UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОРИСПОЛЬСКАЯ ТАМОЖНЯ — ВОЗДУШНЫЕ ВОРОТА УКРАИНЫ

Еще недавно, до обретения Украиной независимости, Бориспольская таможня была лишь провинциальной, так как основной поток авиапассажиров шел через Москву и Ленинград...

Автор: Александр Федоров

Еще недавно, до обретения Украиной независимости, Бориспольская таможня была лишь провинциальной, так как основной поток авиапассажиров шел через Москву и Ленинград. Нынче, с разделением таможенной службы, она стала не только столичной, но и крупнейшими воздушными воротами Украины.

Обратите внимание на такие цифры: в 1992 году нами оформлено около 370 тыс. пассажиров, в 1995-м - 1435 тыс., в 1996-м - 1430 тыс. Как видите, почти четырехкратный рост! Предполагаем, что в 1998 году нас ожидает примерно двухмиллионный поток воздушных путешественников.

География полетов стала расширяться, и на сегодняшний день из аэропорта Борисполь выполняются рейсы 39 авиакомпаний практически во все точки земного шара. Это и предопределило реорганизацию таможни и увеличение ее штатной численности. Если к началу 1992 года на таможне работало менее 100 человек, то сегодня - почти 500.

Самыми трудными в развитии были годы становления таможенной службы Украины, когда со стремительным увеличением штатной численности к нам пришли молодые люди, знающие о таможне лишь из кинофильмов типа «Груз без маркировки» и «Таможня», мечтающие о романтике. Кстати, так же быстро они и ушли. Квалифицированные же специалисты идти в таможенную систему, с ее большой физической и моральной нагрузкой, огромной ответственностью, не хотели. Кроме того, в то время таможня еще не имела своего здания и сотрудникам приходилось ютиться в гостиничных номерах аэропорта, в строительных вагончиках.

Лишь в 1996-м, после сдачи административно-производственного здания, появилась реальная возможность решать возложенные на нас задачи, проводить полноценные занятия с сотрудниками, в нормальных условиях готовить служебную документацию, просто немного отдохнуть. И только теперь мы получили возможность выбора сотрудников. Предпочтение отдается юристам, переводчикам, экономистам, бывшим военным.

Нам часто задают вопрос: «А сколько же зарабатывает украинский таможенник?».

В свое время Петр I говорил, что поварам платить зарплату незачем, мол, и так не будут голодными. Примерно такова и логика некоторых наших чиновников, определяющих зарплату. Ведь не секрет, что именно среди них бытует мнение, что таможенник, дескать, обязательно урвет у пассажира и все равно как-нибудь прокормится.

Жаловаться на низкую зарплату негоже. Не жалуемся и мы. Но и обманывать-то грех. Итак, инспектор таможни, смена которого длится 12 часов, и отлучиться на часок-другой хотя бы перекусить, отдохнуть и перекурить невозможно - не позволяет огромный пассажиропоток, - получает оклад 80 гривен в месяц, еще 50 за звание, 13 - за выслугу, если он проработал более пяти лет, 8 - за знание иностранного языка (если он владеет им в совершенстве), 24-34 грн. он может получить в качестве надбавки за высокие показатели. Итого 175-185 гривен без подоходного налога (который заберет из этой суммы 20-22,5) и прочих удержаний.

Кроме того, многие таможенники живут в Киеве, а это полтора-два часа езды от дома к месту службы и столько же обратно. Приходят к нам молодые сотрудники, пробуют этот нелегкий хлеб - и убегают.

Как правило, люди непосвященные связывают таможню с контрабандой, наркотиками и прочими приключениями. Это не совсем верное представление, если не больше. Основными задачами таможни являются сбор таможенных платежей, поддержка национального производителя, защита населения страны от ввоза недоброкачественной продукции, предотвращение контрабанды наркотиков, взрывчатых и отравляющих веществ, вывоза исторических и культурных ценностей, а также контроль за экспортом и импортом.

Все эти функции возложены и на Бориспольскую таможню. Но она уникальна еще и тем, что ее сотрудники ежедневно, ежечасно сталкиваются с дипломатами, государственными деятелями, депутатами, а также с так называемыми новыми украинцами, которые всем своим видом, поведением и действиями зачастую вносят нервозность в работу. Одному, видите ли, не нравится, что у него просят показать разрешение на вывоз валюты, которого у него нет. Другой, еще не получив «добро» на вылет, грозится всех уволить за то, что его не пускают в зону таможенного контроля или в магазин беспошлинной торговли. Третий, «златая цепь на дубе том», никак не может понять, что не все можно купить, пытается «договориться» с таможенником о пропуске большой партии подакцизных товаров и так далее.

