UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕКАБРЬСКИЕ ТЕЗИСЫ БУДУЩЕГО ПЕНСИОНЕРА

Идея реформирования системы пенсионного обеспечения населения Украины новизной не страдает. Она давно витает в воздухе...

Автор: Ольга Ваулина

Идея реформирования системы пенсионного обеспечения населения Украины новизной не страдает. Она давно витает в воздухе. Но в контексте последних баталий за спасение (и приумножение) госбюджета материализовалась в «полном собрании сочинений» законодательных проектов, которое Кабинет министров недавно предоставил на рассмотрение украинскому парламенту. Правда, под угрозой назревающего социального бунта миролюбивых и терпеливых по натуре сограждан, спровоцированного, прежде всего, решением высшего органа исполнительной власти отменить ряд льгот ветеранам Великой Отечественной войны и увеличить пенсионный возраст, кабминовские чиновники отозвали свои предложения из Верховной Рады. Да и Президент Украины вступился: мол, реформы реформами, бюджет бюджетом, но не следует делать крайними пенсионеров, инвалидов и малообеспеченных.

Таким образом революция, о необходимости которой долгое время говорили власть предержащие, пока не свершилась...

Как один работник трех иждивенцев кормил

Еще классик марксизма-ленинизма подметил, что для совершения революции нужны объективные и субъективные предпосылки. В пенсионной революционной ситуации последнее условие определено тем, что верхи не могут платить по старой системе, а низы не хотят получать мизерные «пособия по старости».

Объективно же картина такова. Сегодня пенсионная система едва может обеспечить людям преклонного возраста минимальный прожиточный минимум (минимальная пенсия в Украине - 15 грн., а минимальный расчетный норматив для пенсионных начислений составляет 16 грн. 62 коп.) Осенью этого года средняя пенсия по стране исчислялась 48 гривнями. 46% граждан пенсионного возраста получают пенсии, ниже черты малообеспеченности, т.е. меньше 48 грн. По данным статистики, право на пенсии (собственно пенсионеров в Украине более 14 млн.), всевозможные льготные доплаты и социальные выплаты имеют 27 млн. граждан Украины. При этом официально работающих у нас - 21 млн., из них около трех миллионов временно не работают. Вот и получается, что один работник кормит трех иждивенцев.

По мнению министра труда Украины Николая Белоблоцкого, государство не в состоянии финансировать такой социальный гуманизм: «Те, кто еще предлагает на голом месте поднять размер пенсий, выдавая свой дешевый популизм («дешевый» следовало бы закавычить, ибо, по расчетам Пенсионного фонда, даже при утверждении минимального размера пенсии в 20 гривен необходимо будет изыскать в бюджете дополнительно 3 млрд. грн. - Прим.авт.), не отдает себе отчета в том, что, кроме как к социальной напряженности, это повышение ни к чему не приведет. Так как не имеет под собой никакой экономической почвы».

Нынче средний размер пенсии составляет приблизительно одну треть заработной платы. И это при том, что существующая система государственного пенсионного обеспечения устанавливает достаточно высокие отчисления с заработной платы - 32,56% от предприятий и по 1% от каждого работника. Кроме того, с фонда заработной платы идут отчисления в Чернобыльский фонд, Фонд содействия занятости и целый ряд других, что выливается в итоговые 52% и приводит как к сокрытию доходов субъектами предпринимательской деятельности, так и к систематической невыплате налогов государственными предприятиями. Естественно, страдает и казна Пенсионного фонда. На 1 ноября сего года задолженность перед ним составила 1 млрд. 443,7 млн. грн.

По словам народного депутата Сергея Терехина, одного из разработчиков нового налогового пакета, уменьшение общих начислений на фонд заработной платы до 32% позволит начать реформу оплаты труда, а вместе с ней и пенсионного обеспечения - и уже в следующем году повысить размер пенсий на 10%. Т.е. примерно на 5 гривен, но при этом забрать у граждан практически все льготы. Хотя еще летом украинские руководители заявляли, что уж по крайней мере основные социальные приоритеты останутся неприкосновенными, ветераны не окажутся крайними... Не сбылось.

Кабинет министров сказал: «Кушать подано! Остывает...»

Изменения действующего пенсионного законодательства обусловлены не только спадом производства, но и особенностями демографической ситуации в стране. В Украине наблюдается резкое старение нации - смертность превышает рождаемость. Показатель соотношения количества пенсионеров к количеству налогоплательщиков в 1996 году был 0,64, по прогнозам к 2000 году ожидается 0,86. А это значит, что на тысячу работников будет приходиться 860 пенсионеров. Выдержать такую нагрузку трудящиеся не смогут. Возникает дилемма: либо продолжать выплачивать всем одинаково маленькие пособия по старости, либо уменьшить количество пенсионеров. Кабинет министров избрал второй вариант.

