UA / RU
Поддержать ZN.ua

БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРОБЛЕМ ТОРМОЗИТ КУРОРТ…

В нынешнем году Крым был готов к курортному сезону «как всегда», то есть… не готов из-за нерешенности хронических проблем...

Автор: Николай Семена

В нынешнем году Крым был готов к курортному сезону «как всегда»,

то есть… не готов из-за нерешенности хронических проблем. Почему?

Борис Дейч всю свою жизнь посвятил развитию крымского курорта: возглавлял сферу обслуживания отдыхающих Судакского курорта, строил крупнейший в регионе пансионат «Солнечный камень», возглавлял известный курортный комплекс «Судак». Сейчас он первый заместитель председателя Верховной Рады Крыма и курирует курортную отрасль, так что проблемы ее известны ему не понаслышке. О том, как изменить положение в курортной отрасли, чтобы избежать вечных недочетов в приеме и обслуживании отдыхающих, его интервью корреспонденту «Зеркала недели».

- Борис Давыдович, можно сказать, что уже несколько лет подряд курортный сезон в Крыму, что называется, проваливается. Видимо, вы анализировали причины и можете предложить какие-то меры для того, чтобы это лето было удачнее?

- Я сделал вывод, что Крым к началу нынешнего лета не был готов к курортному сезону. Вернее, был готов, но… как всегда, - в конце июня обнаружились старые проблемы и болячки: нет загрузки, дорогие путевки, наседают посредники, нет денег на подготовку материальной базы, неплатежи, неурегулированные отношения смежников, проблемы с водой, транспортом и так далее. В каждой здравнице уже существуют кипы «мероприятий», «программ», планов, но воз и ныне там. Все вместе толкутся, но… на одном месте. Как в броуновском движении - круговерти много, а результата нет.

- Почему же так получается?

- В курортной отрасли сказывается недостаток координирующего центра. К сожалению, наше Министерство курортов таким центром не стало. На прошлом заседании Совета министров мы освободили от занимаемых должностей двух заместителей министра, которые в этом повинны.

Достаточно сказать, что в таком важном вопросе, как приватизация курортной отрасли, у министерства не оказалось четкой и продуманной позиции. У министерства курортов и у Фонда госимущества Крыма не оказалось согласованной тактики и стратегии в этом вопросе.

Многие у нас, например, жалуются на сложное экономическое положение, отсутствие возможностей для реконструкции, ремонта. Это можно было бы понять, если бы не было сдачи помещений в аренду по… 2 цента за квадратный метр, как это случилось в санатории им. Дзержинского. А если учесть, что арендаторы, прикрываясь вывеской санатория, еще и не платят налоги (только по Алупке не поступило более 200 тыс. грн. налога на землю), видно, здесь уже необходимо работать правоохранительным органам. Но не по одному конкретному факту, а в целом. Вот где координация действий Госимущества, Министерства по курортам, налоговой службы могут дать быструю и существенную отдачу…

- Мы говорим всегда о ведомстве, но издавна курорт считается понятием территориальным, а в этом отношении проблемы, как мне кажется, нарастают - беспорядки на рынках, неразвитость сферы услуг, отсутствие курортной инфраструктуры, недостатки связи, отсутствие транспорта... Что делают местные власти?

- Да, возьмем, например, частный жилищный сектор. Сколько себя помню, мы все боремся с «частниками» - то с их «нетрудовыми доходами», то теперь с «теневыми доходами». Вопрос, по-моему, не только созрел, но и перезрел. С одной стороны, необходимо подумать об обоснованности налогообложения квартиросдатчиков, конечно, в сторону уменьшения, с другой - о резком усилении контроля и ответственности за состоянием их уплаты. Сегодня даже чисто организационные меры со стороны горрайисполкомов могут пока повысить собираемость налогов. Аналогично обстоят дела с бурно развивающейся сегодня на курорте сферой частных услуг - всевозможные перевозчики, прокатчики катеров, мотоциклов, мотодельтапланов скрывают значительную часть доходов, а значит и налогов, не только из-за бесконтрольности со стороны властей, но часто из-за сговора с ними.

С другой стороны, главы местной власти часто не умеют работать даже с директорами здравниц. Естественно, когда здравницы как основные предприятия курортной территории активно участвуют в ее развитии, помогают решать социальные проблемы. Многие это делают даже в том случае, если являются филиалами предприятий, расположенных за пределами Крыма. Но вот есть случаи, когда предприятия-резиденты, расположенные за тридевять земель, все делают, чтобы налоги в Крыму не платить. Например, пансионат «ХИИТ», базы отдыха Харьковского авиационного института, Московского энергетического института (Алушта) даже зарплату умудряются выплачивать по месту резидента, то есть в Харькове, Москве и так далее. Понятно, что и налоги остаются там, а Крым теряет миллионы гривень доходов, а это сказывается на выплате зарплат и пенсий…

- Давайте проанализируем самую сложную проблему курорта - неразвитость сферы услуг. По стоимости отдыха мы уже обогнали не только Болгарию, Турцию, но и Россию, а качество его, мягко говоря, оставляет желать лучшего...

