UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЮДЖЕТЫ И КРЕДИТЫ

Принимать по назначению врача «Плохому Мономаху и шапка мешает». (Шоу довгоносикiв) Не исключено, что к моменту выхода в свет этого номера Государственный бюджет Украины на 1997 год будет принят парламентом...

Автор: Светлана Рябошапка

Принимать по назначению врача

«Плохому Мономаху и шапка мешает».

(Шоу довгоносикiв)

Не исключено, что к моменту выхода в свет этого номера Государственный бюджет Украины на 1997 год будет принят парламентом. Полгода и три месяца хронического бюджетного процесса, согласно законам медицины, завершились авралом бюджетной ночи второго чтения. Известно, что после критического перелома болезни пациент либо выздоравливает, либо помирает. Здесь мы попробуем (хотя бы частично, в порядке частной инициативы) ответить на вопрос: какой исход наиболее вероятен для нашей экономики (в связи с принятыми депутатами цифрами), а также почему бюджетный застой сменился бюджетной гонкой именно сейчас.

Кредит - дело тонкое

Начнем с перспектив внешнего финансирования. Стоит только начать, как сразу обнаруживается одна из главных причин бюджетного аларма: дело в том, что с 1 июля директорат МВФ отправляется на каникулы. И если Украина еще рассчитывает как-то поправить свои дела за счет кредитов Фонда, то следует поторопиться, чтобы в последние дни июня добиться проведения Совета директоров МВФ по Украине. иначе до осени придется упорно наращивать скрытый дефицит бюджета. О полезности последнего мероприятия говорить не приходится. И не будем.

Итак, со сроками более или менее ясно. Теперь о том - сколько и по какой программе. Известно, что во время визита представительной делегации МВФ во главе со Стенли Фишером Президент Кучма высказался в том смысле, что нам (т.е. Украине) нужна программа расширенного финансирования EFF и на нее мы уже согласны. «Может, возьмете стенд-бай?» - хладнокровно спросил МВФ (берите, берите, а то завтра и этого не будет). Источники (официозные) в Киеве загадочно молчат, но вот источники в Вашингтоне сообщают, что в конечном итоге украинская сторона догадалась, что лучше стенд-бай в руках, чем EFF в пролете.

По предварительным данным, Украина может рассчитывать на открытие этим летом программы стенд-бай за номером три (первые две закончились еще в позапрошлом и прошлом годах. Сумма кредита может достигать 800 млн. долл. - из нее мы и будем исходить. А теперь - о том, чем EFF отличается от стенд-бая и почему нам EFF не дают (или, скажем осторожнее, - вряд ли дадут).

Прежде всего, стенд-бай в нашем случае означает значительно меньше денег. Теоретически этот кредит идет на пополнение валютных резервов НБУ и предназначен для поддержания платежного баланса страны-заемщика. Строго между нами - и для финансирования бюджетного дефицита тоже. По данным экспертов, в 1996 году на эту благородную цель было израсходовано около 400 млн. долл. При выдаче стенд-бая №3 требования кредитора к состоянию экономики заемщика не слишком обременительны: придерживаться определенного дефицита бюджета (5,7%), уменьшить начисления на фонд оплаты труда (об этом - ниже), ну и сделать что-нибудь дерегулятивное. Наш парламент сделал - отменил прописку, хотя, честно говоря, дерегуляция - это ограничение вмешательства государства в экономику. Но кто ж на это пойдет…

В свою очередь, открытие программы расширенного финансирования предполагает, что страна-заемщик приступила к структурным реформам. Денег на такое дело нужно больше: и бюджет сбалансировать, и налоговую систему привести в чувство, и дерегуляцию устроить в наилучшем виде. В общем, пакет налогово-платежных мер или что-то в этом роде. Так что отсутствие EFF - констатация неизменности курса украинских властей на, пардон, стагнацию курса реформ. Кстати, на примере стенд-бая №3 можно сделать и некоторые выводы по поводу пресловутого «диктата МВФ» им. Н.М.Витренко-Марченко и т. д. Вывод груб, как сама жизнь: МВФ в высокой степени все равно, идем мы к рынку или (по Жванецкому) «топчемся на рыночном пути». Приняли пакет и пристойный бюджет - EFF, приняли одну десятую пакета и умеренный дефицит бюджета - стенд-бай, а если в итоге выяснится, что вообще все есть, как было, и «маємо те, що маємо», ну тогда - всем спасибо.

Так, что у нас еще из внешнего? Кредиты Всемирного банка. Частично тоже пригодятся для покрытия дефицита, но больше - разойдутся по конкретным проектам. Об этих проектах мы еще будем писать, а сейчас нам важно то, что общая сумма таких кредитов - тоже в пределах 800 млн. долл. (Это у автора приступ оптимизма.) Причем ВБ, скорее всего, подождет открытия МВФовского стенд-бая, хотя и не обязательно. Плюс ЕС может «подкинуть» миллионов сто. Суммируем все гамузом: 1 миллиард 700 миллионов долларов виртуальной внешней помощи. Двусторонние международные кредиты существенно на результат не повлияют. А ведь если автору не изменяет память, в начале года предполагалось, что извне к нам придет

2 миллиарда 400 млн. долл.

Напрашивается предположение, что недостающую сумму придется добирать за счет облигаций «самурай» и еврооблигаций. Почему бы и нет в конце концов? Но есть одна неприятность. Если страна-эмитент (Украина называется) замахивалась на EFF, а получила все тот же стенд-бай, то вряд ли она может рассчитывать на высокие котировки своих облигаций. Потеря международного финансового «лица» легко конвертируется в потерю элементарной прибыли. Скушно, девушки, как говаривал Остап.

