UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДАВНО ПАЛА «ЛАСТОЧКА». БЬЕТСЯ В СИЛКАХ «ОРЛЕНОК»

И бьется из последних сил, хотя продали уже бедолагу со всеми потрохами. Простите, оговорилась: не ...

Автор: Валерия Чепурко

И бьется из последних сил, хотя продали уже бедолагу со всеми потрохами. Простите, оговорилась: не продали, а заключили договор о совместной деятельности по созданию на его, «Орленка», базе некоего загадочного пансиона. Все — территория, здание, оборудование, даже уточнили, что и кухонная посуда (о детских горшках, видимо, из деликатности умолчали) — отдано в распоряжение украино-ирландско-венгерского предприятия в форме общества с ограниченной ответственностью «Ирина Интернешнл».

...А когда-то это была не последняя страница в истории «Арсенала». Ведь и по номеру, и созданию — «Орленок» стал первым в Киеве детским садом, для которого в 1924 году выстроили добротный особняк в уютном Аскольдовом переулке. Пережил голодомор 33-го, возродился в 45-м, в течение многих десятилетий посильно множил добрую славу завода. Редкое предприятие тогда отказывалось покичиться заботой о подрастающем поколении (что было, то было). И «Арсенал» во всевозможных речах и отчетах, на обзор многочисленных иностранных делегаций выставлял свои детские сады — одни из лучших, самых престижных в городе. Полюбуйтесь, мол, какой дворец выстроили для детей — с колоннами, высокими потолками, лепкой, просторными залами, прогуляйтесь по огромному фруктовому саду на склоне Днепра. Да это орел, а не «Орленок»!..

Впрочем со своей историей «Арсенал» порешил довольно круто: знаменитый музей на Московской, 2 почил как таковой. За изрешеченными пулями стенами прочно окопалась упомянутая выше «Ирина И.» во главе с генеральным директором А.Пальчиком. Оказалось, что Анатолий Петрович с коллегами питает слабость не только к историческим памятникам, но и детским заведениям. Первой под его прицел попала «Ласточка» — дошкольное учреждение №732, на базе которого г-н Пальчик, согласно договору, бодро планировал создать санаторный детский сад. Длинная и путанная получилась там история с аварийным крылом, «всплывшим» впоследствии плывуном, многочисленными попытками отбить детский сад и унылым финалом. Так и не развернув планируемые ремонтные работы, Анатолий Петрович сник и от «Ласточки» скромно отказался. Завод перезаключил договор с «Днепро-Инкомом». Оный храбро обосновал свой офис на пресловутом плывуне аж на 25 лет. Заодно с «Ласточкой» пальчиковская фирма прихватила и арсенальский пионерлагерь «Огонек» в Ирпене. Дальнейшее, как по Шекспиру, — молчанье. Допустим, 4-я зона радиационного контроля — не место для детского отдыха, но и не причина приводить в упадок ухоженную территорию и добротные строения.

Теперь вот «Орленок», а за компанию и «Звездочка» (на этот детсад заключили аналогичный договор) — флагманы киевской дошкольной педагогики, опытные площадки для апробирования новых методик, база практики для студентов педвуза и педучилищ...

Сделаем скидку на трудные для предприятий времена. Ведомственные сады из преуспевающих превратились в обедневших: зарплату задерживают, за продукты задолжали, на бумагу и карандаши для малышей, не говоря уже о чем-то большем, денег не хватает... Большинство заводов и фабрик послушно передают свои садики на бюджет. Справедливости ради отметим, что пошел по этому пути и «Арсенал» — часть садов отдали в систему районо, а два лучших пожалели. Кто-то, наверное, искренне, а кто-то не без просчитанной выгоды.

Заместитель генерального директора по быту Николай Владимирович Войтенко в телефонной беседе долго и убедительно заверял меня в лучших намерениях. Что договор на детские сады — составная генерального договора о сотрудничестве, что все продумано до мелочей и через 10 лет обновленные и посвежевшие сады вновь вернутся под крыло завода. Что на их базе создадут небывалые по уровню учебно-воспитательного процесса и благотворительности пансионы. Что совет директоров, а вовсе не единолично «Ирина И.» станет мудро руководить всем и «при необходимости делать все необходимое».

Однако мне не очень в это верилось, поскольку имела честь лично ознакомиться с договором. Большинство пунктов «Прав и обязанностей» заключает в себе обещания СП провести грандиозные ремонтные работы (к слову, сад ремонтировался 3 года назад и пребывает во вполне приличном состоянии), благоустроить помещения и территорию, обеспечить охрану и т.п. Вскользь сказано об организации питания детей, формировании штата, проведении аттестации и прочих педагогических мелочах. Как сумеет СП — фирма сугубо коммерческая — осуществить подобные планы? Где учебная программа? Каков статус будущего пансиона? Толковых ответов на эти вопросы пока получить никому не удалось. Примечательно: договор гарантирует оставшимся садовским работникам сохранение размера зарплаты, получаемой до перехода в пансион. Об индексации — ни слова, и это при том, что ставки у педагогов весьма невысоки. Перспектива, согласитесь, не утешительная. А педагогов еще и подстегивают: скорее пишите заявление о переводе на работу в «Ирину Интернешнл», чтобы свои кровные получить, а то кто знает... Интересно, каким образом завод в дальнейшем собирается (и собирается ли?) держать под контролем условия работы и профблагополучие людей, состоящих в штате другой организации?

