UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДОЛЛАР ПОСЛЕ ГОЛОВОКРУЖИТЕЛЬНОГО УСПЕХА

Сомнительно, конечно, что американский журнал Insight приурочил публикацию экономического анализа стабильности и конкурентоспособности американской валюты именно к моменту введения долгожданной украинской гривни...

Автор: Оксана Приходько

Сомнительно, конечно, что американский журнал Insight приурочил публикацию экономического анализа стабильности и конкурентоспособности американской валюты именно к моменту введения долгожданной украинской гривни. И все же анализ экономических и политических предпосылок популярности разошедшихся по всему миру купюр с изображениями американских президентов, сделанный Чарльзом Церами, пришелся как нельзя более кстати. Так что не следует упускать возможность посмотреть на нашу зарождающуюся национальную денежную единицу сквозь призму мерок, предъявляемых к убеленным сединой «баксам».

Б лагодаря каким досто-

инствам американская валюта стала стандартом для всего мира? Что стоит за этой повсеместной популярностью доллара? Чем объяснить совпадение во времени все возрастающего спроса на американскую валюту со все усиливающимися сетованиями на стремительно «коллапсирующий» доллар?

Все эти вопросы давно уже волнуют не только американскую, но и мировую общественность. И обыватели, и финансовые воротилы ежедневно ищут ответы на них, потому что от этих ответов зависит решение основной проблемы: можно ли доверить доллару свои кровные сбережения, не рухнет ли грандиозная пирамида, выстроенная из бумажек, пусть даже и самых вожделенных, и не погребет ли она благосостояние доверившихся ей простаков? Такое история видела уже не раз: бумажные деньги великой династии, монархии или же империи получают на целые века широкое хождение, становятся эталоном в вопросах мировой торговли, но затем начинают тускнеть и, наконец, низвергаются в пропасть - несмотря на все усилия правительства, - вызывая при этом резкое снижение жизненного уровня людей.

Доллар уже много раз нырял с головой в бурные воды мирового инфляционного процесса, но до сих пор ему каждый раз удавалось выкарабкаться на поверхность, правда, на уровень ниже, чем он занимал до своего очередного падения. Так, например, за доллар в 1978 году давали четыре швейцарских франка, а сейчас - только 1,25. Что касается японской иены, то еще совсем недавно доллар перевешивал 300 таких монет, тогда как сейчас не дотягивает даже до 100.

Но все не так просто. Ценность бумажных денег определяется не столько их обменным курсом по сравнению с другими казначейскими бумагами, как тем, что на эти деньги можно купить. Английский писатель Редьярд Киплинг так писал об очередном периоде повального обесценивания денег: «И хотя денег у нас было много, нам так и не удалось найти хоть что-нибудь, что мы могли бы купить за все наши деньги». Уже в нашем столетии английский фунт споткнулся, забуксовал и свалился со стоимости в пять здоровых старых доллара до 1,5 обесценившего долларов; точно так же сморщилось и общее благосостояние. От чего предостерегает нас медленное сползание доллара после второй мировой войны?

По мнению ряда экспертов, обесценивающаяся валюта превращает Америку в склад уцененных товаров, которые она все больше и больше продает за границу, но продает по все более низким ценам. А вот то, что Америка покупает за границей, обходится ей все дороже. Труд и все имущество американцев в результате все больше обесцениваются по мировым меркам. Реальный доход американских рабочих упал, что особенно четко проявилось за последние двадцать лет.

Как и когда это все кончится? Прямого ответа на эти вопросы получить так и не удалось, но многие правительственные эксперты и финансовые магнаты охотно делились своими соображениями по поводу тех факторов, которые оказывают (или могут оказать в будущем) позитивное или же негативное влияние на стабильность американской валюты. После сведения всей этой массы оптимистических и пессимистических прогнозов в единую таблицу получилась, вопреки ожиданиям, достаточно успокаивающая картина будущего американского доллара. Особенное значение эти суждения имеют для оценки внешнеторговой деятельности Соединенных Штатов, которая давно уже стала бельмом в глазу финансистов.

