(Почти детективная история )
С 1 февраля в Украине вступают в действие новые правила предоставления населению услуг по централизованному водо-, теплоснабжению и водоотводу. Это очередное новшество в сфере коммунальных услуг инициировано специальным постановлением Кабинета министров Украины.
Правда, об этом еще мало кто знает. Даже в тех исполнительных органах власти, которым по долгу службы вменяются полномочия по контролю за исполнением данных правил. Чтобы раздобыть хотя бы какую-то достоверную информацию, мне пришлось побывать в роли футбольного мяча. Но и при таком перевоплощении попасть в чьи-либо компетентные «ворота» оказалось непросто.
Удалось выяснить, что «ноги» коммунального ноу-хау растут из Госстроя (кстати, эта организация является одним из органов, контролирующих его исполнение). После долгих и мучительных раздумий, «кто же за все это отвечает», представители пресс-службы послали меня в отдел коммунальной энергетики и в управление водоснабжения. По логике вещей, именно в этих подразделениях должны знать о новых правилах водо- и теплоснабжения наших квартир. Увы, начальники упомянутых служб отфутболили меня в управление жилищной политики.
Начальник управления Виктор Черняк был любезнее своих коллег, но не более осведомлен, чем они. Однако удалось выяснить, что прародителем таинственных правил является бывший начальник отдела научно-технического обеспечения Госжилкоммунхоза (сейчас этот комитет входит в состав Госстроя) г-н Меняйло. Это было последнее рационализаторское предложение, которое Вячеслав Андреевич успел провести в жизнь, будучи на государственной службе (в процессе реорганизации жилкоммунхоза Меняйло был сокращен). А сами нововведения разрабатывались согласно прошлогоднему поручению государственной межведомственной комиссии по вопросам демонополизации экономики.
В управлении научно-технического обеспечения наконец сверкнул светлый лучик в темном царстве загадочных нововведений. Заместитель начальника этого управления Леонид Кравченко, будучи соратником и единомышленником «отца» первофевральских правил, согласился прокомментировать данное событие.
А это действительно событие, по крайней мере, для жильцов, уставших искать правды в родных ЖЕКах. Новые правила предоставления населению услуг по централизованному водо-, теплоснабжению и вотоотводу регулируют отношения между потребителями коммунального сервиса и его исполнителями (производителями), независимо от форм собственности и подчиненности. Эти отношения отражаются в специальном договоре, где оговорены «права и обязанности» каждой из сторон. Нормы и тарифы на коммунальные услуги устанавливаются местными органами власти.
Отныне, имея на руках такой документ, вам не придется доказывать рьяным работникам жилищно-коммунальной конторы свою непричастность к верблюжьей породе. Предположим, в летний период по традиции вам отключают горячую воду на два-три месяца. Вам не надо будет платить за этот период времени за то, чем вы не пользовались по вине производителей коммунальной водной услуги.
Если у вас течет теплая вода вместо горячей, недостаточно горячие батареи, тревожно урчат трубы, вы можете предоставить свои претензии в письменном виде (по типовому акту) исполнителю, который обязан рассмотреть их в течение пяти дней. В случае снижения качества предоставляемых услуг исполнитель делает соответствующие перерасчеты размера платы (в сторону уменьшения оной) и возмещает ущерб, нанесенный потребителю, в соответствии с законодательством.
Исполнитель считается невиновным в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, мешающих его работе. Предположим, вам на голову упал кирпич. Если это несчастье произошло в процессе капитального ремонта - это вина исполнителя. Однако последний может утверждать, что был тайфун и кирпич сдуло ветром, а это уже форс-мажор, чрезвычайная ситуация, за которую исполнитель не в ответе. Из практики известно, при большом желании под форс-мажорные обстоятельства можно подвести любое ЧП.
В качестве примера чрезвычайной ситуации, находящейся не в компетенции коммунальных служб, Леонид Кравченко привел историю техногенной аварии харьковской канализации 1995 года, когда городские фекалии пустились в путешествие по реке, своим присутствием блокируя водоканал и мешая водоснабжению ряда населенных пунктов.
Специалисты Госстроя сознались, что новые правила, регулирующие отношения потребителя и исполнителя коммунальных услуг, не выгодны для последнего. В то время, как долг коммунальным службам составляет 6 млрд. грн., не по-хозяйски (с государственной точки зрения) чересчур требовательно относиться к предоставляемым услугам, наказывая исполнителя за любую провинность гривней. Однако наступить на горло собственной «песне» теоретиков коммунального благополучия заставили многочисленные жалобы граждан.
В Государственном комитете по защите прав потребителей считают эти правила юридическим прорывом в установлении цивилизованных отношений между производителями коммунальных благ и их непосредственными потребителями. Пользователь услуг имеет право знать, за что он платит свои деньги. Не секрет, что тарифы на коммунальный сервис в последнее время значительно выросли, а их качество не поспевает за ценой.
По словам Ивана Терещенко, начальника управления защиты прав потребителей в сфере услуг, в конце 1997 года комитет провел свои проверки по Украине на предмет изучения соответствия услуг и их оплаты в коммунальной сфере. В Херсоне, например, выявлено «несоответствие» в 4 млн. грн., а только в пяти районах Киева - 1 млн. 200 тыс. гривен.
Возможно, договорная система призовет коммунальщиков к финансовому порядку по отношению к рядовым потребителям, которые относительно регулярно платят им за услуги. А вот товарно-денежное поведение коммунальщиков и промышленных пожирателей продукта водо- и теплоснабжения, ставших, по сути, уже профессиональными должниками, правительству предстоит еще урегулировать.