UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ УКРАИНСКИХ РЕФОРМ

То, что в стране за последние годы имели место реформы, - факт неоспоримый. Во-первых, мы избавились от тотального дефицита товаров и услуг...

Автор: Александр Гуревич

То, что в стране за последние годы имели место реформы, - факт неоспоримый. Во-первых, мы избавились от тотального дефицита товаров и услуг. На Кавказе говорят: лишь бы глаза наелись. Так вот, глаза у нас уже сыты. Во-вторых, мы можем свободно перемещаться по любым координатам, хотя бесплатный автостоп прижился далеко не везде. В-третьих, рыночная конкуренция с продовольственных и вещевых базаров распространилась на финансовую и политическую сферы. Жаль, что не на реальную экономику. Наконец, мы достигли определенного макроэкономического равновесия. Как говорит восходяще-нисходящая «звезда» российской политической эстрады Александр Лебедь, и жить не живем, и умирать не умираем.

Впрочем, при уровне запросов «строителей коммунизма», который ведет свою родословную от еще ленинского партминимума, приспособиться можно к любой макростабилизации. Непривычно другое: исчезли стабильные гарантии здравоохранения, образования, социальной защиты и личной безопасности. Насколько далеко мы зашли в этом реформаторском самобичевании, и задались целью выяснить два года назад команды украинских и зарубежных ученых в рамках «Программы развития ООН» (ПРООН). Идейно-финансовым вдохновителем работы являлся бывший координатор ООН в Украине Стивен Браун.

И на концепции бывают пятна...

18 октября в украинском представительстве ООН по случаю 51-й годовщины этой организации с инаугурационной речью выступил новый координатор ООН и представитель ПРООН в Украине г-н Педро Виллануэва. Напомнив, что 1996-й провозглашен годом преодоления бедности, он привел слова администратора ПРООН Джеймса Спета о том, что «подлинный потенциал грядущего столетия заключен не в новых технологиях и природных ресурсах, а в тех миллионах людей, которые живут сейчас в бедности, но вместе составляют огромную силу для возможного роста».

Что ж, если бедность - это потенциал, то у нас его уже в избытке. Об этом свидетельствует недавно презентованное широкой публике исследование Всемирного банка «Бедность в Украине» (см. «ЗН» от 5 октября с.г.). Однако более широкая панорама Украины эпохи радикальных экономических реформ представлена в докладе ПРООН 1996 года «О человеческом развитии в Украине» (о презентации его англоязычного варианта «ЗН» уже сообщала). Из него следует, что за годы реформ Украина перешла из разряда стран с высоким индексом человеческого развития (ИЧР) в «средний класс».

Речь, таким образом, идет не так о человеческом развитии, как о человеческой деградации. Однако в беседе с украинскими членами авторского коллектива и специалистами, хорошо знающими данную проблему, выяснилось, что существует ряд аспектов исследования ПРООН, которые делают полученные выводы не столь однозначными.

Сергей Пирожков, директор Национального института стратегических исследований, национальный координатор доклада ПРООН. Концепция человеческого развития была в свое время предложена западными экспертами ПРООН, но затем претерпела важные изменения. Как таковое человеческое развитие означает предоставление со стороны государства гарантий индивидуальных прав и свобод - политических, экономических, социальных, информационных. Доклад 1996 года был дополнен разделами о жилье и социальном капитале. Критическое значение последнего ныне проявляется в этнополитических столкновениях и других конфликтах из-за недоверия, недовольства, дискриминации и тому подобных аномалий.

Надо вам сказать, что уже доклад 1995 года был воспринят в Украине неоднозначно. Многие его сочли излишне критичным, не создающим позитивного имиджа страны на международной арене. За рубежом же он получил большой резонанс, им пользуются многие политики и ученые.

Андрей Ревенко, главный научный сотрудник Института экономики НАНУ. Считаю своим долгом обратить внимание на то, что отдельные показатели, входящие в ИЧР, искажены в худшую сторону. Так, наша неграмотность оценена в 5 % населения, т.е. выше, чем в любой постсоветской республике, тогда как на самом деле она составляет 1,5 %. Охват обучением вместо 81-82 % населения представлен цифрой 70. Показатель образования оказался у нас на уровне Зимбабве и Свазиленда. В результате Украина в 1995 году опустилась по ИЧР с 45-го на 80-е место. Думаю, что за счет искажений мы сместились ниже пунктов на 15-20. Поэтому необходимо, чтобы МИД немедленно опубликовал в официальной прессе подлинные показатели нашего развития, которые и без того достаточно низки. Вообще же должен заметить: используемый в докладе ИЧР слишком уж фрагментарен, что обусловлено сложностью получения во многих странах мира необходимых исходных данных.

