Марширующие в одной колонне не обязательно направляются к одной цели.
Веслав Тшаскальский
Не сомневаюсь, читающие граждане Украины с нескрываемым интересом следили за развернувшейся во всеукраинских и региональных СМИ тщательно спланированной акцией по дискредитации первой украинской эмульсионной взрывчатки «Украинит-ПМ». В результате открытие завода по производству матрицы «Украинита» было задержано. Впрочем, в вечной мерзлоте пребывает и конкурент — заморский пауэргель. В итоге «на бобах» пока остаются как потребители экологически чистых эмульсионных ВВ — ГОКи, так и потенциальные производители бестротиловой взрывчатки.
Тем не менее принятая Днепропетровской облгосадминистрацией в декабре 1999 года «Целевая региональная комплексная программа перехода горно-обогатительных комбинатов на бестротиловые экологически чистые взрывчатые вещества» выполнена полностью. Широкомасштабное применение украинита на ИнГОКе начато в июле 2002 г., и объем его применения к концу года достиг 25%.
Региональная мечта
Реализация программы, основанной на положениях «Программы развития взрывного дела в Украине до 2005 года» и одобренной Госнадзорохрантруда, позволяет улучшить экологическую обстановку в Криворожском регионе, снизить себестоимость взрывных работ и, как следствие, цену добычи полезных ископаемых. Кроме того, программа прекращает зависимость производства ВВ от поставок импортного углеводородного сырья. К слову, рынок потребителей взрывчатки на Днепропетровщине обширен. За год на ГОКах Кривбасса используются, судя по выкладкам программы, до 70 процентов потребленных в Украине ВВ, что составляет более 50 тысяч тонн. При этом объем взрывчатки, не содержащей тротил вообще, ничтожно мал. В общем, программа предполагала поставить регион в один ряд с развитыми странами, где объемы бестротиловых взрывчаток (не только эмульсионных) составляют до 95% от расхода ВВ всех типов. Тем более что в Днепропетровской области к началу исполнения программы уже сертифицировали два новых типа взрывчатых веществ: гелекс и гранулит-НМ. Первый, производимый на ПО ПХЗ, еще в 1999 году был допущен Госнадзорохрантруда Украины к постоянному промышленному применению. Таким образом, собственные потребности Днепропетровской области во взрывчатых веществах, по замыслам разработчиков, должны быть полностью обеспечены.
Для сертификации украинита — первого отечественного ВВ, созданного исключительно из местного сырья, предполагалось создать опытно-промышленную линию по изготовлению матрицы (эмулькома) и завершить его приемочные испытания на Криворожских ГОКах. Реконструированный пункт для приготовления окислителя на Ингулецком ГОКе, который обошелся инвестору, ЗАО «Турстрой Украина», в 5 миллионов гривен, будет выпускать 25 тысяч тонн эмулькома в год. Казалось, ничто не может помешать выполнению поставленной задачи. Но… гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Почти одновременно с началом вышеозначенной реконструкции американская фирма A.P. Energy Corporation завезла в Кривбасс из Турции технологическое оборудование. Цель — под «крышей» СП ЗАО «Интервзрывпром» осуществить строительство завода по производству эмульсионной взрывчатки пауэргель по технологии корпорации «Орика».
Ложь — многоголоса, истина — многогранна
По мере увеличения применения эмульсионной взрывчатки украинит на Ингулецком ГОКе на страницах различных СМИ, в научных, производственных и предпринимательских кругах развернулась квазиполемика относительно использования разных типов взрывчатых веществ на горнорудных предприятиях Кривбасса. Выражаясь спортивным языком, игра шла в одни ворота с применением жесткого прессинга по всему полю. Украинит ушел в глухую защиту, поскольку был реально осязаем, в отличие от астрального пауэргеля.