Бюджет - дело житейское

«Даст Бог день, даст Бог пищу», - стоически напомнил Александр Мороз депутатам. Речь, собственно, шла о дележе во втором чтении доходов и расходов бюджета. Точка зрения, озвученная Александром Александровичем, представляется оптимальной, поскольку способы распределения бюджетных сумм, да и сами суммы, определяются по принципам: «Вы нам сначала дайте, а мы потом расскажем, куда потратили», «а в прошлом году было…», «механизм контроля должен быть, но пока давайте без него» и т.п. Сплошная воля провидения… Поскольку Казначейство выполняет функции «продолжения руки Минфина», а утвержденных смет бюджетных организаций (помните, была такая заморочка, чтобы все расходы расписать и представить на утверждение) - так этих смет в природе не существует. В общем: бюджет как бюджет - такой же, как всегда, только еще хуже. Зафиксируем несколько симптомов.

Начисления на фонд оплаты труда (ФОТ). Те самые, которые уменьшены со страшной силой. формально начислений этих мы со своей официальной зарплаты отдавали 52%, будем отдавать 50%. Ура, шампанского! Вот теперь, наконец, зарплата выйдет из тени, все в ведомостях будет написано правильно, возрастут и заколосятся разнообразные социально-чернобыльские денежки. А эти, наивные, которые налоговый пакет писали, что-то там говорили о 30% ФОТа, да и то - в качестве первого шага к полной легализации заработанного. А зачем, собственно? Вот сейчас будет злобное лирическое отступление. По поводу того, как в несколько ходов сначала разыграть пакет экономического роста в политических баталиях, а потом получить «на выходе» теневой экономический рост.

Первым пакет экономического роста сдал Президент. Который его инициировал. То есть сначала вроде бы хотелось сделать нечто этакое, в смысле облегчения жизни родной стране, но потом оказалось, что хлопотно, непопулярно да к тому же невыгодно. Если в перспективе предстоит упустить из-под жесткого (и простого) регулирования большую часть экономики - призадумаешься, стоит ли. О премьере даже нельзя сказать, что он что-то сделал, поскольку упомянутый пакет никогда ему не нравился и не подходил. Тем более, что (вероятно) в комитете ВР по вопросам финансов и банковской деятельности скоро появится новый депутат по фамилии Тимошенко со своим налоговым пакетом. Так зачем нужен пакет «чужой»?

С парламентом - в пакетном смысле - все кристально ясно. И последним «налоговую революцию» сдал МВФ, не пожелавший ни на чем настаивать. Зато теперь, на привычном поле можно продолжать привычные игры и не надо менять апробированные способы получения денег. Не нужна властям новая система - она просто не знает, что с ней делать. Еще не продумали.

Оставшееся по сути неизменным световое-теневое экономическое пространство дает возможность проявлять любые частные законодательные инициативы, что замечательно напоминает времена «декретного маятника» образца 1992 - 93 гг. Например, депутат и главный налоговик Николай Азаров озабочен проблемами Пенсионного фонда. Для покрытия его дефицита в парламент внесено предложение: по 4% от валового дохода каждого предприятия - на сбалансирование ПФ. Можно припомнить и знаменитые (выстраданные главой финансового комитета ВР Виктором Сусловым) отчисления в дорожный фонд: обязательные, как всегда, и увеличившиеся, как никогда, - за счет того, что взимаются они практически со всех видов оборотов предприятия. Называется - расширение базы отчислений.

Еще один «привет МВФ» - знаменитый вопрос о 100% оплате населением коммунальных услуг. Говорят, политически невозможно, говорят - только после расчетов с задолженностью по зарплате (если так, то никогда). Пусть говорят. А мы почитаем бюджет. Тут же выяснится, что дотации населению запланированы в нем только до 1 июня. Дальше - денег нет. Правительство предполагает, что проблему дотирования (с тем же успехом - субсидирования) можно будет перебросить местным бюджетам: можете - дотируйте, не можете - как хотите. При беглом же взгляде в сторону местных бюджетов бросается в глаза одна мелочь. А именно - они питаются, в частности, налогом на доходы граждан. Причем первые полгода (по старому закону) местные бюджеты получали 50% этого налога, деля его с центром по справедливости. После принятия бюджета предполагается делить по-честному, т. е. 100% - местным. Но за полгода поезд уже ушел. Ушел, конечно, не поезд, а миллионов 500 гривен, которых местные бюджеты уже не увидят. Это по поводу возможностей дотирования.

Будущее - дело туманное

Все приведенные симптомы складываются в довольно угрожающую, но логичную картину. Поскольку де-факто принят пакет «Теневой экономический рост-97 (98,99?..)», шагреневая шкура бюджетного медведя сокращается. А запросы - ввиду жуткого обнищания и озверения населения - растут. И уже в открытую говорится о запуске печатного станка, поскольку другого выхода власти для себя не оставили - все остальное, как мы уже видели, - сложно и непопулярно. О'кей, если кому-то кажется, что печатный станок добавит ему предвыборных баллов - вперед. Только прежде, чем приступить, неплохо бы прислушаться к мнению Виктора Пинзеника, который, перестав быть вице-премьером, не перестал быть экономистом: «Последствия новой инфляции - если не дай Бог она произойдет - будут совершенно иными, чем тогда, когда население «познакомилось» с ней впервые. Люди уже привыкли к стабильным деньгам, и шок от новой дестабилизации будет намного серьезнее».

А может, все не так уж плохо? Если в результате попытки снизить налоговый пресс он увеличивается, если в результате всех декларированных усилий по вытаскиванию экономики на свет она упорно забивается в тень, то, может, сделать все наоборот? Провозгласить курс на увеличение налогов, борьбу с официальной экономикой и публично провести операцию «Недомытые руки»? Не знаю, изменит ли это к лучшему экономику. Но власть - это уж точно.