Николай Шульга, заместитель директора Института социологии НАНУ. У этой проблемы есть и другая сторона: нам очень трудно работать по методологии, предназначенной по существу для стран с устойчивой экономикой. Скажем, концепция социального капитала работает только в стабильных странах, мы же сегодня сталкиваемся с проблемой выживания. Вот почему те индикаторы, которые рассчитываются по стандартным методикам ПРООН, отбрасывают нас даже не в третий, а в четвертый мир.

Вениамин Сикора, профессор Института международных отношений Киевского университета им. Т.Г.Шевченко. И все же публикацию данных докладов считаю незаурядным событием, так как до этого в Украине мыслили преимущественно категориями, принятыми в исследованиях международных финансовых институтов, по сути игнорируя социологические и экологические факторы. Особенно ценным мне представляется подход, изложенный в разделе о социальном капитале. Заключается он в том, что успех развития на базе рынка и частной собственности рассматривается в контексте сотрудничества, кооперации. Мы же в наших реформах этот аспект совершенно упускаем, в чем, собственно, и состоит первопричина сегодняшних стагнаций.

С.Пирожков. Необходимо также обратить внимание на используемое в концепции понятие «выбора». Централизованное планирование, как известно, уделяло большое внимание развитию человеческих (преимущественно трудовых) ресурсов и социального капитала, но серьезно ограничивало свободу выбора - вспомним хотя бы приснопамятный товарный дефицит или выборы депутатов по разнарядке партийных органов. Таким образом, для постсоветских стран расширение выбора было самым важным фактором сдвига в направлении человеческого развития. Однако в условиях переходного периода резко понизившийся уровень материального благосостояния ввел фактический запрет на выбор для большинства населения. Сегодня многих интересует не право избирать и быть избранным, не свобода слова, а проблема ежедневного выживания.

В этой связи мы решили усовершенствовать методику ПРООН. Дело в том, что ИЧР базируется на тех показателях, чей рост означает позитивное развитие. Мы же посчитали, что в переходном обществе имеет место рост не только положительных характеристик, но и отрицательных: преступности, безработицы и т.п. Главный автор этой методики - сотрудник нашего института А.Власюк.

Александр Власюк, заведующий отделом Национального института стратегических исследований. Нами было подготовлено дополнение к докладу 1995 года под названием «Индекс человеческого развития: опыт Украины». В нем был впервые сделан региональный анализ таких составляющих ИЧР, как состояние здоровья, развитие культуры, науки, образования, информационных коммуникаций, уровень жизни населения, эффективность правоохранительной деятельности, уровень социальной защиты и инфраструктуры. И результаты несколько отличаются от полученных по методике ПРООН. Оказалось, что, за исключением Донецкой и Херсонской областей, ИЧР на востоке Украины существенно выше, чем на западе, хотя за последние годы он упал во всех регионах - примерно на треть по сравнению с 1990 годом. Наибольшее падение зафиксировано там, где социальная обстановка была неблагоприятной. Лидирует здесь Крым, за ним - Закарпатье.

Усиливается и дифференциация регионов. Например, по уровню развития науки она достигает 20 раз. Уровень здоровья на западе страны на треть хуже, чем в центре. Хотя падение производства замедлилось, улучшения ситуации с ИЧР в ближайшие несколько лет ожидать не приходится.

- Скажите, а как соотносятся уровень индустриального развития и уровень образования и культуры? Скажем, если Донецкая и Днепропетровская области имеют самый высокий в Украине промышленный потенциал, то соответствует ли это высокому уровню их гуманитарного развития?

А.Власюк. Нет, зависимость здесь обратная. Это объясняется низкой посещаемостью объектов культуры, меньшим объемом инвестиций в образование и культуру в расчете на душу населения, более высоким уровнем преступности.

Н.Шульга. Во многом это - результат того, что интерес центра к региональным проблемам носит у нас эпизодический характер. Когда три года назад ситуация в регионах обострилась, речь заходила даже о федерализации. Сейчас страсти несколько угасли и вне унитарности Украину мы вновь не мыслим. Между тем практика говорит о том, что вопрос этот не столь однозначен. Поэтому в докладе 1996 года региональные характеристики дополнены этнокультурными, по которым восток, запад, север и юг Украины отличаются довольно существенно. В связи с незатухающим экономическим кризисом это весьма опасно для нашего последующего развития.