О плюсах и минусах отечественной и импортной эмульсионных ВВ очень подробно рассказывалось в «ЗН» (№ 20 от 01.06.02 «Украинит и пауэргель: вымыслы и реальность»). Что, впрочем, не помешало «Интервзрывпрому» в своих многочисленных обращениях во все существующие властные структуры, публикациях в региональных и всеукраинских СМИ обвинить создателей украинита по меньшей мере в безответственном подходе к производству эмулькома — главной составляющей отечественной взрывчатки. В мощном, хорошо сдирижированном хоре хулы едва были слышны возражения украинских ученых и ведущих специалистов горных предприятий Украины. Базируются они на «трех китах». Первый — физико-энергетические свойства пауэргеля не смогут раздробить крепкие породы горного массива Кривбасса. Ведь максимальная теплота взрыва импортной взрывчатки на треть меньше аналогичного эквивалента украинита-ПМ. К слову, испытано пауэргеля в Украине до сих пор не более двух килограммов, тогда как объем применения украинита в начале 2003 года перевалил за 2 тысячи тонн. Второй — безопасность составляющих и компонентов пауэргеля представляется повсюду в виде экологически чистого продукта, который прошел сертификацию зарубежной экспертизы. Тем не менее входящие в его состав аммиачная селитра (третий класс опасности), нитрит натрия (первый класс) и роданид натрия, распадающийся при взрыве на цианистый натрий(яд) и сульфид натрия, а в водном растворе окисляющийся до получения синильной кислоты, отнюдь не безвредны даже если будут пребывать в незначительной концентрации. Третий — следующим возможным шагом после укрепления позиций пауэргеля на украинском рынке станет политика перехода фирмы от демпинговых цен на первом этапе к ценам, позволяющим в дальнейшем погасить все предыдущие расходы. Кроме того, производство эмульсионных взрывчатых веществ по технологии фирмы «Орика» предусматривает, за исключением импортных смесительно-зарядных машин и эмульгатора, использование украинской аммиачной селитры, производимой с соблюдением всех отечественных ГОСТов. Можно реально предвидеть мотивировку «чистоты продукта» и, как следствие, ввоз зарубежной составляющей. Иными словами, ГОКи станут заложниками инофирм. Аналогичный взгляд на эту проблему имеют Министерства промполитики, образования и науки, Госкомиссия по вопросам оборонно-промышленного комплекса Украины, Госкомитет Украины по земельным ресурсам, Днепропетровская облгосадминистрация, не говоря уже об исполкоме Криворожского горсовета.
Семь раз отмерь…
Холодная, к счастью, война между украинитом и пауэргелем активизировала с подачи «Интервзрывпрома» деятельность первых лиц страны. Трижды (в апреле, мае и августе прошлого года) дает указания разобраться с различными жалобами и обращениями премьер-министр. И столько же раз ему вторит первый вице-премьер. В итоге руководители основных базовых отраслей Украины высказались о нецелесообразности строительства завода по производству пауэргеля по технологии «Орика».