Управляющий небольшой производственной фирмой во Франкфурте Уолтер Фольваржный говорит: «Каждый раз, когда я путешествую или совершаю торговую сделку, связанную с несколькими валютами, я поражаюсь, как мало стоит доллар. Его покупательная способность во многих странах намного выше, чем его же обменный курс. И всегда, когда у меня есть выбор, я предпочитаю осуществлять платежи в любой европейской валюте по желанию своего партнера, но зато все причитающиеся мне платежи стараюсь получать в долларах».

И действительно, для оценки финансового здоровья доллара вовсе не достаточно просматривать публикуемые в газетах обменные курсы валют. Для этого необходимо учитывать также и объемы покупок, и продаж, осуществляемых с той страной, в которой доллар падает или же поднимается. К тому же, обесцениваясь по отношению к одной мировой валюте, доллар обычно повышается по отношению к другой. Во время своего падения по сравнению со швейцарским франком и иеной доллар потяжелел в отношении фунта и итальянской лиры, не говоря уже о двух крупных торговых партнерах, Канаде и Мексике, где доллар стал намного выше, чем это бывало раньше. А вот результаты, полученные специалистами Федерального Резерва при обработке чистых показателей торговой активности, показали, что доллар по сравнению с 1973 годом упал со 100 условных единиц всего лишь на 3,5 пункта!

Особенно любопытна при подобных расчетах «теория Большого Мака», которая звучит, возможно, недостаточно серьезно (впервые она была предложена лондонским журналом «Economist»; однако Объединенный банк Швейцарии и Банк Федерального Резерва в Сент-Луисе восприняли ее весьма серьезно). Используя знаменитые гамбургеры Мак-Дональда как меру «паритета покупательной способности», или ППС, - эксперты этих солидных учреждений выяснили, что доллар недооценивается на 11 основных рынках и переоценивается только на четырех. Конечно, ППС не претендует на роль абсолютного измерительного прибора, подчеркивают эксперты, и все же если выясняется, что в одних местах покупательная способность доллара на 50 или даже 100 процентов превышает таковую в других местах, то эти показатели все же заставляют задуматься. Зато глобальные обобщения о «коллапсирующем долларе» выглядят гораздо более надуманными.

Все эти показатели можно использовать как материал для анализа, позволяющий уточнить действительное положение вещей, правда, положение вещей в прошлом. Но ведь гораздо интереснее попробовать заглянуть в будущее! Поэтому все факторы в сводной таблице, полученной после обработки мнений различных экспертов, любопытно было разделить на «плюсовые» и «минусовые». При этом хотелось надеяться, что 15 основных факторов, играющих основную роль в «перетягивании каната» между разными валютами, распределятся по этим колонкам хотя бы поровну. На самом же деле, как оказалось, девять факторов играют позитивную роль и только шесть - негативную.

Индекс Мака

Экономическая теория, получившая название «паритет покупательной способности», используется экспертами для того, чтобы показать, что цены на идентичные товары могут быть идентичными в разных странах, если курс обмена существующих валют установлен правильно. Таким образом, любое значительное расхождение будет указывать на то, что этот курс установлен неверно. Проблема практического внедрения этого принципа в жизнь заключается в том, что товары на самом деле крайне редко бывают действительно идентичными и любое малейшее расхождение в их качестве или хотя бы упаковке может обернуться весьма ощутимым расхождением в ценах.