На что же могут рассчитывать наши пенсионеры? Если честно, то только на себя. Ноу-хау пенсионного обеспечения прокомментировала для «ЗН» заместитель начальника пенсионного управления Минсоцзащиты Украины Нина Мищенко.

Во-первых, планируется поднять планку необходимого трудового стажа: женщинам - до 25, мужчинам - до 30 лет. Постепенно, на один год ежегодно. На предложение увеличить пенсионный возраст женщинам до 60 лет, мужчинам - до 65 Президент Украины наложил мораторий, хотя этот пункт позволил бы уже в 1997 году сэкономить 406,4 млн. грн. И использовать их для повышения уже начисленных пенсий.

Во-вторых, предполагается сократить категории льготников. Трактористы, доярки, колхозницы, матери-героини, текстильщицы, водители городского транспорта имеют шанс лишиться льготного права на пять лет раньше других уходить на заслуженный отдых.

В-третьих, планируется отказаться от практики начисления пенсий при сокращенном льготном рабочем стаже. Например, сейчас у шахтеров, имеющих 10 лет подземного стажа и соответственно один год, размер пенсии одинаков. Эту социальную несправедливость намечено упразднить. Утратят льготы по выслуге лет при выходе на пенсию железнодорожники, метрополитеновцы, работники геологических экспедиций, лесосплавов.

В-четвертых, размер пенсий предполагается ограничить 250 гривнями тем пенсионерам, пенсионное обеспечение которых осуществляется по отдельным законам (судьи, прокурорские работники и т.д.). Для этого необходимо будет определить потолок заработка, с которого они начисляются. При расчете пенсий будет учтен должностной оклад, надбавки за ранг и выслугу лет.

И в-пятых, работающим пенсионерам, а их в стране 2,2 млн., предлагается ограничить размер доходов десятью минимальными пенсиями. Но даже если пенсионер имеет большой ежемесячный заработок (зарплата плюс пенсия), ему гарантируется 30% заслуженной пенсии.

Оговоримся: эти и другие предложения еще не прошли сквозь «сито» парламента, а значит - все возможно…

Утром - деньги, вечером - стулья

Хит пенсионной реформы - персонификация пенсионных денег: каждый гражданин станет откладывать определенный процент с зарплаты не в общую копилку, а на личный счет. До сих пор пенсионная система строилась по принципу «солидарности поколений»: сегодняшние работники финансируют сегодняшних пенсионеров. Метод такой социальной «справедливости» привел к тому, что нынешние старики, в свое время отпахавшие на государство и обеспечившие относительно счастливую старость предшествующему поколению, сегодня бедствуют.

Согласно новой модели пенсионного обеспечения, система социальной защиты пожилых членов общества построена на индивидуальных сберегательных пенсионных счетах, пополняемых самими работниками на протяжении всей трудовой деятельности. Эти вклады вначале инвестируются в специальные государственные облигации. Поступления от продажи облигаций, дополненные средствами от уплаты налогов в ПФ, будут использоваться для финансирования текущих пенсионных трат. Разработчики данной концепции рассчитывают на постепенный переход от действующего сегодня механизма «немедленной выплаты» к новаторскому методу, открытому еще великим комбинатором: «утром - деньги, вечером - стулья».

Правда, их оппоненты утверждают, что нашим пожилым современникам может не повезти так же, как Васиссуалию Лоханкину: ведь если все начнут работать на свою собственную старость, в «общий котел» откладывать станет невыгодно. Поэтому заместитель начальника управления Министерства труда Украины Надежда Калинич считает, что такая новация убьет пусть плохую, но все же действующую систему социальной защиты и приведет к нищенскому существованию 14 млн. граждан Украины.

К тому же, что будут отчислять на свои счета безработные. А ведь рынок труда Украины медленно, но верно высвобождает «лишних людей». В следующем году, по прогнозам Минтруда, на улице окажутся еще около 500 тысяч человек. Известно, что безработные или частично безработные (статус последних законодательно до сих пор не определен) решают проблему занятости самостоятельно - торгуют на рынках, занимаются «экономическим туризмом» и т.д. При этом налоги в Пенсионный фонд они не платят. Придет старость - и эти официально не востребованные граждане Украины имеют все шансы остаться без средств к существованию.

Правда, «крестные отцы» новой системы пенсионного обеспечения в своем проекте оговаривают в будущем возможность получать пенсии из нескольких источников: государственного Пенсионного фонда (который сохраняется, хотя система денежных поступлений в него будет реорганизована. Так, согласно проекту налоговой реформы, обязательные отчисления в ПФ будут урезаны до 25% от фонда заработной платы), персональных пенсионных счетов и частных пенсионных фондов - им тоже находится место под солнцем предстоящей пенсионной реформы. Пожалуй, именно последняя форма накопления денежек на старость наиболее приемлема для тружеников теневого сектора.

Впрочем, не стоит преждевременно расстраиваться из-за весьма еще туманных перспектив. Может, все еще образуется... В новом году. Ибо парламент не готов положить бюджет на 1997 год под новогоднюю елку.