UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕВАЛЬВАЦИЯ ГРИВНИ

ИЛИ ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ ВЛАСТИ Богдан Губский неоднократно выступал на страницах нашей газеты по многи...

Автор: Александр Лялин

ИЛИ ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ ВЛАСТИ

Богдан Губский неоднократно выступал на страницах нашей газеты по многим актуальным проблемам развития украинской экономики, будучи председателем совета директоров Украинского промышленно-финансового концерна «Славутич». Ныне он - народный депутат, заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности. В обострившейся сегодня финансовой ситуации нам было интересно узнать мнение политика и практика отечественного бизнеса о последних событиях в сфере экономики.

- В Украине с облегчением узнали о решении МВФ продолжить выделение стабилизационных кредитов. Значит ли это, что наши западные партнеры удовлетворены ходом реформ в нашем государстве?

- Нерешительность и непоследовательность в реформировании основных государственных институтов социально-экономического обустройства Украины вынуждают мировые банковские и финансовые структуры в более жесткой форме подчеркивать отсутствие прогрессивных сдвигов в продвижении нашей страны к созданию основ цивилизованной рыночной экономики, не допускающей возникновения предпосылок для социально-политических взрывов и дестабилизации в субрегиональных масштабах. Не случайно одним из ключевых направлений модернизации государственных институтов и перенесения государством акцента в проведении глубоких экономических преобразований международные структуры называют отказ от чрезмерного участия властных структур в процессах на микроуровне и сосредоточение его на решении макропроблем: поддержки и защиты частного бизнеса, развития всего разнообразия форм собственности, гарантии признанных в мире форм рыночной конкуренции.

Нельзя игнорировать тот факт, что обязательным условием успешного проведения выбранной и реализуемой правительством Украины жесткой монетарной политики являются свободное обращение собственности, переход абсолютного большинства объектов государственной собственности в частную, реальное, защищенное от вмешательства государственных структур и органов муниципальной власти, функционирование института банкротства.

Безусловно, что реализация изложенных положений принесет положительные результаты при обеспечении и практическом применении дифференцированного подхода в соотношении форм собственности в зависимости от сферы хозяйственной деятельности: в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, непроизводственной сфере и т.д.

Исправление ошибок, допущенных при неосмысленной ликвидации структур государственной собственности в социальной сфере, сельском хозяйстве, ряде стратегически важных объектов отраслей промышленности и транспортных сетей, необходимо, но делать это только на законных основаниях, не допуская произвола и нарушения общепринятых в цивилизованном деловом мире норм.

- Каково ваше отношение к кредитам мировых финансовых структур? Насколько они способствуют преодолению глобального экономического кризиса в Украине?

- Следует отметить, что постоянная ставка на кредитные инъекции МВФ и Всемирного банка исподволь способствует отсрочке принятия в Украине жестких, но эффективных мер по выходу из кризисного состояния, осуществления решительных шагов в борьбе с коррупцией и перехода к реальным преобразованиям в экономике. Тем более что опыт прошлых лет свидетельствует: целевые кредиты на структуризацию отдельных отраслей, на структурную перестройку экономики в целом, на развитие предпринимательства фактически канули в бездну. Финансовый капитал окончательно оторвался от производственной сферы. Его отток из сферы реальной экономики в сферу финансовых спекуляций, постоянно растущий абсолютный и относительный размер выплат процентов по ценным бумагам и облигациям займов, попытки любой ценой искусственно удержать курс гривни безудержно вовлекают все новые средства, включая кредиты, в финансовые спекуляции и тем самым сводят к нулю шансы на «мягкий» выход из финансового кризиса.

- Богдан Владимирович, вы затронули самую важную и болезненную проблему. Почему же произошел такой отрыв финансовых потоков от сферы реальной экономики?

- Нужна либеральная кредитная политика, при которой банковский процент, как и в развитых странах, не превышает среднюю норму прибыли в сфере производства, а государство не допускает концентрации финансовых средств в сфере валютных спекуляций. Взять, к примеру, Новокраматорский машиностроительный завод, который только благодаря искусному руководству держится на плаву. Ведь если бы наши банки предоставляли кредиты не под 160% (!), а под 6-7% годовых, он бы не только обеспечил потребности украинской экономики в высококачественной продукции, но и закрепился на внешнем рынке. А это решение и бюджетных, и социальных проблем, да и проблем стабильности национальной валюты.

Сегодняшняя практика, как бы мы этого ни пытались не замечать, ведет к девальвации гривни и дальнейшему обнищанию народа. Современная экономическая политика в Украине, основанная на устаревших стереотипах, беспомощные попытки выйти из созданного финансового тупика свидетельствуют о том, что в случае продолжения традиционного курса экономическое оживление невозможно и новые займы и кредиты только отсрочат наступление еще более глубокого кризиса.

- Какие первопричины того, что сфера материального производства оказалась без финансовых инъекций, тогда как рынок ценных бумаг до недавних пор, можно сказать, процветал?

- Доступность и кажущаяся из-за отдаленности последствий безобидность финансовых спекуляций, приносящих сверхвысокие барыши, в сегодняшних условиях обусловили стремительный переток материальных, финансовых и трудовых ресурсов в теневую экономику, создали исключительно благоприятные условия для ее бурного развития и для невиданной коррупции в среде административно-бюрократического аппарата, распределяющего «государственную благосклонность».

Осмысление финансово-банковского кризиса, избирательно охватившего страны с наиболее неустойчивыми финансовыми системами, должно привести к изменению денежно-кредитной политики в сторону понижения уровня ставки банковского процента, приемлемого для осуществления производственных инвестиций и для пополнения оборотных средств предприятий, а также существенного снижения роли иностранной валюты и особенно - денежных суррогатов в осуществлении платежно-расчетных операций.

- Самые болезненные проблемы сегодняшнего дня и для населения, и для правительства - финансовый кризис и невыплаченные заработная плата, пенсии, стипендии. Такое совпадение во времени - явление случайное или между ними есть какая-то взаимосвязь?

- Длительное пренебрежение реформой денежных доходов, накопление задолженности по заработной плате и пенсиям следует признать существенной ошибкой в стратегии проведения экономических реформ. По сути, мы шли по пути экономически неоправданного и политически ущербного искусственного сжатия совокупного спроса в стране, возможно, не осознавая того, что тем самым способствуем продолжению и углублению экономического спада в Украине.

Нет необходимости доказывать, что замораживание заработной платы, пенсий и прочих выплат доминирует среди факторов подавления платежеспособного спроса. Определяющий закон и главный признак реальной рыночной экономики как раз и заключается в том, что в ней другого стимула экономического роста, кроме спроса, не существует.

Действительно, искусственное уменьшение денежной массы, особенно за счет невыплат заработной платы и пенсий, способствует удержанию низкой инфляции. Но сейчас стала очевидной и бесспорной ошибочность и близорукость чрезмерного увлечения такими методами борьбы с инфляцией. В очередной раз мы убеждаемся в необходимости в кратчайшие сроки провести под контролем государства погашение задолженности по заработной плате на предприятиях независимо от формы собственности, по пенсиям, стипендиям и другим выплатам, а также провести дедолларизацию внутренних платежно-расчетных операций.