UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДНЕПРОГЭС В ОЖИДАНИИ ВТОРОЙ МОЛОДОСТИ

Днепровская гидроэлектростанция - крупнейшая в Днепровском каскаде и в Украине. Промышленная эксплуатация станции начата в 1932 году...

Автор: Владимир Писковый

Днепровская гидроэлектростанция - крупнейшая в Днепровском каскаде и в Украине. Промышленная эксплуатация станции начата в 1932 году. Во время войны Днепрогэс был полностью разрушен и введен в строй действующих в 1946 году, а спустя четыре года восстановлен полностью.

С пуском Днепрогэса-2 в начале 70-х установленная мощность гидростанции возросла до 1,3 млн. киловатт, а с вводом двух новых энергоблоков превысила 1,5 млн. квт.

Времена, когда гидростанции были основными производителями электроэнергии, давно и безвозвратно канули в лету. Сейчас их основной функцией является регулирующая, позволяющая поддерживать требуемую частоту тока в энергосистеме в часы пиковых нагрузок или аварий. Исходя из этого, эффективным периодом использования установленной мощности Днепрогэса считается тысяча часов в год. Однако на практике эта цифра возрастает в 2,7-2,8 раза, поскольку работа на грани аварийного режима характерна отечественной энергосистеме уже на протяжении нескольких лет. Для Днепровской ГЭС, ресурс оборудования которой почти за полвека уже полностью исчерпан, это означает работу в запредельном режиме. Впрочем, и остальные шесть станций Днепровского каскада находятся в ненамного лучшем положении. Вопрос об их реконструкции назрел давно, но в категорию решаемых был переведен лишь после достижения договоренности со Всемирным банком о выделении кредита в сумме $114 млн.

По условиям контракта, полная реконструкция гидростанций каскада разбита на два этапа с полным окончанием работ в 2007 году. Днепрогэсу, в частности, она позволит на 3% увеличить коэффициент полезного действия и примерно на 70 мегаватт нарастить мощность. Условия зарубежного инвестирования вполне приемлемые: кредит предоставляется на десять лет под 7% годовых с пятилетней отсрочкой его погашения. Но суммы кредита хватит лишь на закупку оборудования для систем управления и автоматизации гидростанций, которое у нас в стране не производится. Примерно столько же требуется для замены турбин, трансформаторов, реконструкции генераторов. Эта задача отечественной промышленности вполне под силу (в Харькове есть турбинный завод и «Электротяжмаш», в нескольких кварталах от Днепрогэса - «Запорожтрансформатор») - были бы, как говорится, деньги. Но их-то у энергетиков как раз и негусто.

Выход из положения был предложен опять-таки Всемирным банком. Внутренний инвестиционный резерв, по мнению зарубежных специалистов, кроется в низкой себестоимости вырабатываемой гидростанциями электроэнергии. Скажем, по сравнению с вырабатываемой на тепловых станциях, она дешевле в 5-6 раз. Следовательно, повысив тариф и получая оплату за отпущенную электроэнергию без более чем двухнедельной отсрочки, гидроэнергетики будут иметь достаточно средств и на модернизацию станций, и на возврат зарубежного кредита. Кстати, лишь при соблюдении этих требований они могут рассчитывать на получение средств, что, в общем-то, вполне логично: Всемирный банк вовсе не намерен давать деньги, не имея гарантий их возврата. Начало инвестиционному процессу из-за рубежа уже положено. Речь пока идет о небольших суммах, но и они позволили подписать первые контракты на поставку выключателей для гидростанций каскада. Работой над проектами изготовления оборудования заняты и отечественные производства, к концу следующего года намечается реконструировать один из энергоблоков Днепрогэса. Но эти планы пока, как говорится, под большим вопросом - внутренними инвестициями гидроэнергетики по-прежнему не располагают.

Систему расчетов за произведенную электроэнергию на первенце ГОЭЛРО характеризуют не иначе, как «ужасной». Отдавая ее по внутрипроизводственным ценам, которые раз в десять ниже рыночных, гидроэнергетики получают всего лишь четверть заработанного. И с этой суммы 70% уходит в налоги. Спросить, как водится, не с кого - все ограничивается стенаниями Национального диспетчерского центра по поводу того, что потребители за электроэнергию не платят.

Положение, в котором оказались энергетики, стало закономерным следствием так называемой реструктуризации отрасли. Лишенный статуса юридического лица, Днепрогэс полностью отчужден от возможности как-либо повлиять на все более усугубляющуюся ситуацию. Об этом, в частности, свидетельствуют условия, в которых энергетики вынуждены встречать зиму. По сравнению с прошлым годом ресурс водохранилища истощен процентов на двадцать. Уже сейчас Днепровская ГЭС поставлена перед необходимостью работы на уровнях воды, которые на 25-30 сантиметров ниже минимально разрешенных Минводхозом. Отчасти это объясняется засушливым летом и небольшим - вопреки ожиданиям - паводком. Следовательно, объем производства электроэнергии существенно снизится. Положение, конечно, поправимо, ведь тепловые и атомные электростанции работают. Однако очень беспокоит то, что энергосистема в целом значительно ограничена в резерве на время пиковых нагрузок или непредвиденных ситуаций.

В таких условиях привлекательность будущей реконструкции несколько меркнет. Намного более прозаичными проблемами: как погасить двухмесячную задолженность по зарплате и уложиться в сроки одного текущего и двух капитальных ремонтов энергоблоков.