От совместной деятельности в договоре плавно перешли к совместной долевой собственности (о том, что она частично еще и общегосударственная, государственный же завод маленько подзабыл): СП — 90%, завод — 10%. СП единолично создает резервный фонд и самоотверженно поддерживает его в размере годового содержания пансиона — 150 тыс. долларов по официальному курсу. С прибылью понятнее: 50 х 50. Кстати, ряд помещений «Орленка» с целью выживания сдаются в аренду некоторым фирмам. Я ознакомилась с письмами, где без обиняков сообщалось, что детсад переходит под юридическую ответственность и управление СП, а следовательно — в его адрес и арендная плата. Ряд помещений «Звездочки» снимает Киевская академическая гимназия, очень популярная в районе и городе. Родители ее воспитанников не без основания тревожатся, что в аренде могут досрочно отказать.

И что самое обидное — при составлении и подписании бумаги не потрудились спросить мнения руководителей и коллективов детсадов. Слухи, конечно, бродили, но руководство завода ловко играло с ними в «ни «да» ни «нет» не говорить». Поставили перед фактом, когда договор уже вступил в силу. А сколько Мария Федоровна Никитина, заведующая детсадом №1, просила для своего учреждения лицевой счет в банке! Ведь при таком помещении, таких педагогах «Орленок» вполне способен содержать себя пусть не на все 100, но хоть на 80 процентов. Тогда отговаривались: экономических знаний у вас маловато, да и двух хозяев быть не может... Выходит, смотря каких?

А хорошего ли хозяина выбрали? Этим же вопросом по ходу рассмотрения дела поинтересовалась Киевская межобластная спецпрокуратура. Согласно полученной ею справке акционерного банка «Брокбизнесбанк» (Печерский филиал) движения денежных средств по расчетному счету СП «Ирина Интернешнл» в 1995 году не было. Существует крупная задолженность другим организациям. Имела претензии к фирме налоговая инспекция. Все лето господин Пальчик от щедрот своих снабжал детсады овощами и фруктами... хуже некуда. Если бы не грушки с яблочками из своего сада, витаминный рацион «орлят» был бы предельно скуден. Кстати, на подтверждение этого факта также существуют документы.

Закрадывается невольно мысль: не постигнет ли «Орленка» судьба почившей «Ласточки»? Не погаснет ли безвременно «Звездочка»? Уж больно лакомый кусочек — эти капитальные строения, хорошие земельные участки. Для тревоги есть основания. Хоть и действуют в Украине распоряжение Президента, постановление Кабинета министров Украины, направленные на сохранение сети и предотвращение перепрофилирования учебно-воспитательных учреждений, но существуют и убедительные цифры, прозвучавшие, в частности, на июньской коллегии Министерства образования Украины: за 1991 — 1994 годы сеть дошкольных учреждений сократилась на 1,8 тыс. единиц. Используются не по назначению более 500 детских садов, закрыты или не функционируют около 1000. Подобные факты — в каждой области. В помещениях детсадов открыты коммерческие фирмы, швейные мастерские, разного рода службы и даже (в Одесской области) бары. Не хочу «стричь» всех под одну гребенку, но почти уверена, что во многих случаях это происходило при невмешательстве либо вследствие ненадлежащей настойчивости городских властей, отделов народного образования. Вот и ныне: Главное управление народного образования Киевского горисполкома более чем спокойно восприняло призыв о помощи отчаявшихся педагогов. Его начальник Анатолий Тымчик обронил мне по телефону несколько слов о незаконности, общегосударственной собственности и своем «категорически против», однако же все вопросы переадресовал правоохранительным органам. Без содействия Киевской межобластной спецпрокуратуры арсенальские сады оказались бы один на один со своими проблемами.

— Проведя проверку, — говорит прокурор отдела Н.Корниец, — мы усмотрели ряд нарушений действующего законодательства. В частности, нет документов, регламентирующих деятельность планируемого пансиона. К тому же уставом СП создание учебно-воспитательных учреждений не предусмотрено, а согласно ст.25 Гражданского кодекса Украины юридическое лицо обязано заниматься деятельностью, строго обозначенной уставом. Документ содержит и ряд других нарушений, что дало основание для направления в городской арбитражный суд иска о признании договора недействительным.

Шумиха, поднятая непокорным «Орленком», частично лишила руководство завода былой категоричности. Уже готовы пересмотреть отдельные пункты документа, посовещаться с рядом юристов, даже отказаться от названия «пансион». На сторону бунтующих перешел профсоюзный комитет в лице зампредседателя Е.Смелой. Елена Павловна разделяет мнение, что завод фактически лишается своих последних детских садов и что они сами способны обеспечить себе достойное существование. Однако договор действует, и судьба сегодняшних воспитанников «Орленка» и «Звездочки», их воспитателей остается под вопросом.

В конечном итоге ситуация с гибелью многих ведомственных садов — очередной результат непродуманных в процессе законотворчества «мелочей». Скорбя об этом, Министерство образования подготовило ряд изменений и дополнений к законам Украины «О предприятии» и «О собственности», направило их на рассмотрение Министерства юстиции. Содержание ответа вкратце свелось к тому, что предложенное не решит проблему в глобальном масштабе, что необходим отдельно взятый новый закон. А право законодательной инициативы детсадам не принадлежит...