UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛА ЖИЗНЬ

для исполнителей государственного контракта Здание госконтракта по закупкам сельхозпродукции, в...

Автор: Юрий Крот

для исполнителей государственного контракта

Здание госконтракта по закупкам сельхозпродукции, возведенное полтора года назад соответствующим президентским указом на месте тотальной закупки государством всего урожая на корню, оказалось далеко не полностью лишенным черт современной архитектуры - так сказать, стиль эпохи перехода к рыночной экономике. Если еще в позапрошлом году государство за эмиссионные деньги закупило почти 14 млн. тонн зерна едва ли не по 30 долларов за тонну, то уже в прошлом году закупки за бюджетные деньги обошлись без дополнительной эмиссии и свелись только к 8 млн. тонн по цене $73 за тонну - уже не продразверстка, еще не рынок. В текущем году для бюджетных потребностей планируется закупить не более 5 млн. тонн зерна и по цене, которую называют «средневзвешенным показателем по итогам биржевых торгов спотовыми контрактами». Однако в ходе госзакупок выясняется, что и по состоянию на текущий год здание госконтракта оказалось далеко не лишенным существенных недоделок.

Ранее их оставляли умышленно - так сказать, для свободы маневра в отношениях с сельхозпроизводителем. Теперь же их наличие сыграло скорее против правительства: в нужный момент рычагов давления на облагодетельствованных сельчан под рукой не оказалось.

Словом, пока все плохо. И в первую очередь -

Пшеница,

которая в темном чулане хранится...

... как и в прошлом году, оставляет желать лучшего как в смысле количества, так и относительно качества. Несмотря на правительственное постановление №920 «О ходе заготовки зерна в государственные региональные ресурсы», предписывающее местным облгосадминистрациям завершить формирование госконтракта до 15 августа, по состоянию на 19 августа в закрома родины попало лишь 3,9 млн. тонн пшеницы. При этом из них в счет госконтракта засчитано всего-навсего 1,7 млн. тонн - только это количество соответствует предъявляемым к пшенице третьего класса (под которую и на основании рыночной цены которой выдавались авансы), остальное же специалисты относят к классу пятому. Главхлебпродукт - очевидно, не надеясь на лучшее - уже ходатайствовал перед КМ о зачислении и этого, не самого первосортного товара (с содержанием клейковины от 10 до 18%) в счет поставок по госконтракту, но положительного ответа пока не последовало.

Оно и понятно: в этом году трудно упрекнуть правительство, полностью на протяжении весны - лета проавансировавшее (если верить информации Минсельхозпрода) госконтракт в размере 60% его стоимости, да к тому же если не из совсем биржевых, то весьма приближенных к ним цен. Да и сегодняшняя цена, по которой производятся расчеты, не кажется никому вовсе уж грабительской - она составляет 26,3 млн. крб./т, то есть ниже биржевой, однако при расчетах по этой цене хозяйство, как известно, не уплачивает с выручки НДС - согласно еще позапрошлогоднему постановлению Верховного Совета №223.

Разумеется, сельхозпроизводителей, обираемых государством в течение многих лет, принято жалеть. Однако сейчас совершенно очевидно, что хозяйства, окрыленные радужными прогнозами взлета цен на пшеницу в ближайшем будущем чуть ли не до 180 - 200 долларов за тонну, с расчетами по госконтракту не торопятся. Тем более, что биржевой рынок и напрямую связанные с ним экспортные каналы оказались в этом году, в отличие от предыдущих, на время битвы за госконтракт заблокированными далеко не наглухо.

Веселая птица синица,

которая часто ворует пшеницу...

...свое дело знает теперь достаточно хорошо. Запреты облгосадминистраций на вывоз зерна и продукции из него, принятые на местах еще в начале июля, довольно быстро были признаны незаконными: не только коммерческие структуры, но и сотрудники Минсельхозпрода заметили, что они противоречат президентскому указу от 18 января 1996 года, коим местным органам государственной власти возбраняется ограничивать передвижение сельхозпродукции по территории Украины. Общегосударственного документа, который исходил бы от КМ и запрещал бы, как в прошлом году, вывоз зерна за рубеж до момента выполнения госконтракта, в текущем году ждали чуть ли не с апреля, да так и не дождались. Соответственно и местные распоряжения выполнялись кое-как.

Говорят, что те агенты сельхозрынка, которые неплохо знают свое дело, с успехом могут объяснить руководству элеватора (в случае отказа в отгрузке), какие мрачные перспективы в плане дальнейшего сотрудничества его ожидают. По их же мнению, не менее серьезные неприятности могут ожидать работников транспортной системы, которые, вознамерившись отказать кому-либо в предоставлении подвижного состава на основании только лишь решений местных облгосадминистраций, вполне могут быть уличены в нарушении принятого опять-таки в прошлом году соответствующего решения Кабмина, согласно которому транспортные органы обязаны этот самый подвижной состав предоставлять в первую очередь тем, кто купил товар на аграрных биржах.

Но кто же пугает и ловит синицу?

...в этом году совершенно неясно,

поскольку, как уже было сказано, правительство не принимало никакого решения о блокировании каналов экспорта сельхозпродукции до момента выполнения госконтракта. Отсюда самое главное: решений такого рода не принимала и таможня в лице Госкомтаможни - и, соответственно, ни одна из подведомственных ей организаций не имела оснований ограничивать экспортную деятельность кого бы то ни было.

Правительство, разумеется, понять можно: там прекрасно знают, что любое, даже временное, закручивание гаек в области экспортной политики чревато осложнениями в области международных кредитов, а посему в данном случае овчинка выделки не стоит. Труднее понять местные власти: вместо того, чтобы всерьез потребовать от получателей авансов за госконтракт финансовой дисциплины и своевременных расчетов, они прибегли к давно известным мерам, никого при этом всерьез не испугав, а скорее потешив.

В общем же история с госконтрактом этого года свидетельствует: недоделки в этом здании были использованы не столько власть предержащими, как это было ранее, для обмана, обсчета, обвеса и обмера бедного сельхозпроизводителя, а всеми, кому не лень. И колхозами, сполна получившими авансы, но не рассчитавшимися за них и доказавшими таким образом, что в деле обмана, обвеса и обмера они тоже далеко не лыком шиты, и коммерческими структурами, во многом доказавшими, что запретить что-нибудь с бухты-барахты, как это опять-таки было ранее, становится все более проблематично. Жаль только, что получения тех самых 5 млн. тонн зерна, под которые были выплачены бюджетные авансы, властные структуры обеспечить, скорее всего, не смогут. А ведь пять миллионов по сравнению с цифрами минувших лет - не так уж и много...