Проблема долгостроя или пресловутой «незавершенки» привлекала к себе внимание еще во времена застоя. По этому поводу даже собирались заседания политбюро. Однако сдвинуть дело с мертвой точки не удавалось - в той экономической системе не было для этого соответствующего механизма. Сейчас, казалось бы, открылись прекрасные перспективы - продать все, что недостроено, и дело с концом. Пусть новый хозяин ломает голову над тем, что дальше делать.
Однако приватизация долгостроя идет, мягко говоря, непросто. Похоже на то, что когда в 1996 году придет время отчитываться об окончании массовой приватизации в Украине, вопрос приватизации долгостроя останется актуальным. Как сообщил начальник регионального отделения Фонда государственного имущества Украины в Киеве Владислав Францевич Збуржинский, «у будущего эффективного собственника-предпринимателя возникает естественный и вполне обоснованный вопрос - зачем в условиях падения производства, налогового пресса, инфляции выбрасывать деньги на «незавершенку», то есть попросту замораживать их, если на те же средства можно приобрести готовые объекты?».
Впрочем, долгострой долгострою - рознь. Некоторые объекты незавершенного строительства имеют легко оборудуемые помещения. Кроме того, на них нет трудовых коллективов, что избавляет будущего собственника от целого ряда хлопот. Наконец, попытайтесь получить в Киеве земельный участок под строительство. Это сложно. Например, только право аренды 0,3 сотки земли в Ленинградском районе недавно было приобретено за 19 млрд. крб. А в случае приобретения объекта незавершенного строительства собственник получает право на долгосрочную аренду сроком до 50 лет. Причем площадь отдельных участков достигает нескольких гектаров. Не следует забывать, что скоро стоимость готовых зданий и сооружений увеличится примерно в 7 раз, а согласно указу Президента стоимость объекта незавершенного строительства для продажи на аукционе по конкурсу определяется на основании данных баланса без учета индекса инфляции.
И все же, несмотря на столь привлекательный перечень достоинств, выгодно продать, а зачастую и просто продать незавершенку достаточно сложно. Исключение составляет разве что продажа в Киеве кинотеатра «Иллюзион» на Подоле. При стартовой цене 48 млрд. он был продан за 85 млрд. крб. Результат хорошо вписывается в анализ перспектив продажи, который был проделан несколько выше: кинотеатр расположен в прекрасном месте, имеет неплохую строительную готовность, современный архитектурно-строительный облик. Не удивительно, что на него было подано 5 заявок. Универсальная товарная биржа, проводившая торги, продала его без труда - и это при условии обязательного сохранения профиля объекта после приватизации как центра искусств.
Но исключение только подтверждает правило: продажа остальных объектов идет крайне тяжело. Чтобы как-то подтолкнуть этот процесс и усовершенствовать механизм приватизации объектов незавершенного строительства, а также для привлечения дополнительных средств для инвестирования строительства пусковых и наиболее важных строек регионального значения государственной формы собственности Президентом Украины был издан указ от 12 мая 1996 года № 337/96 «О внесении изменений и дополнений к Указу Президента Украины от 14 октября 1993 года № 456».
По мнению Владислава Збуржинского, указ позволит активизировать продажу долгостроя. Этому должно послужить и то обстоятельство, что теперь разрешено производить продажу незавершенного строительства через аукцион при наличии двух и более покупателей. Тогда как ранее для продажи на аукционе требовалось не менее трех покупателей.
Некоторые положительные сдвиги стали заметны в Киеве еще во второй половине прошлого года после передачи полномочий по приватизации коммунального имущества региональному отделению ФГИ. Уже в прошлом году Киевским региональным отделением было приватизировано три объекта незавершенного строительства общей стоимостью 570 млрд. крб. За первые два месяца 1996 года в Украине было приватизировано 8 долгостроев и половина из них - столичными органами приватизации. Сейчас совместно с горадминистрацией в соответствии с указом Президента переоцениваются все объекты. В работе их около 16.
На замечание, что это не так много, начальник регионального отделения Фонда государственного имущества объяснил, что региональное отделение работает только с теми объектами, которые ему передают городская и республиканская комиссии. Оценить же, сколько объектов «незавершенки» в Киеве всего, работники регионального отделения просто не в силах. Одно понятно - их достаточно много, но расставаться с ними прежние хозяева не хотят, несмотря даже на катастрофическую нехватку денег. Здесь наметилось некоторое противостояние: министерства стараются что-то придумать и все-таки задержать «незавершенку» у себя. Особенно, если место, где она расположена, чем-либо привлекательно. В общем, ведут себя, как собака на сене. И это в Киеве, где работает отделение, добившееся хоть небольших успехов по части приватизации долгостроя. А в большинстве областей «незавершенка» продолжает напоминать о былой расточительности и нынешней жадности: пусть лучше сгниет, но не отдадим. Авось для чего-нибудь пригодится...