UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕМ ЖЕ ЗАКОНЧИТСЯ НАЛОГОВЫЙ «ЕВРОРЕМОНТ»

Ровно полгода назад в связи с появлением указа Президента «О мерах по реформированию налоговой по...

Автор: Александр Гуревич

Ровно полгода назад в связи с появлением указа Президента «О мерах по реформированию налоговой политики» «ЗН» провело небольшую дискуссию на тему «Подлежит ли ремонту наш налоговый механизм?» В ней принял участие и председатель бюджетной комиссии ВР Николай Азаров. И вот так случилось, что волею судьбы и Президента спустя полтора месяца г-н председатель занял пост главы нового самостоятельного органа исполнительной власти - Государственной налоговой администрации (ГНА), а еще спустя полтора месяца налоговый механизм был объявлен подлежащим неотложному «евроремонту».

Николай Азаров за прошедшие месяцы добился того, что доходная корзина местных бюджетов наполнилась до отметки 101,5%. План же по доходам госбюджета был хоть и выполнен на 82%, но это уже не те 37%, что фигурировали в отчете за первую половину 1996 года.

Во многом такой итог обусловлен фактическим отсутствием наказания за нарушения налоговых обязанностей. Если всего в прошлом году было возбуждено порядка 5000 уголовных дел, то рассмотрено 300, причем по всем из них вынесены либо условные, либо оправдательные приговоры. При общей сумме исков на 2,4 млрд. грн. арбитражные суды удовлетворили их на... 5 млн. грн.

Хоть глава налогового ведомства и председатель бюджетной комиссии не стал на недавней встрече с журналистами углубляться в отечественную арбитражную практику, мне невольно пришла на память беседа на ту же тему с председателем другой комиссии ВР - по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. на вопрос, как он относится к бытующему мнению о лидерстве арбитров-коррупционеров среди других работников судебной системы, Григорий Омельченко ответил: «Просто к этому их толкают объективные предпосылки. Ведь арбитражный суд рассматривает хозяйственные споры между субъектами коммерческой деятельности, где счет идет на миллионы гривен. В этой ситуации купить судью, извините, с потрохами, не представляет ни малейшей трудности. Уровень взяток исчисляется в процентах от суммы иска и в зависимости от сферы деятельности, т. е. «платежеспособности клиента», колеблется от 5 до 20%. Это - данные закрытых социологических исследований».

Конечно, повинны в налоговой безнаказанности не только суды, но и неразвитая их инфраструктура (в Украине насчитывается всего-навсего 27 арбитражных судов, включая Высший), и несовершенное законодательство, и некачественная подготовка материалов самими налоговыми органами. Тем не менее факт остается фактом - у нас нет ни единого случая осуждения мошенников, сравнимого по резонансу с приговором к четырем годам заключения отца знаменитой немецкой теннисистки Штеффи Граф.

С этим в немалой степени связано и возражение Н.Азарова против принятия проекта закона о платежах, наделяющего ГНА правом реализовывать имущество должников. налоговая администрация к выполнению таких функций попросту не готова. Если же эту обязанность, как кое-кто предлагает, оставить за арбитражными судами, то, исходя из нынешней практики, никаких дополнительных поступлений в бюджет ожидать не приходится. Вот почему в ГНА сейчас разрабатывается собственная программа широкомасштабной борьбы с теневыми доходами, благодаря которой, возможно, удастся увеличить поступления в бюджет на 5 - 10%.

Отвечая в ходе пресс-конференции на один из вопросов, г-н Азаров заявил, что является сторонником длительного моратория на изменение налогового кодекса после его окончательного принятия парламентом. Иностранные инвесторы, по его словам, постоянно твердят: «Не так страшны ваши налоги, как ваша непредсказуемость».

Ну что же, с этим трудно не согласиться. Но одновременно мы неизбежно упираемся в проблему качества упомянутого «евроремонта». А оно, как известно, вызывает в прессе и научных кругах весьма неоднозначные мнения. В частности, весьма любопытную «информацию к размышлению» представляют некоторые данные аналитического доклада Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ по сопоставлению налоговых систем России и других стран мира.

Если воспользоваться принятой в нем методикой подхода к расчету соответствующих характеристик и дополнить их украинскими аналогами, то возникает следующая картина (данные по странам дальнего зарубежья относятся к 1993 г., по России - к 1995 г., по Украине - к предварительным итогам прошлого года и проекту бюджета-97 до его корректировки).

Таблица

Прямые налоги Косвенные налоги

Страна На доходы На доходы Прочие * НДС Прочие **

физ. лиц юр. лиц

США 72,1 16,6 1,8 - 9,5

Япония 41,5 21,8 6,1 12,2 18,4

Германия 41,2 4,3 2,1 33,1 19,3

Англия 35,0 9,1 9,5 26,7 19,7

Франция 23,2 9,0 8,0 43,5 16,3

Россия 9,4 30,6 0,6 23,2 36,2

Украина

1996 г. 8,6 12,2 22,8 22,6 33,6

1997 г. 8,7 11,7 20,4 22,4 36,8

* Различные рентные платежи и отчисления в фонды финансовых ресурсов.

** Акцизы и социальные взносы в виде начислений на зарплату.

Европейская структура налогов, как видим, сильно отличается от американской, где доля прямых доходов бюджета значительно превосходит косвенные за счет чрезвычайно высокой доли подоходного налога и отсутствия НДС. Структура налоговых поступлений в постсоветских странах отличается, в свою очередь, крайне низкими личными доходами граждан и высокой концентрацией финансовых ресурсов на предприятиях. Значительно выше также уровень социальных взносов. При этом в Украине по сравнению с Россией и другими странами значительны разного рода рентные платежи.

Поэтому из таблицы напрашивается вывод: чтобы привести структуру бюджетных доходов в соответствие с показателями развитых стран, центром украинской налоговой реформы должен стать перенос существенной части социальных взносов на подоходный налог с физических лиц. В наибольшей мере этому отвечает введение личных пенсионных счетов, что позволит перераспределить между соответствующими составляющими налоговой системы порядка 15 - 25% доходов.

У сегодняшней отечественной действительности есть одна специфическая черта, которой Николай Азаров посвятил почти все свое полугодовой давности интервью. Вкратце суть его замечания сводилась к тому, что снижать ставки налогов ни в коем случае нельзя до тех пор, пока не будет расширена налогооблагаемая база в виде укрывающих свою прибыль широких масс предпринимателей. А заставить их «раскрыться» после многих лет практики, вошедшей в их плоть и кровь, обросшей массой специфических интересов и оргструктур, ох, как непросто! Не случайно ведь, по сообщению того же Азарова, едва в ВР начинаются разговоры о так называемой реструктуризации долгов, как поступления в бюджет резко падают.

Словом, здесь, по-видимому, нужны экстраординарные меры, включающие и создание некоего аналога российской ВЧК. И хотя Николай Янович не любит слово «чрезвычайная» и потому соответствующий орган ГНА по его настоянию скромно назвали «Комиссией по неплатежам», мы с его любезного согласия надеемся в одном из ближайших выпусков «ЗН» обсудить сложившуюся весьма непростую ситуацию.