UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕНЕЖНЫЕ АУКЦИОНЫ: ШКОЛА НАЧИНАЮЩЕГО ИНВЕСТОРА — И ТОЛЬКО

Итак, Фонд государственного имущества Украины предоставляет всем желающим возможность приобрест...

Автор: Александр Харченко

Итак, Фонд государственного имущества Украины предоставляет всем желающим возможность приобрести акции приватизируемых предприятий на денежных аукционах, которые будут регулярно проводиться на базе центров сертификатных аукционов (ЦСА). Прием заявок на первый аукцион начнется 1 июля. Но это не мешает нам уже сейчас повнимательнее присмотреться к новому виду продаж, ориентированному прежде всего на граждан. Вопрос о наличии у этих граждан необходимых для серьезных игр сумм остается открытым…

Проведение аукционов по продаже акций приватизируемых предприятий за деньги, начиная с суммы в 10 гривен, - шаг для ФГИ внешне вполне логичный. Объявленный переход от продаж за сертификаты к продажам за денежные средства подразумевал нечто подобное как бы автоматически. Тем более, что окончательные сроки прекращения выдачи различного рода сертификатов вышли уже по нескольку раз. И хотя Верховная Рада, скорее всего, не даст прекратить проведение аукционов за сертификаты до тех пор, пока у граждан эти бумаги просто не закончатся, ваучерно-«каэсную» приватизацию Фонд постепенно сворачивает.

Особенно привлекательно выглядят денежные аукционы как альтернатива аукционов за компенсационные сертификаты. Указ Президента о передаче после 1 июля с.г. не полученных гражданами компенсационных сертификатов некоей инвестиционной структуре-посреднику для вложения в акции приватизируемых предприятий пришелся по душе далеко не всем. В том числе и в Фонде госимущества. Но в случае, если ничего не случится и Президент не поменяет своего мнения относительно дальнейшей судьбы КС, указ есть указ - и его придется выполнять. Не исключено, что наиболее действенным «оружием» в таком случае как раз и станут аукционы за денежные средства: туда уйдут все мелкие пакеты более-менее привлекательных предприятий. А для отоваривания компенсационных сертификатов при таком раскладе останутся откровенные остатки неликвидов.

При этом у ФГИ «в кармане» железный аргумент: святое дело наполнения государственного бюджета требует продажи как можно большего количества акций за деньги.

Понятное дело, в самом Фонде отлично сознают, что проведение денежных аукционов не приведет к существенному увеличению средств от приватизации. «Иллюзий, что денежные аукционы помогут закрыть дыру в бюджете, у нас нет, - говорит Светлана Ледомская, заместитель председателя Фонда государственного имущества Украины. - Мы не будем сворачивать аукционы за приватизационные и компенсационные сертификаты; денежные аукционы мы рассматриваем скорее как предоставление возможности всем гражданам Украины вложить свои деньги. Это своеобразная школа начинающего инвестора».

Кстати, готовя этот материал, я попытался выяснить в ходе блиц-опроса граждан на улицах Киева: готов ли кто-нибудь из них вступить в ряды учеников вышеупомянутой школы? И, откровенно говоря, был поражен, когда из двенадцати опрошенных наугад никто не отверг идею вложения денег в акции приватизируемых предприятий на аукционах, а семь человек заявили о том, что готовы рискнуть. Таким образом, судя по всему, желающие поучиться на частного инвестора будут. Им придется лишь вспомнить дорогу в ближайший центр сертификатных аукционов.

Будет участвовать в денежных аукционах и еще одна категория представителей украинского бизнеса. Из так называемого теневого сектора. Правда, при одном только условии - что «отбеливать» капитал в Украине станет выгодно. При выполнении этого условия денежные аукционы станут настоящим клондайком - выбирай предприятие и вкладывай добытые пусть даже и грабежом банков денежки!

Дело все в том, что в отличие от сертификатных аукционов денежные не требуют наличия каких-либо лицензий или же разрешений Фонда государственного имущества либо Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Участвовать могут все. И если для физических лиц ограничение все-таки есть (источники дохода при вложении в акции суммы свыше 50 необлагаемых налогом минимумов надо обосновать), то для юридических лиц такая проблема не стоит.