В таком случае лондонские экономисты предлагают заглянуть в закусочные Мак-Дональда, которые открыты более чем в 80 странах мира. Название таких закусочных несколько варьируется (Big Mac в Америке, Biggu Macku в Японии, Juwuba в Китае), но в любом случае оно подразумевает «нечто настолько грандиозное, что ему нет равных». Во всем мире наличие торговой марки Мак-Дональд гарантирует одну и ту же порцию мяса, хлеба, овощей, даже семена кунжута везде одни и те же. Так что и цены на эти гамбургеры в разных странах, по идее, должны иметь достаточно близкие значения, разве не так? На самом деле вовсе не обязательно. «Если в Америке покупка «Большого Мака» обходится в 2,3 доллара, - говорят экономисты из Банка Федерального Резерва в Сент-Луисе, - то в Японии за него придется выложить 3,77 доллара, а в Венгрии - всего 1,66».

Приведенная ниже таблица дает представление о расхождении в покупательной способности доллара в 15 странах, в которых отклонения в ценах за 1995 год были достаточно значительными. Цифра ниже 100 показывает, что доллар, судя по всему, переоценивается по отношению к внутренней валюте. А превышение этой отметки свидетельствует о заниженном курсе доллара.

Аргентина 129

Австралия 78

Бельгия 165

Бразилия 116

Великобритания 121

Венгрия 68

Дания 212

Германия 150

Гонконг 53

Израиль 130

Канада 86

Нидерланды 152

Таиланд 109

Швейцария 225

Япония 200

Одним из важнейших факторов оздоровления американского доллара большинство экспертов считает наметившееся сокращение дефицита текущего платежного баланса. Он уже снизился до уровня в 150 млрд. долларов и в этом году, похоже, будет выражен цифрой в 140 млрд. долларов. Предполагается, что в 1997 году он составит уже 120 миллиардов, а до конца столетия, возможно, опустится и до отметки 110. Общее количество долларов, которые покидают пределы Соединенных Штатов, все еще будет превышать потребность в долларах в мировом портфеле, так что крупные инвесторы все так же будут стремиться получить максимальное вознаграждение за риск вложения своих средств в доллары.

Нельзя сбрасывать со счетов и малейшие нюансы политического и геополитического расклада сил. Ведь именно они могут сыграть решающую роль в будущем доллара. Но если попытаться сделать несколько предположений, основанных на вероятностных моделях мирового развития, то можно получить следующие картинки. Напористость России и Китая на мировом рынке может способствовать повышению ценности доллара как надежной валюты, используемой для накопления. При этом неизбежными будут значительные колебания процентных ставок в промежуточные периоды, но без опоры на мощные международные колебания они не смогут сыграть сколько-нибудь ощутимую роль.

«Желтая карточка»

Анализируя остальные факторы из сводной таблицы, необходимо обратить особое внимание на угрозу, о которой еще несколько лет тому назад никто и не вспоминал, - на резкие изменения, происходящие сейчас в программах медицинского обслуживания и социального страхования. Взлетевшая до заоблачных высот стоимость системы здравоохранения, которая и сейчас продолжает расти, может исчерпать все свои ресурсы за один-два года. А затем возникнет необходимость выкачивать деньги из федерального бюджета. Конгресс будет язвить по поводу того, как и где собираются искать деньги на эти цели, но политиков в конце концов заставят принять меры.

Общеизвестно, что самое позднее в 2010 году придет время массового выхода на пенсию большинства бэби-бумеров (огромного количества детей, рожденных во время демографического взрыва сразу после окончания второй мировой войны). При этом выплаты по социальному страхованию будут намного превышать налоговые поступления от работоспособного населения. Эта грядущая «война поколений» может сказаться на стоимости доллара намного раньше, по мере того, как большинство американцев - так же, как и зарубежных инвесторов, - осознают, что грядущий обвал уже нельзя дальше игнорировать.

