UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧТО ПРОИСХОДИТ С «ЧЕШСКИМ ЧУДОМ»

Когда в прошлом году премьер-министр Чешской Республики Вацлав Клаус заявил своим согражданам, чт...

Автор: Оксана Приходько

Когда в прошлом году премьер-министр Чешской Республики Вацлав Клаус заявил своим согражданам, что переход от экономики централизованного планирования к свободному рынку практически завершен, те простодушно поверили и возликовали. Поводов для ликования было предостаточно. Ведь когда в 1990-м, когда премьер занял свой пост, основной задачей была провозглашена «мягкость» и, по возможности, наименьшая болезненность этого перехода. Какое-то время казалось, что премьеру это действительно удалось: Чехия умудрилась избежать шоковой инфляции и безработицы, «подлечивших» в свое время Польшу, Россию и другие посткоммунистические страны. Однако сейчас сквозь несколько поистрепавшийся ореол экономического благополучия все чаще проступают уродливые черты суровой действительности. Похоже, для чехов пришло время раскаиваться в своем легковерии и, затянув пояса, знакомиться с капитализмом не по научным утопиям своего премьера, получившего отличное академическое образование, но не имевшего никакого опыта в бизнесе, а на практике.

Незавершенность экономических и политических реформ - вот тот камень на шее Чехии, который сначала замедлил ее триумфальный взлет, а теперь грозит и вовсе затянуть ее в болото экономической неопределенности. Да, действительно, правительству Вацлава Клауса удалось удержать безработицу на отметке в 4,1%, а инфляцию - на 8,8% в год. Однако ему не удалось реорганизовать разорительную систему пенсионного и социального обеспечения, переадресовать колоссальные государственные выплаты действительно наиболее нуждающимся, завершить приватизацию государственных объектов, сделав их открытыми для конкуренции, приватизировать крупные банки и отказаться от регулирования цен - прежде всего на энергоносители, аренду недвижимости и транспортные услуги. А еще ему не удалось внедрить в сознание чехов положительное отношение к капиталистическому строю, который с большим или меньшим успехом они сами же сейчас и строят. Постоянные скандалы в связи с регулярно лопающимися банками и инвестиционными фондами меньше всего способствуют формированию у граждан этой страны предпринимательству в легитимных его формах.

Ухудшение основных экономических показателей всерьез беспокоит и самих чехов, и международных наблюдателей. «Экономика в состоянии стагнации» - такова оценка наблюдателя из Европейского банка реконструкции и развития. Он утверждает, что лишь доллары иностранных туристов и плата за банковское обслуживание - остаются основными источниками и составляющими доходных статей бюджета. Производство же и вся сфера обслуживания переживают сейчас глубокий упадок и нуждаются в срочном хирургическом вмешательстве.

И для Словакии, и для Польши в 1997 году ожидается рост ВВП как минимум в 7%, тогда как Чехия в лучшем случае может рассчитывать на 4%. Для страны, которая все еще не полностью оправилась от четырех десятилетий коммунистического режима, этого явно недостаточно.

Остальные экономические показатели Чехии также мало радуют глаз. Растущий торговый дефицит достиг уже 8,7% ВВП. Не менее быстрыми темпами растет и безработица, а вот реальная зарплата столь же стремительно падает. Зарубежные инвесторы, и дотоле не шибко баловавшие Чехию своим вниманием, сейчас дружной толпой устремились на раздольные «пастбища» Польши, Венгрии, да и вообще любой другой местности, в обход светонепроницаемого и плохо вентилируемого здания пражской биржи. На языке статистики это можно описать следующим образом: оборот пражского фондового рынка за прошлый год возрос всего лишь на 3%, тогда как для Варшавской биржи этот показатель составил 16%, а для Будапештской - и вовсе 26%.

Чехам пришлось даже допустить небольшой бюджетный дефицит в 1996 году - мера, к которой они вынуждены были прибегнуть всего лишь второй раз с тех пор, как Вацлав Клаус в 1990-м взял на себя управление их финансами.

Не намного лучше обстоят дела и на внешнеполитической арене. Г-ну Клаусу удалось вызвать стойкую антипатию к себе извечной критикой Европейского совета за его излишнюю зарегламентированность. И это несмотря на то, что страна прилагает немалые усилия для вступления в ЕС!

Как же оценивает сложившуюся ситуацию сам премьер-министр Чехии? За последние несколько месяцев он произнес немало речей, в которых говорилось, что «его чешское чудо под угрозой». Причем угроза эта видится со стороны различных группировок, и прежде всего профсоюзов, которые оказывают неоправданное давление на правительство с целью добиться повышения различных выплат, в то время как правительство и так бьется над проблемами сбора налогов. «Невозможно требовать в одно и то же время радикального обновления нашего военного оснащения, больших капиталовложений для обуздания преступности, больших субсидий железнодорожному транспорту и больших затрат на здравоохранение».

Причину торгового дефицита премьер видит в «неблагоприятной» структуре потребительского спроса внутри страны: «Каждая фирма стремится реализовать свой товар, но для себя каждый предпочитает покупать только импорт». С этой очевидной истиной спорить никто не собирается, но проблемы конкуренции решаются все же экономическими методами, а не директивными нравоучениями.

Программа приватизации, когда-то считавшаяся величайшим достижением г-на Клауса, оказалась поражена многими скрытыми недугами. В немедленной реорганизации нуждается и законодательная система страны, в которой большинство институций законотворческого, регламентирующего и регулирующего характера ужасающе слабы. Эта проблема опять-таки самым непосредственным образом затрагивает зарубежных и внутренних инвесторов, лишая их столь необходимой защищенности. Можно согласиться с г-ном Клаусом, что 40 банков и 200 инвестиционных фондов - действительно многовато для страны с населением в 10,6 миллиона человек, тем более, что большинство из этих коммерческих структур так и не научилось работать по-настоящему. В то же время непрерывная «канонада» лопающихся мешков с деньгами лишает любые ценные бумаги их изначальной ценности, прежде всего с психологической точки зрения.

Способен ли Вацлав Клаус кардинальным образом изменить сложившуюся ситуацию? На этот вопрос все большее количество чехов отвечает отрицательно. Критики даже утверждают, что он человек вчерашнего дня, лишенный идей, необходимых для следующей стадии перехода к условиям свободной экономики. Говорят также, что он вряд ли способен на большее, чем поливать из огнетушителя политические пожары, возникающие вокруг его персоны, и кое-как залатывать прорехи в экономике.

Опрос общественного мнения, проведенный в Чехии в прошлом месяце, показал: свыше 50% чехов согласно с тем, «что было бы хорошо, если бы правительство твердой рукой управляло страной или если бы кто-нибудь окончательно определился в отношении того, что надо делать». Причем этим «кем-нибудь» Вацлаву Клаусу, похоже, быть вряд ли придется, поскольку его популярность, опять же по результатам опросов общественного мнения, упала с 71% в 1995-м до 47% в прошлом месяце.

По материалам Нerald Tribune International