- Не буду останавливаться подробно на причинах, ибо они ясны - высокие налоги, сезонность, посредники и т.д. Понятно, что дороговизна отдыха приводит к снижению количества отдыхающих, а сегодня ситуация такова, что мы вынуждены бороться не то что за каждый миллион, а за каждую тысячу курортников. При этом мы умудрялись сделать все, чтобы как можно больше затруднить - вот парадокс! - продвижение курортника к морю. Например, пока он доедет на автомобиле, его десятки раз в обидной форме проверят на таможне, в ГАИ. Поэтому мы поснимали все посты проверки чистоты выхлопных газов, которые только морочили людям голову.

Но и у моря отдыхающему не легче - в 6 утра его могут поднять с целью проверки паспортного режима, в кафе он может остаться без ужина, потому что на этот пункт общепита неожиданно нагрянула уже энная проверка... Поэтому у нас год от года и падает количество курортников…

- Но это только часть проблемы…

- …Это часть комплекса проблем. В него входит почти все: может ли курортник, приехав в Ялту, а также в Алушту, Судак, Евпаторию, Саки, свободно пользоваться магнитными банковскими карточками, мобильным телефоном, может ли без затруднений послать факс или сообщение по электронной почте? Куда там! А к этому еще надо добавить проблемы с транспортом. А какое мы предлагаем питание, насколько оно экологически чисто? Вероятно, во многих здравницах об этом и не задумывались. А какой у нас персонал здравниц и гостиниц?..

Нужно начинать с подготовки кадров, выводить крымский курорт на мировой уровень. Иного не дано - курорт это такая сфера, которая должна быть либо ее просто не будет.

- Насколько я знаю, в Судакском регионе начинают отрабатываться механизмы новых отношений между здравницами и местной властью. В чем они состоят и как это срабатывает?

- Судакский регион в Крыму особенный. Тем, что начал развиваться последним и в основном за счет долевого участия здравниц, резиденты которых находятся в России. Для региона тогда союзные министерства и ведомства стали практически единственным источником развития социальной инфраструктуры. За счет дольщиков осуществлялось 90% строительства жилья, построены школы в Приветном, Коктебеле, Судаке, поликлиника, водовод Феодосия-Судак, строились очистные сооружения. Такая практика была узаконена решением тогдашнего Крымского облисполкома, было его соответствующее решение о закреплении здравниц за объектами. Но теперь они отказываются выполнять свои обязательства перед регионом. Так ССП «Полет» не ведет работы по строительству детсада, общественного торгового центра, реконструкции автодороги Новый Свет - Уютное. Ульяновский авиапромышленный комплекс не выполняет обязательства по строительству школы, очистных сооружений, стадиона, котельной, набережной, автодорог и ряда других объектов. Судакский горисполком не может заключить договор о совместной деятельности с пансионатом «Медвежонок» из-за неопределенности статуса заказчика в правительстве России.

Но при этом в регионе должна реализовываться программа по обслуживанию здравниц, снабжению их энергией, водой, обеспечению коммунальных услуг. Условия совершенно неравные. А попытка заменить долевое участие здравниц в социальном развитии региона платой за землю тоже ничего не дала из-за ее низкого уровня и инфляции. К тому же сами здравницы работают по-разному. Например, санаторий «Сокол», база отдыха «Шахтер», военный санаторий, и другие здравницы вместе взятые не дают столько доходов в бюджет, сколько один курортный комплекс «Судак».

Старое административное управление в новых условиях невозможно, нужны новые механизмы. Какие? Практика показывает, что в условиях рыночной инфраструктуры единственно возможная форма - договорная. Но для ее внедрения необходимы новые критерии, разработка новых показателей, таких, например, как вложения здравницы в социальную сферу в расчете на 1 койко-место. Подобный коэффициент позволял бы варьировать средний норматив налога в зависимости от вложений здравницы в развитие региона. Он должен быть четким, ясным и приниматься гласно, с учетом мнения общественности. Это поставит здравницы в равные условия работы. В комплексе это снизит стоимость путевок, здравницы будут заинтересованы в развитии «своего» региона, повысится их загрузка, особенно в межсезонье.

Следует также шире распространить практику дифференциации курортного сбора, НДС в зависимости от времени отдыха. В сезон - июнь, июль, август - они должны быть самые высокие, в межсезонье их надо уменьшать.

Словом, сегодня вопрос стоит так: если мы вытянем отрасль на мировой уровень - значит сохраним Крым как популярную здравницу в XXI веке, если нет - люди поедут в Болгарию, Турцию, Италию и на другие курорты, а о Крыме забудут. Мы хотим этого? Думаю, нет…