UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЮДЖЕТ: ПОЗИЦИОННЫЕ БОИ ОБЩЕУКРАИНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

«Если я стою сто тысяч миллионов крон, то нельзя ли мне сейчас получить немного наличными?» А.Линдг...

Автор: Светлана Рябошапка

«Если я стою сто тысяч миллионов крон, то нельзя ли мне сейчас получить немного наличными?»

А.Линдгрен, «Карлсон, который живет на крыше»

За прошедшие дни Президент и премьер, Верховная Рада и Кабинет министров, Международный валютный фонд, Всемирный банк и 14 стран-доноров - все обсуждали бюджет, заявляли по поводу бюджета, интересовались бюджетом. Внутри Украины и вокруг бюджета: принимали, отклоняли, выносили и отправляли. В общем, выглядело все это как упражнение из школьной грамматики: бюджет, бюджетом, о бюджете... Продолжаем наш урок.

Из опыта известно, что очень трудно двадцать раз подряд острить на одну и ту же тему. Одному человеку - и в самом деле нелегко, но если тема - бюджет, а шутить изволят властные учреждения, должностные лица и организации, можно предположить, что поток юмора (как правило - черного) иссякнет нескоро. Главная прелесть подобной ситуации в том, что участники «бюджетного КВН» в большинстве своем действуют на полном серьезе. Каждый отстаивает заветную позицию: какую успел занять, ту и отстаивает.

Обзор позиций

Вопрос вопросов: на каком (действующем сегодня или новом, «пакетном») налоговом законодательстве будет основан бюджет следующего года. До тех пор, пока не созреет внятный ответ, все бюджетные мероприятия будут выдержаны строго в стиле «кто в лес, кто по дрова». Понять это невозможно. Это можно только запомнить...

По словам некоторых депутатов ВР и особ, «приближенных к императору», Президент во второй раз с начала бюджетного процесса подтвердил: он не даст хода бюджету, базирующемуся на старом

(т. е. действующем на сегодня) налоговом законодательстве. Кроме того, у Президента остается право обратиться в Конституционный суд с вопросом: «Соответствует ли Конституции этот проект бюджета?» и все шансы получить ответ: не соответствует. Ибо в своем стремлении изготовить бюджетный муляж к конституционному строку (15 сентября) правительство преуспело, но Конституцию оно все-таки нарушило - полностью проигнорировав принципы взаимодействия центрального бюджета с бюджетами местных общин (см. статью 142, 143 Конституции). Так что сентябрьский проект бюджета следовало бы забыть, как страшный сон разума. Забыть еще и потому, что социально-бюджетно-финансовые результаты 1996 года - закономерный итог существующего бюджетного распределения и действующих налогово-платежных правил.

Относительно результатов-96. По данным, представленным в обращении к коллегам по парламенту депутата Сергея Терехина, они таковы. Падение ВВП - 11%, зато рост теневой экономики - 14% (что означает 47% денежных средств вне балансов банков). дефицит Пенсионного фонда - 8% ВВП. Задолженность по зарплате как есть, так и будет, - не уменьшится, взаимозадолженность предприятий подрастет, картотека - тоже. А то, что делалось в уходящем году с внешними долгами (по оплате газовых поставок, к примеру), - пером не описать, топором не вырубить. Будем развивать перечисленные достижения и в следующем году - до самой смерти?

В четверг, 19 декабря, Верховная Рада внесла очередной посильный вклад в общую сумятицу. Первый (и главный) результат для ВР - передача Кабмину неких «выводов и предложений» к проекту закона «О государственном бюджете на 1997 год». Тут все - прелесть и загадка. О каком именно из двух проектов бюджета идет речь? Точнее: идет ли речь о сентябрьском проекте бюджета или о ноябрьских поправках к нему правительства? Какой проект бюджета ушел в Кабмин «на доработку с учетом предложений?» Означает ли одобрение ВР указанных предложений, что хоть какой-то проект бюджета прошел процедуру первого чтения?

Мнения депутатов по этим вопросам диаметрально противоположны. А результат, о котором мы говорили выше, состоит в том, что ВР избавилась от необходимости что-то делать с бюджетом по крайней мере на две недели. за это время Кабмин должен - процитируем постановление ВР - «привести его (проект) в соответствие с нормами Конституции и действующего законодательства Украины». Очарование формулировки в том, что если начать приводить в соответствие с Конституцией, то это будет совсем новый бюджет. А если с действующим законодательством - то бюджет будет «совсем старый». Совсем новый бюджет придется и рассматривать заново. По поводу же перспектив бюджета, скроенного «в соответствии с действующим законодательством», интересующиеся могут справиться у Президента...

Краткий итог законодательно-исполнительных манипуляций: Кабмин получил на руки злополучные проекты бюджета и возможность заново их перекроить. ВР получила свободу маневра - минимум до начала 1997 года. Теоретически парламент получил также достаточно времени для принятия пакета законов, обеспечивающих экономический рост. О возможностях Президента мы уже говорили.

