UA / RU
Поддержать ZN.ua

БУРИТЕ СКВАЖИНЫ, АВОСЬ ОНИ НЕФТЕГАЗОВЫЕ

В украине газа добывается все меньше, как и разведывается После общего обзора в предыдущем номере ...

Автор: Ганна Люта

В украине газа добывается все меньше, как и разведывается

После общего обзора в предыдущем номере ситуации на рынке газа Украины в 1997 году по случаю прекращения газоподачи из России, «Зеркало недели» представляет читателям подробное состояние дел геологоразведочных и газодобывающих предприятий.

Премьер-министр Валерий Пустовойтенко уже успел неоднократно заявить, что намерен заниматься не торговлей газом, а увеличением его добычи в Украине. Не станем говорить о том, что волей-неволей, а все же премьеру придется интересоваться делами газотрейдеров (иначе это сделает кто-то другой, а отвечать все равно придется ему). Суть в том, что увеличением производства энергоносителей в Украине в самом деле давно пора заняться, причем в пожарном режиме. Хотя это и так должно было произойти «еще вчера».

Неизвестно, что подразумевал В.Пустовойтенко, когда (по версии агентства «Интерфакс-Украина») заявлял в четверг, что правительство должно применить «решительные меры», чтобы не допустить спада в добыче нефти и газа, поскольку это приведет к увеличению импорта и, фактически, к инвестированию Украиной нефтегазовой промышленности других (другой?) государств. Последний постулат настолько неоригинален, что вряд ли стоило его упоминать. Куда интереснее было бы узнать о тех самых «решительных мерах».

Но, судя по всему, премьер пока что ограничивается констатацией фактов. Например, практически сорвано выполнение утвержденной еще в 1993 году (!) программы «Нефть и газ Украины до 2010 года». В 1996 году объемы поисково-разведывательного бурения на нефть и газ в 8,7 раза были реально ниже, чем это предусмотрено названной программой, а прирост запасов нефти и газа - меньше в 3,4 раза. В последние годы добыча энергоресурсов намного превышает объемы разведанных запасов. Получается, что вскоре, если так все и пойдет дальше, нечего будет добывать.

Достаточно привести данные о приросте запасов нефти и газа в 1996 году предприятиями Госнефтегазпрома.

Планировалось (согласно той же нацпрограмме) провести бурение поисковых и разведывательных скважин в общем объеме 107 тыс. метров и прирастить (т.е. дополнительно уточнить наличие в недрах) запасы нефти - 1 млн. тонн и газа - 4,8 млрд. кубометров. В общем надо было вести поисково-разведывательные работы на 21 новом месторождении и на 28 перспективных нефтегазоносных площадях. Требовалось для этого 130 млн. грн.

Но Минэкономики ограничил объем средств, предназначенных на эти цели, суммой 57 млн. грн. Да и те поступили не все - реально Минфин перечислил только 8,17 млн. грн. (или 14,3% даже от лимитированной суммы). В результате объем поисково-разведывательного бурения реально составил только 35,6 тыс. метров, сейсмические работы проведены таки на 21 площади, причем из 115 поисково-разведывательных скважин продуктивными оказались семь (из которых можно реально добывать нефть и газ). Правда, все это достигнуто в основном за счет самих же нефтегазодобывающих предприятий Госнефтегазпрома, которые направили на развитие сырьевой базы почти в восемь раз больше средств, чем бюджет, а именно - 69,196 млн. грн.

При этом добыча газа в Украине всеми предприятиями и компаниями составила 18,4 млрд. кубометров (за год использовано в стране 86 млрд. кубометров газа), а добыча нефти - 4,1 млн. тонн (при потребности в перерасчете на сырье не менее 25-28 млн. тонн нефти).

В прошлом году только предприятия «Укргазпрома» (а они обеспечивают более 80% добываемого в Украине газа) прирастили запасов газа почти в 10 раз меньше, чем добыли. То есть было разведано запасов всего лишь 12,9 млрд. кубометров газа. Добыча составила 14 453 млрд. кубометров газа и 668 тыс. тонн нефти с конденсатом.

В первом полугодии 1997 года добывающими предприятиями «Укргазпрома» добыто 6 814 млрд. кубометров газа.

Для добывающих предприятий главной заботой является не прирост запасов. Это, по логике, должно быть заботой геологов - подразделений Госкомгеологии. Однако уже в 1996 году геологи «прирастили» нефтегазовых запасов меньше, чем добывающие предприятия (по нефти - 4 млн. тонн условного топлива, по газу - 5,6 млн. тонн у.т.).