Ссылаясь на выводы министерств и ведомств, касающихся производства и применения пауэргеля по технологии «Орика», опираясь на заключения местных контролирующих органов и мнение большинства городских депутатов, заместитель мэра Кривого Рога Игорь Потапов на комиссии по изучению депутатского запроса, касающегося производства и применения взрывчатых материалов, в частности, заявил:
— …Финансовые возможности фирмы «Орика» позволяют через первоначальную демпинговую политику монополизировать украинский рынок эмульсионных взрывчатых веществ и в дальнейшем при соответствующем контроле железорудной и металлургической промышленности компенсировать понесенные первоначальные затраты, ослабить достаточно сильные позиции Украины на рынке соответствующей продукции и даже привести к уничтожению отечественных производителей… В соответствии с поручением Президента Украины от 13.06.2002 г. №7/3-2941 и Кабинета министров Украины от 06.06.2002 №4044/4 Днепропетровской облгосадминистрации, Минпромполитики, Государственной комиссии по вопросам оборонно-промышленного комплекса, Госстроя, Госкомзема, Минтруда, Министерства образования и науки Украины было поручено проверить законность и целесообразность строительства завода по приготовлению взрывчатых веществ ЗАО «Интервзрывпром». Согласно их выводам, строительство завода эмульсионных взрывчатых веществ по технологии фирмы «Орика», считается нецелесообразным…
Тогда в «бой» вступает «артиллерия главного калибра» — посол США в Украине Карлос Паскуаль. Высокопоставленный дипломат 16 июля прошлого года обратился с письмом к премьер-министру Анатолию Кинаху, в котором изложил доводы в пользу СП «Интервзрывпром». Главным аргументом служили перспективы инвестирования в будущем дополнительно 5 млн.600 тысяч долларов США. Должной по такому случаю реакции не последовало, поскольку специалистам было ясно, что под инвестициями подразумевается прямая интервенция в производство взрывных работ в Кривбассе. Почти одновременно на имя первого вице-премьера Олега Дубины поступило письмо № 5138/02-29, подписанное председателем Днепропетровской облгосадминистрации Николаем Швецом. В нем губернатор, помимо вышеизложенных причин, подчеркнул, что «строительство комплекса «Южный» по производству эмульсионной матрицы пауэргель на территории Новокриворожского ГОКа начато без оформления юридического права на пользование земельным участком в нарушение ст.125 Земельного кодекса и ст. 24, 29 Закона Украины «О планировании и застройке территорий». Правоустановительные документы на земельный участок не оформлены, разрешение на строительство не получено. А посему, «с учетом выводов Госкомиссии по вопросам оборонно-промышленного комплекса Украины (письмо от 26.06.02 № 12-12/487-ДСК), Минпромполитики (письмо от 26.06.02 № 15/4-3-2-294), Минобразования и науки (письмо от 25.06.02 №14-13-6/3393), Государственного комитета Украины по земельным ресурсам ( письмо от 25.06.02 № 14-13-6/3393) Днепропетровская облгосадминистрация считает строительство завода по изготовлению эмульсионных взрывных веществ ЗАО «Интервзрывпром» нецелесообразным». Согласитесь, столь единодушное мнение авторитетных ведомств должно было поставить жирную точку в затянувшейся войне компроматов. Получилось многоточие.
Правдивые вымыслы
Казалось, если очутился в яме, немедленно прекращай копать. Но нет. «Абсолютно безопасных взрывчатых веществ не существует». Опираясь на эту аксиому, «Интервзрывпром» вновь и вновь пытается доказать всю пагубность производства украинской матрицы эмульком, одновременно подчеркивая незаконную монополизацию производства ВВ в Украине. Первой жертвой противостояния становится правда, а субъективизм — обычным делом при поиске объективных причин.
Ответственный сотрудник «Интервзрывпрома» Борис Давыдов разряжается серией «разоблачительных статей», и вместе с главным инженером этого ЗАО Е. Быковым бьет тревогу, ссылаясь на несоблюдение «отцами» украинита Концепции безопасности производства и применения эмульсионных взрывчатых веществ, принятой в России. Между тем, по информации Института комплексного освоения недр НАН России и Московского государственного горного университета, такой концепции не существует. Имеется, правда, бумага без подписей и печатей с аналогичным названием и касается она безопасности изготовления взрывчатых веществ типа сибирит, разработанных фирмами «Нитро-Сибирь» и «Нитро-Нобель».
Зато есть другой официальный документ, датированный 1997 годом, скрепленный множеством подписей и печатью. Акт о результатах испытаний эмульсионной композиции (эмульком), где черным по белому записано, что она «…является непожароопасным, не поддерживающим горение продуктом, по своим взрывчатым свойствам аналогична аммиачной селитре по ГОСТ 2-85 и может транспортироваться всеми видами транспорта (кроме воздушного) по дорогам общего пользования и храниться в сосудах, контейнерах, сообщающимися с атмосферой», подписал тогда начальник группы механизации взрывных работ ГППП «Кривбассвзрывпром» тот же Борис Давыдов.