Правда, может спросить искушенный читатель, а как же с требованием к юридическим лицам приобретать ценные бумаги только из прибыли? Да очень просто. Регистрируется - обычно на давно умерших родственников давно не виденного никем дяди директора фирмы, желающей «почистить» деньги, - итак, регистрируется некое общество с ограниченной ответственностью. Затем это самое ООО по договору, к примеру, рекламно-информационного обслуживания фирмы-создателя, зарабатывает огромную прибыль (это делается в течение двух-трех дней с момента регистрации). Затем ООО участвует в денежном аукционе, покупает пакет акций. Какой-нибудь крупной компании, чьи акции котируются и активно торгуются.

Проходит некоторое время - и акции «продаются» за символическую сумму отцу-основателю ООО. Который далее волен поступать с ними как угодно - то ли реализовать через внебиржевую фондовую торговую систему (ПФТС), то ли продать друзьям, то ли придержать. А когда налоговая инспекция попытается выяснить, где, собственно, налоги с операции и что, собственно, происходит, документацию ООО просто не удается найти…

В результате - при условии, повторимся, что перевод денег из теневой сферы в сферу легального бизнеса станет выгодным, а на аукционы будут хоть иногда попадать более-менее ликвидные предприятия - этот метод продажи акций может сработать и в плане возвращения украинских денег из-за границы. Достаточно лишь добавить к обрисованной выше схеме еще два-три звена - вроде иностранного партнера, учреждающего в Украине фирму, которая сыграет роль отца-основателя.

Сегодня, хотя список предприятий для первого денежного аукциона еще не обнародован, можно уже достаточно смело прогнозировать тот факт, что на аукционы так или иначе будет выставляться достаточно большое количество привлекательных предприятий. В общей сложности в Фонде лежат нереализованными пакеты почти шести тысяч предприятий. И среди этих шести тысяч найдется достаточное число заводов и фабрик, привлекательных если не для одних, так для других потенциальных инвесторов. По оценкам некоторых операторов, около половины «зависших» пакетов акций будут проданы достаточно успешно (то есть не очень-то и дешево), а около пяти-шести процентов предприятий могут вызвать и ажиотаж.

Тем более, что в Фонде государственного имущества в достаточной степени набрались опыта и не допустили особых проколов при подготовке положения о порядке проведения денежных аукционов. Хотя мелких «зацепок» в документе хватает, их все-таки не так много, как могло бы быть. В ФГИ, в частности, учли, что «замораживать» средства на счетах центра сертификатных аукционов инвесторам невыгодно, и постарались сократить этот срок с момента подачи заявки в ЦСА до момента либо получения выписки из протокола по результатам аукциона, либо возвращения денег (если, скажем, предприятие снято с аукциона). Хотя даже в таком, максимально оптимизированном варианте проведения аукциона меньше, чем в три недели, уложиться никак не возможно. Это при условии, что все будет работать именно так, как планируют руководство Фонда госимущества и системы ЦСА.

Но у многих экспертов, «приближенных» к системе центров сертификатных аукционов, весьма скептический взгляд на возможность такой вот, идеальной схемы. Дело в том, что система ЦСА сегодня практически обескровлена. После передачи ее под «крылышко» Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку финансирование центров аукционов практически прекратилось. В последнее время они финансируются, по заявлениям Юрия Тараторина, генерального директора УЦСА, примерно на 36 процентов. И если находясь на обеспечении у Фонда, сертификатчики получали и деньги Американского агентства по международному развитию (USAID), и отчисления из внебюджетного фонда приватизации, то теперь ФГИ перечисляет ЦСА, как организации в достаточной степени сторонней, только то, что положено по программе приватизации. А ГКЦБФР работает как всегда - похоже, «не царское это дело» решать текущие вопросы финансирования. Результат же следующий: по данным, полученным у работников центрального аппарата системы ЦСА, сотрудников региональных отделений, которым два месяца не платили зарплату, становится все меньше. Соответственно падает и работоспособность системы в целом.

Вместо того, чтобы приложить усилия для восстановления финансирования ЦСА по линии USAID, Комиссия по ценным бумагам объявила, что намерена идти к созданию на базе системы аукционов независимой торгово-информационной системы (ТИС). Против чего резко возражают американцы, уже профинансировавшие создание в Украине другой ТИС - внебиржевой фондовой торговой системы. Понятно, что денег от USAID центрам сертификатных аукционов теперь не видать, как своих ушей. Хорошо еще, если не заберут предоставленные компьютеры (30% от всей техники ЦСА)…

Так что, несмотря на планы ФГИ и ЦСА по дальнейшему проведению аукционов, работа системы центров вскорости может прекратиться. Ввиду отсутствия финансирования. Если, конечно, кто-нибудь в стране не вспомнит, что приватизация не закончилась и продавать госимущество аукционным методом надо будет еще долго и нудно.