Украинская промышленность должна выработать собственную идеологическую доктрину
Вполне возможно, что 15 ноября так и останется одним из вполне будничных дней, ведь, наверное, симптоматично, что о событии, происшедшем в тот четверг в стенах Верховной Рады, не сообщил в своих новостных блоках ни один всеукраинский телеканал. О нем «забыл» рассказать даже «Парламентский вестник» УТ-1, не написала ни одна всеукраинская газета или еженедельник. Между тем было принято совершенно не традиционное для наших политических реалий решение.
Сегодня много говорят о государственной экономической политике. Однако эксперты, анализирующие состояние дел в реальном секторе, утверждают (по крайней мере — в кулуарных разговорах), что у нас до сих пор не создано системное законодательное поле для нормальной, цивилизованной жизнедеятельности промышленных предприятий и фирм разных форм собственности. Принимаемые же решения чаще всего являются всего лишь лоббированием экономических интересов отдельных секторов промышленно-финансовой деятельности. Пусть даже и с пользой для дела, но...
А 15 ноября может стать началом создания уже системного законодательства, новых правил игры на отечественном рынке сбыта: большинством голосов депутаты приняли во втором чтении закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по государственной поддержке автомобильной промышленности Украины». Новый закон, вступив в действие, призван решать двуединую задачу. Во-первых, сделать украинский автопром по-настоящему привлекательным для инвесторов. Во-вторых, защитить внутренний рынок сбыта автомобилей от некорректного импорта (ежегодно в Украине реализуется от 300 до 400 тысяч и больше подержанных иномарок в «возрасте» от восьми и намного больше лет, что наносит колоссальный ущерб бюджету и гробит производство автотранспортных средств у нас в стране). Сейчас принятый закон ожидает подписи Президента Украины.
Важно отметить, что принятие этого законодательного акта — не лоббирование только одной отрасли. Автомобилестроение — это «локомотив» для всей экономики страны. Одно рабочее место в автопроме автоматически создает семь-восемь рабочих мест в смежных отраслях реального сектора. После продаж водки и сигарет именно реализация автомобилей приносит самые высокие доходы и отчисления в бюджеты всех уровней. Неудивительно, что сегодня в Европе не осталось уже ни одного государства, не развивавшего бы собственное автомобилестроение. В конце концов, как гласит известная поговорка, и «Америку сделал автомобиль».
У нас в отрасли и на нее могут работать свыше 2000 предприятий. Одно только СП «АвтоЗАЗ-Daewoo», производя 50 тысяч автомобилей в год, увеличит денежный товарооборот на сумму, значительно превышающую 1,5 млрд. американских долларов. Кроме того, работающий автопром — это колоссальные отчисления в бюджеты всех уровней.
Думается, именно это создало уникальный прецедент, когда за предложенный проект закона дружно проголосовали фракции и депутатские группы Верховной Рады, даже стоящие на диаметрально противоположных идеологических позициях. Например, и коммунисты, и руховцы!
Проект закона одобрили и производители (запорожские «АвтоЗАЗ-Daewoo» и «IVECO-Украина», ОАО «КрАЗ» и «ЛАЗ»), и промышленно-коммерческие предприятия (концерн «Укрпроминвест», ассоциация «Укравто»), и даже официальные автодилеры.
Закон — краеугольный камень принятой летом Концепции поддержки автомобилестроительной отрасли, которую еще необходимо наполнить законодательным содержанием (прекрасный пример системной работы для всей экономики!). Однако даже этого, кажется, будет мало.
— В развитых странах основной инвестор национальной промышленности — собственный производитель, — говорит президент киевской ассоциации «Укравто» Тариэл Васадзе. — Это и рядовые граждане, покупающие товары отечественного производства. И промышленные предприятия, приобретающие сырье, материалы, комплектующие и услуги у своих смежников — национальных производителей. Когда покупается преимущественно отечественное, происходит самоинвестирование национальной экономики. Нам необходимо вырабатывать идеологию экономического патриотизма.
— Даже в США сегодня начался настоящий бум патриотизма, — вторит ему вице-президент, генеральный директор автомобильного департамента концерна «Укрпроминвест» Олег Свинарчук. — После 11 сентября, когда Америка понесла ощутимый экономический ущерб, здесь возродили старый, еще времен Великой депрессии, лозунг — «Buy american!» Америке нужны инвестиции. И американцы выбирают американское. Станет ли у нас реальностью лозунг «Покупай украинское»?
— Нам, промышленникам, крайне необходимо создать собственного, национального потребителя, — говорит председатель совета директоров СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» Олег Папашев. — И не только в плане реализации автомобилей украинского производства. Приведу один пример. Сегодня мы вынуждены покупать автомобильный листопрокат у металлургов Словакии, оборудование и наладку которого в свое время осуществляли запорожские прокатчики. Но ведь такой же лист могла бы катать «Запорожсталь»! На этом комбинате даже начали было внедрять новейшее технологическое оборудование для этого. Но вынуждены были приостановить работы. Осваивать его под объемы производства украинских заводов невыгодно. А вот если бы дела наших автомобилестроителей пошли вгору, можно было бы сформировать серьезный портфель заказов для «Запорожстали». Это было бы выгодно всем! В том числе — бюджету.
С этими высказываниями трудно не согласиться.
Общества без идеологии не бывает.
Спор о том, что первично — курица или яйцо, — не более чем остроумный парадокс. Любое человеческое общество, государство, цивилизация появлялись только когда их формировала, структурировала идеология — то ли в образе масштабной религиозной доктрины, то ли мощной социально-экономической идеи.
Украина живет без идеологии.
Марксизм-ленинизм выброшен «на свалку истории», а другой идеологии у нас пока нет. Обществу пытаются привить православие, но, если объективно, оно вряд ли способно конструктивно воздействовать на умы. Идеологическая доктрина (а любую религиозную систему можно описать как идеологическую) должна опережать развитие общества, предлагать ему новые идеи и мировоззренческие установки, но способно ли на это наше православие, последний раз само реформировавшееся триста лет назад, еще во время Петра I?
Думается, такой идеологией сегодня, когда Украина остро нуждается в инвестициях, вполне могла бы стать идеология экономического патриотизма, говоря еще смелее — экономического национализма. «Покупай украинское!»
Тем более что оно сейчас того стоит. Если уж говорить на автотематику, то сегодня в Украине, пожалуй, нет машины лучше и экономичнее для эксплуатации в городском цикле, нежели легковушка «Ланос», которую производит СП «АвтоЗАЗ-Daewoo». Автомобиль «Нубира-2», созданный специально для конкуренции на западноевропейском рынке, — попрестижнее любой иномарки, бегающей по дорогам страны. Новые автобусы ЛАЗа и автобус «Богдан» Черкасского автозавода, входящего в концерн «Укрпроминвест», уж точно надежнее бэушных автобусов западного производства, которые зачем-то закупают для наших городов. Вполне конкурентоспособны и грузовики КрАЗа...
Конечно, сегодня любая уважающая себя фирма имеет в своей структуре подразделение, занимающееся рекламой и с помощью PR-акций успешно продвигающее брэнды на рынки сбыта. Но, видимо, сегодня, когда государство не способно предложить обществу эффективную идеологию, требуется объединение усилий и отдельных мощных фирм, и промышленных предприятий, и общественных организаций, представляющих их интересы, для того, чтобы выработать и реализовать собственную идеологическую доктрину. Идеологию самоинвестирования, идеологию предпочтения национального, идеологию экономического национализма.
И тогда, возможно, мы вспомним, когда все начиналось — 15 ноября. Может быть, этот день и станет праздником — праздником национального производителя?