Что же касается монополизации украинского рынка ВВ и отсутствия таковой в России, на что любят ссылаться оппоненты украинита, то здесь далеко не все безоблачно. Директор Института стратегий развития и национальной безопасности России Игорь Олейник далек от оптимизма:
— …Наш внутренний рынок промышленных взрывчатых веществ (ПВМ) активно осваивают шведские, австралийские, французские, немецкие, американские и испанские фирмы. География их размещения весьма впечатляюща — от Кольского полуострова до Магадана. В геостратегическом плане рынок ПВМ нужно рассматривать как часть инфраструктуры рынка рудного сырья… По сути, тот, кто контролирует российский рынок ПВМ, будет во многом определять ситуацию на рынке поставок российских минеральных ресурсов. Если у отечественного бизнеса вырвут из рук добывающий сектор, то через десяток лет серьезного российского производства ВВ просто не будет…
А вот мнение уважаемого российского ученого-взрывника, доктора технических наук Бориса Кутузова:
— …Стоимость зарубежного эмульсионного завода и зарядных машин не менее чем в два раза выше отечественного (российского. — В.О.) оборудования, соответственно значительно выше стоимость получаемых ВВ. Кроме того, зарубежное оборудование иногда работает недостаточно надежно и мало пригодно для ремонтно-восстановительных работ, а оплата «роялти» для зарубежных фирм приводит к дополнительному увеличению стоимости ВВ.
Несмотря на то что фирма «Орика», по утверждению некоторых авторов, является лидером в производстве взрывчатых веществ, почему-то на постсоветском пространстве ее единственный завод построен только в Киргизии.
Факты воображения и реалии
Хотя в ЗАО «Интервзрывпром» работает, по последним данным, четыре человека, шума от него на всю страну. Разгромленный, но не сломленный он в очередной раз проявил удивительную нестандартность мышления. В начале декабря ОАО «ППП Кривбассвзрывпром» посетил внештатный консультант Комитета по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью ВР Леопольд Табурянский. Требовал Леопольд Иванович ни много ни мало, но созыва компетентных специалистов, дабы обсудить (в который раз?— В.О.) ситуацию в Криворожском горно-рудном бассейне ввиду использования экологически опасных взрывчатых веществ. Специалисты данный призыв по определенным причинам проигнорировали. Уже 11 декабря члены комитета, «заслушав и обсудив информацию», принимают грозное решение из трех пунктов. В первом говорится о представлении генпрокурору Украины всех собранных по этой проблеме материалов, после чего «организовать тщательную проверку с привлечением соответствующих специалистов, по результатам которой решить (!) вопросы наличия оснований для возбуждения уголовного дела (?) и проведения досудебного следствия». Пунктом вторым генпрокурору предлагается «дать соответствующую правовую оценку действиям руководителей «Укррудпрома» . Но это так, для затравки. Вот пункт три раскрывает всю сложную «многоходовку» действительно заинтересованных лиц: «Обратиться к премьер-министру Украины с предложением немедленно запретить эксплуатацию завода взрывчатых веществ на Ингулецком ГОКе и предоставить возможность, предусмотренную действующим законодательством, другим отечественным производителям взрывчатых веществ выйти на рынок в этой отрасли». Нардепов, мягко говоря, неправильно информировали. Во-первых, эксплуатация завода пока не разрешена, идут испытания. Во-вторых, «Интервзрывпром» — такой же отечественный производитель, как, скажем, «Кока-кола» или «Макдональдс» в Украине. В крайнем случае, «Филип Моррис». Читаем инвестиционный договор №1, подписанный 26 апреля 2002 года, где ЗАО «предприятие с иностранными инвестициями «Интервзрывпром», именуется «Эмитентом», с одной стороны, и Эй Пи Энеджи как «Акционер», с другой. Последний обязуется передать в собственность «Эмитента» инвестицию технологическим оборудованием и транспортными средствами на сумму 1 миллион 392 тысячи долларов США. Плюс деньги в размере 48 долларов 65 центов. Взамен он получает корпоративные права в виде собственности на все ценные бумаги (акции), стоимость которых равнозначна вышеупомянутой инвестиции.