Сказать, что это ослабит доллар, было бы, однако, чрезмерным упрощением. Ведь правительство, безусловно, постарается принять меры для стабилизации ситуации. Первоочередной такой мерой станет повышение процентных ставок для привлечения иностранного капитала. Однако такое повышение ставок нанесет ущерб фондовому рынку и может даже угрожать рецессией - и то, и другое отпугнет инвесторов. Так что в конечном счете произойдет ослабление всей американской экономики, обезвоженной одалживанием крупных сумм за рубежом и выплатой огромных процентов иностранцам. Так что будущее американской экономики напрямую зависит от способности американских политиков протягивать ножки по одежке и голосовать за компромиссы, позволяющие более разумно распределять расходы.

Миллиардер Джордж Сорос, чье мнение также учитывалось при составлении сводной таблицы, был настроен достаточно пессимистично по отношению к способности правительства контролировать ситуацию. Финансист, осуществляющий самые крупные в мире валютные операции, отказался прогнозировать изменение валютных курсов, не желая дезавулировать свою стратегию, но открыто выразил сомнения в целесообразности существующей системы здравоохранения и социального страхования.

Вот общие соросовские рассуждения по поводу настроения американского электората: «Я сомневаюсь, смогли ли бы сейчас Соединенные Штаты изменить свою собственную конституцию, если бы это было поставлено на голосование». Это убеждение плюс принадлежащее Соросу предостережение о долговременном негативном влиянии мексиканского кризиса на американскую валюту стали самыми тяжелыми «минусами» в сводной таблице.

Как бы то ни было, но неофициальные прогнозы обещают крупные колебания курса доллара еще до конца этого тысячелетия. Так что, возможно, нам достаточно скоро придется на собственном опыте убедиться в справедливости известного изречения Вольтера о том, что «все бумажные деньги в конце концов возвращаются к своей истинной стоимости - то есть к нулю».

Однако самые серьезные обвалы национальной валюты происходят лишь при утере национального престижа и мощи. Этот закон экономики так же непреложен, как и закон всемирного тяготения.

Факторы, потенциально ведущие к обесцениванию доллара:

1. Крайне отрицательный (но постепенно улучшающийся) американский торговый баланс.

2. Крайне низкие процентные ставки по вкладам.

3. Аномально большое количество долларовой массы, которая обращается за пределами Соединенных Штатов, особенно миллиардов долларов, курсирующих в теневой экономике Европы.

4. Последствия мексиканского кризиса, которые будут сказываться еще как минимум в течение десятилетия, а скорее всего, намного дольше.

5. Тенденция к значительному сокращению поддержки доллара со стороны американского правительства из опасения, что понадобится вводить более высокие ставки на вклады, и угроза рецессии.

6. Грядущий кризис программ Мэдикейр и социального обеспечения.

Оздоровление доллара могут обусловить следующие факторы:

1. Чисто психологическое доверие к стоящей за ним сверхдержаве, к правительству, которое пользуется репутацией оказывающего наибольшую защиту всем обладателям долларов от эрозии их стоимости.

2. Повсеместно распространеное убеждение, что американское правительство никогда не аннулирует свою валюту и свои долговые обязательства.

3. Все еще внушительные запасы золота в американской казне, о которых очень редко говорят, но о которых очень часто думают зарубежные инвесторы и банкиры.

4. Тенденция зарубежных центральных банкиров поддерживать доллар, когда он падает очень низко для того, чтобы защитить свой национальный экспорт в Соединенные Штаты.

5. Великие технологические и промышленные достижения, которые Соединенные Штаты демонстрируют каждый раз, когда кажется, что они уже утратили свое превосходство.

6. Признаки того, что обе политические партии - как, впрочем, и избиратели - консолидируют свои усилия для того, чтобы всерьез добиться сбалансированности бюджета.

7. Мощные антиинфляционные меры, предпринятые Федеральным Резервом.

8. Доходы с разницы курсов американской валюты за рубежом делают для американской казны выгодным поддержку доминирующей валюты.

9. Всеобщая заинтересованность в американской фондовой бирже означает, что зарубежные финансисты должны если не прямо, то хотя бы косвенно ставить на американский доллар, если они хотят оставаться на американском рынке.