полтора раза увеличить объемы работ по строительству и ремонту автомобильных дорог. Будут электрифицированы 112 км железной дороги участка Тернополь-Гречаны, капитально отремонтировано 100 км железнодорожной колеи в направлении Киев-Львов-Мостиска. Сейчас активно ведутся переговоры с польской стороной по поводу исполнения комплекса мероприятий по строительству и функционированию транспортного коридора Гданьск-Одесса, а также с грузинской стороной - по поводу ускорения открытия железнодорожной паромной переправы Ильичевск-Поти.

- Украине вроде бы очень повезло оказаться в центре Европы и на пересечении множества различных дорог. Много веков подряд через нашу территорию проходил знаменитый путь «из варяг в греки» и «Великий шелковый путь». Эти дороги как бы приобщали народы к наиболее прогрессивным на то время достижениям... Чем теперь в этом смысле могут помочь нашей стране международные транспортные коридоры?

- Если говорить сухо, но с максимальной точностью, то международные транспортные коридоры это: повышение уровня экономической независимости, национальной безопасности; увеличение валютных поступлений в бюджет за оказываемые транспортные услуги при транзитных перевозках грузов и пассажиров; возможность за счет международных финансовых средств реконструировать национальную транспортную сеть страны, основные линии которой совпадают с международными транспортными коридорами; резкое увеличение внешнеэкономических торговых связей Украины за счет более современного транспортно-технологического комплекса...

Чтобы от сухости изложения достоинств транспортных коридоров вы не морщились, можно сказать и так: локомотив истории предоставляет Украине возможность двигаться в сторону интеграции нашей страны в Европейское экономическое сообщество одним из самых кратчайших и надежных путей.