Одновременно с решением комитета в адрес премьера уходит письмо министра Промполитики Мялицы, в котором указывается «на развернутую в средствах массовой информации кампанию по дискредитации украинских органов исполнительной власти и привлечение посла США в Украине для лоббирования интересов «Интервзрывпрома».
К 2003 году в Кривом Роге завершила свою работу пятая сессия городского совета. Девяносто процентов депутатского корпуса проголосовали за конкретное и, надо полагать, окончательное решение: «Отказать ЗАО «Интервзрывпром» в предоставлении в пользование земельного участка площадью 1,15 га под строительство комплекса «Южный» по производству эмульсионной матрицы в Ингулецком районе». Точка? Увы… «Интервзрывпром» сдаваться не собирается и готовится к получению разрешений Госнадзорохрантруда Украины на проектирование, строительство завода и промышленное использование изготовленной там взрывчатки. Видать, собрались к Президенту или спикеру ВР…
А «Украиниту» предстоит, по сути, стартовать заново, поскольку в конце 2002 года государственная инспекция МЧС Украины получила жалобу от жителя Кривого Рога гражданина Бориса Давыдова. По ней на Ингулецком ГОКе оперативно организовали проверку инспекции гражданской обороны и техногенной безопасности Главного управления по вопросам чрезвычайных ситуаций в Днепропетровской области МЧС Украины. Комиссия установила, что техническая документация на реконструкцию пункта приготовления окислителя, которая прошла все необходимые экспертизы до августа 2002 года, не имеет экспертизы МЧС в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 11.07.02 г. № 956 «Об идентификации и декларировании безопасности объектов повышенной опасности», введенного в действие с 1 октября 2002 года. Оказывается, всем проведенным госэкспертизам реконструкции пункта окислителя на Ингулецком ГОКе под производство эмулькома не хватает визы МЧС. А посему в инспекцию надлежит подать всю необходимую документацию, так сказать, еще один рывок, еще одна попытка...
Между тем в Кривбассе сегодня практически завершается реконструкция двух технологических комплексов по производству отечественных взрывчатых веществ общей годовой мощностью до 55 тысяч тонн, что полностью обеспечит потребности региона. При этом Кривой Рог имеет свою собственную научную, материальную и сырьевую базы. Заказы на изготовление компонентов и составляющих эмульсионных взрывчатых веществ получат отечественные предприятия.
P.S. Информация к размышлению. По данным журнала «Украинский союз инженеров-взрывников» (январь—март 2002 г.) в ведущих странах мира применение эмульсионных взрывчатых веществ ограничено. В США их применяется 6—12%, в Германии 12—15%, в России — до 15 процентов ЭВВ. На ГОКах Кривбасса этот процент вырос от 0,85 в 2001-м, до 2,5% в 2002 году. Одновременно здесь сокращается применение «чистого» тротила, что резко уменьшает негативное влияние от массовых взрывов на окружающую среду. По данным ОАО «ППП Кривбассвзрывпром», в 2000 году его использовалось 28% от общего объема ВВ, в 2001-м —13 и в прошлом году — 9,1%. Столь положительная динамика стала возможной за счет использования тротилосодержащих ВВ ( грамонит 79/21 и акватол), имеющих нулевой кислородный баланс, а следовательно, уровень воздействия на окружающую среду сродни эмульсионным ВВ. Иными словами, от применения пусть с небольшими, но тротиловыми добавками ВВ отказываться пока рано, считают ведущие украинские специалисты членкор НАН Украины д.т.н. Э.Ефремов, д.т.н. С.Сторчак, д. т. н. В.Мартыненко.