Что до пакета законов экономического роста, то ВР получила его от Кабмина во второй раз - в качестве «алаверды» за проект бюджета. Самое неприятное, что может случиться с налогово-платежными законами, - так это принятие ВР их отдельных статей без учета всей системы, общей концепции пакета. Выхолостив глобальный смысл, одобрив «кусочек того, кусочек сего», парламент рискует окончательно разбалансировать -- как минимум - налоговую систему. Вернее, парламент не рискует ничем, поскольку вся вина за бестолковое обращение с пакетом будет «пожалована с парламентского плеча» его разработчикам - под мудрое депутатское «а мы говорили, а мы предупреждали». Причем возникает стойкое ощущение, что так и произойдет.

При любом бюджете и при любой налоговой погоде Украина нуждается и будет нуждаться во внешней финансовой помощи. Никуда от нас не денется проблема покрытия бюджетного дефицита и поддержания гривни в божеском виде. Вопрос лишь в том, какой бюджет и какую налогово-платежную систему внешние кредиторы и помощники согласны поддержать, а какую - нет.

Большое видится

на расстоянии. Безопасном

Украинская делегация отправилась в Вашингтон, имея при себе пакет экономического роста и рассчитанные на его основе показатели бюджета-97. Для собравшейся в столице США Консультативной группы представителей международных финансовых организаций и стран-доноров эти документы новинкой не были - идеи пакета и необходимость поддержать открываемый ими путь ко второму этапу реформ уже обсуждались на октябрьской встрече в Париже и далее - в Киеве. Таким образом МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и еще 14 стран были морально готовы поддержать Украину в деле финансирования разрыва баланса платежей и бюджетного дефицита, а также во всяческих структурных мероприятиях.

Читателю, вероятно, уже известно, что в 1997 году речь может идти о 3,5 млрд. долларов для Украины - на поддержку, как было сказано в Вашингтоне, макроэкономических и структурных реформ. Это общая сумма, в которую входят коммерческие, товарные и бесплатные кредиты 14 стран-доноров, ЕБРР, от МВФ - 1,1 млрд. долларов - на поддержание внешнего баланса, от ВБ - 1,0 млрд. - на нужды бюджета. Причем пакет настолько вдохновил экспертов, что под него МВФ готов открыть для Украины доступ к 75% от квоты механизма расширенного финансирования (явление исключительное).

Для прояснения вопроса: когда мы сможем это исключительное явление наблюдать, процитируем немного официоза. «Доноры отметили, что части правительственной программы являются взаимозависимыми и она может быть эффективной только при условии системного принятия в пакете, вместе с реалистичным бюджетом на 1997 год». Очень приятно, что точку зрения вашего автора разделяют такие богатые и знаменитые доноры...

А теперь серьезно. Доноры-кредиторы прекрасно осведомлены о реальной ситуации в Украине. О чем свидетельствуют выступления представителей некоторых из них на Вашингтонской встрече. А говорилось там следующее: бюджетная ситуация 1996 года сложилась столь же неудачно, как и года 1995-го. Доноры зафиксировали целый ряд малоприятных (но отнюдь не исключительных для украинских властей) явлений, а именно: централизованно спланированную кампанию по запрету экспорта зерна (живи, родной производитель!), общее ухудшение инвестиционного климата (вкладывайте деньги в Украину - побольше!), проведение ряда «специальных операций» (очевидно, Минфином и прочими заинтересованными) для демонстрации запланированных экономических показателей, ну и прочие маленькие хитрости. Один из директоров МВФ, представляющий интересы Туркменистана, вообще воздержался от голосования - ему очень не нравятся украинские коммерческие долги за поставленный туркменский газ. Без представителя России тоже не обошлось - вместе с представителем США они напомнили, что в Украине сложилась традиция административного вмешательства в рынок газа, а заодно и задолженность-96 за голубое топливо - миллионов 650 долларов. На что и было указано. пальцем.

Вкладывать деньги в такие мероприятия ни одна солидная международная организация и ни один нормальный донор просто не может себе позволить - хотя бы из соображений престижа и доброго имени. Равно как и в страну, где на высоком уровне объявляется намерение взять под административный контроль всю банковскую систему. То есть прикончить ее на корню, поскольку, в отличие от других рынков, финансовый реагирует на монополизацию немедленно. И печально.

Если вашему автору - может, чисто субъективно - видится за осуществлением пакета экономического роста пусть туманное и небезоблачное, но все-таки будущее, то при сохранении действующих на сегодня тенденций - все ясно. Лет через десять зрители Мексики или какой-нибудь Колумбии будут каждый вечер смотреть сериал «Очередные войны», начинающийся словами: «В Украину для борьбы с неким картелем направлен героический сотрудник Интер-ФБР-ОБСЕ-пола»...