UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОРЬБА ЗА ЦЕНЫ «НА СВЕТ» ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАНА

В последних числах апреля состоялась весьма эмоциональная пресс-конференция с участием вице-прем...

Автор: Иван Гонта

В последних числах апреля состоялась весьма эмоциональная пресс-конференция с участием вице-премьера и министра труда Николая Белоблоцкого, министра энергетики Юрия Щеберстова, замминистра финансов Владимира Матвийчука, зампредседателя Госнефтегазпрома Владислава Тарашевского, зампредседателя Госкомстроя, архитектуры и жилищной политики Владимира Гусакова и зампредседателя президиума ФПУ Григория Осового и других. Предмет взаимной озабоченности - предстоящее повышение тарифов на электроэнергию для коммунальных потребителей, т.е. населения. Журналисты улыбками отреагировали на реплики Николая Белоблоцкого, заподозрившего их в непрофессионализме.

Картина получается следующая. В апреле Минэнерго после «предварительных совещаний» с участием первого вице-премьера А.Голубченко подготовило обоснование повышения цен на электроэнергию для населения (см. «ЗН» от 25 апреля). Тарифы для предприятий не трогали (официальная версия - потому, что они и так высокие; на самом деле -потому, что «промышленность» все равно не платит, во всяком случае деньгами).

Федерация профсоюзов Украины (ФПУ) в лице Александра Стояна, нуждающегося после фиаско профсоюзной партии на последних, выборах в любой форме поддержки отреагировала на объявленное повышение тарифов нервно: мол, почему не посоветовались, как это предусматривает текст генерального тарифного соглашения. В Минэнерго либо вовремя спохватились, либо готовились к такой реакции профсоюзов. Во всяком случае Ю.Щеберстов сослался на закон об электроэнергетике, которым участие профсоюзов в отраслевом регулировании не предусмотрено.

Н.Белоблоцкий вынужден был констатировать, подобно раввину из анекдота, что оба правы. Но поскольку до назначения на пост министра труда он был весьма влиятельным функционером коммунистической фракции парламента, роль арбитра накануне первомайской солидарности ему была явно не по душе. Он возмутился отсутствием вопросов о структуре себестоимости электроэнергии. Однако журналисты, видимо, еще не забыли о том, какие (!) ответы они слышали на эти же вопросы, когда речь шла о повышении тарифов для «промышленности», отомстили вице-премьеру понимающими улыбками и молчанием.

Однако смеется тот, кто смеется последний. Решение правительства передать вопрос о ценах «на свет» на уровень областей - это ведь решение, о котором тоже следовало, по логике

А.Стояна, испросить согласия у профсоюзов. Впрочем, не исключено, что когда он потребует отменить «децентрализацию», ему укажут, что пререкания с правительством по поводу намерений повысить цены и были такими «консультациями». А само решение о «децентрализации» имеет даже не двойное, а тройное дно.

Во-первых, прецедент децентрализованного ценообразования в Украине уже есть: в 93-м, после принятия декрета о либерализации цен, право регулирования цен на хлеб и хлебобулочные изделия было передано областным властям. Однако делегирование этих полномочий было лишь частью мероприятий, которые осуществлялись указами Президента Л.Кравчука на сельскохозяйственном рынке: более существенным было создание чрезвычайного комитета по вопросам сельского хозяйства (которое на деле означало, что сельским хозяйством премьер напрямую руководить не мог, а министр экономики не мог даже приближаться к проблемам отрасли). Вся эта административная реформа завершилась преобразованием Минсельхоза в Минагропром, что, конечно, не одно и то же. В свете решения о децентрализации полномочий по регулированию тарифов на электроэнергию логично предположить, что следующим мероприятием будет создание суперминэнерго - Минтопэнерго, о котором так много было сказано. Вероятно также предположить, что власть Минтопэнерго не будет распространяться «на свет для промышленности», а сосредоточит свои усилия на том, чем с успехом занималась ЕЭСУ, - обеспечением проплаты (желательно предоплаты) за коммунальные услуги гражданами - больно долго остается это хлебное место незанятым.

Во-вторых, разные тарифы на электроэнергию - именно то, что нужно российским поставщикам электроэнергии. В Донецкой области тарифы, следует ожидать, будут минимальными, и именно по этим тарифам легче оплачивать перетоки электроэнергии из РФ (после объединения энергосистем, которое, согласно указу Президента, должно произойти в июне). Если конечно, российские поставщики потребуют наличные...

В-третьих, повышение тарифов на электроэнергию приведет к резкому увеличению количества семей, получающих дотацию на коммунально-бытовые услуги. Следовательно, несмотря на то, что в денежном выражении оплата электроэнергии не возрастет, возрастет индекс инфляции - на величину «доначисленной» дотации неимущим потребителям. Инфляция (точнее - правильно определенный индекс инфляции) - это последний аргумент в пользу эмиссии ОВГЗ. Не будет индекса инфляции (хоть самого маленького), не будет и разговоров о дефиците бюджета в государстве, которое никуда деньги не тратит (всем должно, зарплаты не платит - какой может быть дефицит бюджета в государстве, которое все получает бесплатно?!).

В-четвертых, предстоящее в мае повышение ввозных пошлин на 600 видов импортной продукции (преимущественно на то, что представлено на базарах) парализует розничную торговлю на некоторое время и, если не выкачивать наличные у населения в виде возросших коммунальных платежей, предложение гривневой налички может резко возрасти. Украинский покупатель таким образом получит вместо лишнего холодильника лишнюю квитанцию об оплате коммунальных услуг.