В первом полугодии 1997 года предприятия Госкомгеологии, по их же собственному утверждению, выполнили госконтракт по приросту запасов газа на 117,5%, что означает увеличение прежних запасов на 235 млн. кубометров, а по нефти - на 106%, или на 5,3 млн. тонн.

Объемы невесть какие, но при остаточном принципе финансирования геологоразведки это и так много. Бюджет профинансировал работу геологов на сумму 35.378 млн. грн. Это всего лишь 27,1% от скудного запланированного лимита. Для сравнения: в прошлом году за тот же период бюджет перечислили геологам в пересчете на гривни на 4,27 млн. грн. больше (и добытчики все равно опередили геологов в разведке нефтегазовых ресурсов). Заметим, что эта сумма предназначена на все геологоразведочные работы, а не только по нефти и газу.

По данным Госкомгеологии, геологами госпредприятия «Полтаванефтегазгеология» уже в этом году открыто Северно-Волвенковское газоконденсатное месторождение в Балаклейском районе Харьковской области. Передано для поискового бурения три нефтегазоперспективных объекта (общей площадью 17 квадратных километров). Проведена экспертиза запасов углеводородного сырья Максальского и Наташинского месторождений, подготовленных к промышленной разработке. Подготовлены отчеты для экспертной оценки еще двух месторождений. В ходе опытно-промышленной эксплуатации скважин предприятиями Госкомгеологии добыто в первом полугодии 2,9 тыс. тонн нефти, 7.716 млн. кубометров газа и 6 тонн конденсата. «Черниговнефтегазгеология» при обновлении скважины получила дополнительно прилив газоконденсатной смеси на одной из скважин, что позволяет говорить о дополнительной добыче ежесуточно 350 тыс. кубометров газа. Это, пожалуй, и все по геологическим достижениям предприятий Госкомгеологии в нефтегазовом секторе.

Остается добавить, что геологическим комитетом выдано 261 лицензия, в том числе 206 - на право эксплуатации месторождений полезных ископаемых добывающими предприятиями, и 55 лицензий - на геологическое изучение недр.

В Госнефтегазпроме Украины, между тем, есть интересные данные о добывающих предприятиях. Например, еще в начале года добычей нефти, газа и конденсата в Украине занимались (и занимаются) такие предприятия: АО «Укрнефть» разрабатывает 102 нефтегазовых месторождения, АО «Укргазпром» - 87, госпредприятие «Черноморнефтегаз» - 9, совместные предприятия и различные компании - 10 нефтегазоносных месторождений. К началу года добыча велась на 208 месторождениях нефти и газа из 4369 скважин.

В первом полугодии этого года хотя добыча нефти с конденсатом и увеличилась на 3,3% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), но добыча газа всеми предприятиями сократилась на 2,1%.

На фоне вышесказанного вполне понятен гнев нового главы Кабмина, которому прежде просто по роду службы не приходилось вникать в ситуацию. Однако это отнюдь не означает, что только в четверг в Украине узнали о катастрофическом положении геологических исследований по нефти и газу. В прошлом году только «Укргазпром» больше двух десятков раз обращался во все инстанции за разрешением этой проблемы. И Президенту все подробно рассказывали, и возили его и госминистра А.Минченко, тогдашнего правительственного куратора топливно-энергетического комплекса, на месторождения. Объясняли и, что называется, на пальцах показывали, что значит пробурить хотя бы метр разведывательной скважины и сколько это стоит. Предлагали и способ облегчения ситуации - изменением стратегии финансирования геологоразведочных работ. В частности, газовики и нефтяники просят оставить в их распоряжении (для той же геологической разведки) рентную плату, которая с них взимается за каждый добытый кубометр газа и каждую тонну нефти. И у геологов есть своя точка зрения на предмет финансового обеспечения геологических работ. Да только все эти предложения никем не принимались до сих пор в расчет. У Минэкономики и Минфина свой взгляд. В результате - никакой перспективы у геологоразведки по приросту запасов углеводородного сырья да и запасов других полезных ископаемых также.

Добывающие предприятия согласны бы направить свои собственные средства на разведку запасов нефти и газа. Да где их взять, если сырье они поставляют отечественным потребителям, а те не платят? (См.таблицу о расчетах потребителей за газ, поставленный «Укргазпромом» в первом полугодии 1997 года.)