UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕМ СТАРАТЕЛЬНЕЕ ЛИКВИДИРУЮТ ДОЛГИ, ТЕМ БЫСТРЕЕ ОНИ РАСТУТ…

Представленный правительством проект бюджета на 1998 год неожиданных реакций в парламенте не вызвал...

Автор: Александр Дяченко

Представленный правительством проект бюджета на 1998 год неожиданных реакций в парламенте не вызвал. Мало кто сомневался, что накануне выборов любой подобного масштаба документ неизбежно станет инструментом политической борьбы. Более интересны оценки экономических аспектов бюджетного процесса. Проект бюджета на следующий год продемонстрировал отсутствие сколько-нибудь определенной экономической политики на ближайшее время и лишь укрепил пессимистов во мнении, что финансовый кризис вполне реален. Хотя бы потому, что правительство не может ликвидировать задолженности по зарплатам даже накануне выборов: чем старательнее ликвидирует в бюджетной сфере, тем быстрее они растут во внебюджетной.

Традиционным источником средств для выплаты долгов бюджетникам были внешние заимствования. На зарплаты, а не на инвестиции были израсходованы сотни миллионов долларов кредитов украинскому правительству на двусторонней основе. После отказа миссии МВФ в предоставлении очередного транша кредита стенд-бай, а также плохо аргументированной задержки с выпуском внешних облигаций Украины перспективы стали и вовсе призрачными. Запланированные на следующий год почти 4 миллиарда долларов внешних кредитов специалисты называют одной из самых спорных статей проекта бюджета-98.

Ситуацию же на рынке внутренних государственных облигаций эксперты считают уже не просто нестабильной, а кризисной. Вплоть до октября Минфин планомерно понижал доходность ценных бумаг правительства. На нижней границе доходности в 24% годовых облигации отказались покупать даже рисковые нерезиденты. А очередной обвал на мировых финансовых рынках катализировал бегство с украинского рынка главных его участников - нерезидентов, что мы и увидели в конце этой недели, когда к продаже предлагались пакеты размером в несколько миллионов долларов.

По словам украинских бизнесменов, иностранцы готовы даже нести убытки от дешевой продажи принадлежащих им украинских бумаг, однако на многомиллионные пакеты покупателей все равно не находится. Обреченность на участие в этом рынке только усиливает панику среди чувствительных инвесторов. Нерезидентов не успокоило даже повышение доходности минфиновских бумаг до 35% и объявление границ валютного коридора на первую половину следующего года. Объемы размещения новых государственных облигаций с начала недели не превышают нескольких миллионов гривен в день, тогда как всего несколько недель назад Минфину удавалось продавать свои обязательства на сотни миллионов.

Остается один доступный для правительства источник - налоги. И оно активно его использует. В частности, в проекте бюджета на следующий год вопреки заявлениям о снижении налогового пресса налоговые поступления в бюджет увеличены на 1,6 млрд. грн. по сравнению с предыдущим проектом бюджета, отправленным депутатами на доработку в октябре. Главным показателем эффективности работы предприятия становится не прибыль, а платежи в общий котел. К тому же многие налоги стали авансовыми: предприниматель должен перечислить в бюджет долю от еще не полученной им прибыли. Такая форма налогообложения уменьшает оборотные средства, а выплату зарплат работникам превращает даже не во второстепенную задачу директора. Как следствие, растут зарплатные долги во внебюджетных организациях, а производители не имеют стимулов для роста.

Правда, официальные чиновники все чаще повторяют, что объемы производства за последние три месяца стали возрастать. Однако они забывают рассказать о том, что потребление, как ни странно, не увеличивается. Другими словами, товары не находят покупателя. Главная причина - отсутствие платежеспособного спроса…

В парламенте реальным и единственно возможным источником значительных поступлений средств в бюджет, которые можно было бы направить на ликвидацию долгов прошлых лет, считают доходы от денежной приватизации. Депутаты предлагали законом о бюджете направить на эти цели 50% «приватизационных» поступлений. Однако Кабинет министров, которому приходится учитывать мнение экспертов Международного валютного фонда, пока не соглашается с таким использованием денег от продажи государственного имущества.

Выхода из замкнутого круга официальный Киев не знает. А как иначе расценивать не соответствующую предвыборному моменту удивительно скромную оценку перспектив выплат бюджетных задолженностей правительственными чиновниками? Проект программы действий правительства Валерий Пустовойтенко поручил доработать. Одно из его положений - ликвидация всех долгов по зарплатам до 1 марта следующего года - скорее всего, из окончательной редакции исчезнет. По словам одного из членов Кабинета министров, такой график чиновники вписали в программу по инерции. А заявление помощника Президента Анатолия Гальчинского о скором объявлении валютного коридора на второе полугодие 1998 года, что должно было бы успокоить нерезидентов на рынке ОВГЗ, уже на следующий день опровергал глава Национального банка. Виктор Ющенко сказал, что пока неясны макроэкономические перспективы следующего года (и это в ноябре!), границы коридора могут оказаться необоснованными…