И еще немного цифр. За девять месяцев с.г. Бориспольская таможня оформила 1 млн. 110 тысяч пассажиров и 17686 самолетов, передав при этом в бюджет более 4,25 млн. гривен. По протоколам о контрабанде и нарушении таможенных правил изъято незаконно перемещаемых товаров и валюты на 14 млн. гривен.

Даже с учетом затрат на развитие таможни расходы составляют не более 13-14 процентов от направляемых в бюджет денег. Таким образом, каждый сотрудник Бориспольской таможни вносит в казну в среднем 15-20 тыс. гривен в год.

Однако расширение географии полетов и увеличение количества пассажиров и грузов не только сулит гражданам Украины радость общения с представителями других стран, их духовным наследием и культурой, но и таит реальную угрозу. «Белая смерть» из Латинской Америки раньше не попадала в Европу через Украину. Однако, с изменением обстановки на Балканах, сейчас наркотики все чаще перемещаются через нашу страну.

Для наркокурьера самый быстрый путь - воздушный, но не есть он самый верный.

Из протокола допроса одного из так называемых «гостей»: «…Два чемодана со спрятанными в них целлофановыми пакетами кокаина я получил в Колумбии от человека по имени Альфреде в автомашине «Мазда»… Альфреде сказал, что договорился о моем беспрепятственном прохождении в аэропорту Боготы таможенного контроля и контроля на содержание в багаже наркотиков. Меня и чемоданы действительно не досматривали… Самолетом прилетел во Франкфурт. Там находился в транзитной зоне и ни с кем не встречался. Во Франкфурте тоже не досматривали… После прилета в Борисполь на вопрос инспектора таможни, есть ли у меня запрещенные к ввозу предметы, ответил отрицательно. После опроса меня провели в отдельную комнату, где в двух чемоданах между двойными стенками в четырех целлофановых пакетах обнаружили наркотики…»

Усилиями таможенников «товар» стоимостью около 1 млн. долларов (а его было 6 кг) не попал на улицы наших городов, а предприимчивый «гонец» попал на девять лет в колонию усиленного режима, так и не получив обещанные ему 30 тыс. долларов.

Таможенный контроль пассажиров рейса, прибывшего из Дели, - казалось бы, обычная рутинная работа, которая для обычного обывателя не представляет никакого интереса. Подготовленный же специалист без особых усилий сможет определить, что под дешевым ширпотребом «челнока» может находиться очень дорогой героин.

Вот один из примеров. Молодожены, предварительно сговорившись кое с кем, отправились в Индию в свадебное путешествие. Там они и получили героин, упакованный надлежащим образом в чемодан. Летели обратно, продумав все до мелочей - и раздельное оформление, и небольшое количество багажа, чтобы таможня особо не придиралась, а в Борисполе их постигла неудача. Почти 2 кг героина - таков рекордный улов Бориспольской таможни.

10 лет лишения свободы - «улов» наркокурьерши - гражданки Молдовы. Скоро состоится суд и над ее супругом.

Нечистые на руку люди не останавливаются ни перед чем, даже перед самым святым - историей и культурой народа.

25 октября при проведении таможенного контроля рейса «Киев-Рим» у гражданина Б. из Италии, который, между прочим, работает вице-директором одного из итальянских банков, было выявлено и изъято около десяти уникальных старинных часов, четыре иконы и два складня, а также несколько десятков изделий из серебра и золота общим весом около 1,5 кг. Контрабандист задержан, ведется следствие.

Бориспольская таможня делает все возможное для предотвращения вывоза за рубеж наших исторических и культурных ценностей, церковных святынь. На сегодняшний день ее «коллекция» насчитывает большое количество икон и складней, старинных церковных книг и фарфоровых статуэток, столового серебра и фрагментов древних амфор. Есть скрипка Страдивари, вазы и ювелирные изделия с полуторавековой историей и ордена всех времен и народов. Это далеко не полный список того, что искатели наживы пытались вывезти за границу.

28 октября в центральном аппарате Государственной таможенной службы в торжественной обстановке состоялась передача священнослужителям православных церквей около 500 конфискованных у правонарушителей икон, складней, крестов, других церковных реликвий.

Среди переданного храмам - уникальные иконы, четырех- и шестираменные кресты и другое. И каждому таможеннику, принимавшему участие в этой торжественной церемонии, было очень приятно услышать, как священнослужители в своих выступлениях благодарили таможенную службу за возвращение церквам национальных святынь.

У бориспольских таможенников возникла идея - в одном из залов аэропорта оборудовать небольшой музей с постоянно меняющимися экспонатами наших святынь и реликвий и их описанием (в том числе и со сроками лишения свободы, которые получили их временные владельцы). Музей - во славу нашей таможни и в назидание контрабандистам и разного рода мошенникам.

Именно здесь, в Борисполе, открывают для себя Украину туристы и гости из-за рубежа. И для многих из них знакомство со страной начинается именно с приветствия таможенника. Надежная, благоустроенная и крепкая таможня - это значит сильное государство.