Практика - критерий истины

Позволю себе не во всем согласиться с нашими учеными. Говоря о заниженности украинского ИЧР, следует иметь в виду, что упал он катастрофически в основном не за счет падения продолжительности жизни или уровней образования и грамотности, а из-за резкого снижения душевого дохода. Попросту говоря, мы стали нищими.

Понятие же «социального капитала» нащупало как раз самый больной нерв нынешней трансформации общества - чрезвычайно резкое изменение духовных ориентиров и жизненных установок. Ведь долгие годы пропагандировались социальная справедливость, взаимопомощь, коллективизм, защита государства и... в момент все это было отброшено. В этой связи весьма интересен вопрос, как были использованы материалы доклада в госпрограммах социального развития.

С.Пирожков. Кое-что использовало Минтруда при разработке программы занятости и соцзащиты, а также Минсоцзащиты при формировании своей региональной политики. Доклад был распространен по всем обладминистрациям и использован на местах для сравнительного регионального анализа. К тому же, правительство наше столь часто менялось, что доклад служил своеобразным паспортом состояния страны для очередного его состава.

- Другими словами, коэффициент полезного действия доклада в целом пока достаточно низок. Давайте тогда возьмем конкретную проблему - размер минимальной зарплаты. В октябре вокруг нее вновь разгорелось сражение между парламентом и правительством. Есть ли у вас методика, позволяющая определить тот оптимум данного показателя, который обеспечит компромисс?

С.Пирожков. Да, такие наработки есть. Но, к сожалению, сколько разработчиков - столько и оценок этого уровня. Все они исходят из оценки стоимости минимальной потребительской корзины. Поскольку Минстат не спешит с разработкой и обнародованием такой методики и соответствующим обследованием населения, ни Кабмин, ни Верховная Рада эту корзину по сей день не узаконили. Вообще же должен вам сказать, что, по опыту двухлетней работы в различных рабочих группах, я пришел к убеждению, что чиновников исполнительных структур заботят не результаты, которые будут достигнуты благодаря разрабатываемым концепциям, а сама возможность реализовать вытекающие из них постановления. Это связано с тем, что наши должностные лица весьма неадекватно воспринимают человеческий фактор как таковой.

- Но это было в крови советской бюрократии, а она, как известно, практически не поменялась...

С.Пирожков. Данная коллизия отчетливо проявляется в ходе приватизации. Население в своей массе не готово мыслить категориями частной собственности на землю, ее купли-продажи, залога и т.д. А его пытаются насильно загнать в «аукционный капкан».

В.Сикора. Об этом хорошо сказано во вступлении к докладу: приватизация в ее нынешнем виде являет собой чрезвычайную угрозу возникновения зависти, недоверия и конфликтов. Мы по существу проходим этап карикатурного движения Украины к рынку: с одной стороны, модернизированные методы сталинской эпохи, а с другой - прямолинейные подходы западного либерализма.

Или возьмите ту же теневую экономику. На самом-то деле, это не столько механизм создания огромных капиталов, сколько способ выживания для 35-40 млн. человек. Не меньше меня беспокоит и идея легализации теневых капиталов, которая, вроде, была заложена в идеологию денежной реформы и даже в новую программу правительства. В отсутствие развитой банковской системы и низкого уровня правосознания такой подход представляет огромную опасность для Украины. Если господа Лазаренко и Ющенко рассчитывают на то, что будут распоряжаться этими средствами и осуществлять их инъекцию в производство, то они глубоко заблуждаются. Ввезенные миллиарды криминальных долларов немедленно сформируют мощные лоббистские группы, которые задушат все ростки цивилизованной рыночной деятельности.

***

С.Пирожков. Украина, как и остальные страны СНГ, переживает самый трудный период перехода к новому качеству жизни. Потребуются еще годы, прежде чем она достигнет порога массового роста доходов населения и возникнут условия для формирования среднего класса. До тех пор правительство будет вынуждено с помощью весьма ограниченных средств балансировать бюджет между необходимостью резкого сокращения расходов и сохранением минимального социального капитала, достаточного для того, чтобы запустить наконец механизм роста экономики и человеческого потенциала. Как доказывает рассматриваемый здесь доклад, пока этот минимум у нас имеется. Не дай Бог его растерять...