О финансовой ситуации и положении на рынке газа «Укргазпрома» - крупнейшего газодобывающего и газотранспортного предприятия страны «Зеркало недели» рассказывает достаточно часто. Однако при этом всегда остаются вопросы, ответы на которые хотелось бы услышать, что называется, из первых уст - от председателя правления АО «Укргазпром» Богдана КЛЮКА.
- Богдан Алексеевич, после общения в последние дни с руководителями газотрейдерских компаний и дилеров «Укргазпрома» создалось впечатление, что руками «Укргазпрома» и «Укргаза» хотят «расправиться» с неугодными кому-то участниками рынка газа. Во всяком случае, многие трейдеры в этом, кажется, просто уверены. Вас действительно к этому вынуждают?
- Нас никто к таким действиям не принуждает. Основные трейдеры, импортирующие российский газ, с 21 июля не получают от «Газпрома» ни кубометра. Ни «Единые энергетические системы», ни «Интергаз». Но при этом сами трейдеры ведут себя агрессивно по отношению к «Укргазпрому». Вместе с администрациями регионов, куда они должны поставлять газ, трейдеры практически не дают «Укргазпрому» возможности заключить так называемые страховые контракты на поставку газа. То есть во время, когда по каким-то причинам в адрес импортеров не поступает газ, наши предприятия могли бы подстраховать и трейдеров, и потребителей поставками газа, принадлежащего «Укргазпрому». Практически, мы просто вынуждены это делать. Но вот получить за это плату и надлежащим образом оформить такие контракты «Укргазпрому» не дают. При этом трейдеры фактически воруют наш газ и заявляют, что это их газ. Практически в этом легко убедиться, связавшись с российским «Газпромом» или глядя на ежесуточные данные РАО об адресатах и объемах поставки газа в Украину. Система работы трейдеров приблизительно следующая. В лучшие времена они получали газа несколько больше, чем могли реализовать платежеспособным потребителям. Невостребованный трейдерами газ соответственно оставался в трубопроводах «Укргазпрома». Но, простите, мы не можем отвечать за этот газ, так как ни одна компания не заключила с «Укргазпромом» контракт на хранение газа. Трейдерский газ потребителям доставляет «Укргаз», и он сверяет объемы поставок и ведет учет газопотребления. Трейдеры говорят, что газ отдают только части предприятий, тем, кто платит. Но в их же регионы поставляется «Укргазом» намного больше газа. Чей он? «Укргазпромовский», добытый в Украине и полученный в оплату за транзитные услуги «Газпрому», с которым отношения оформлены надлежащим образом. Мы просто хотим посредством заключения временных страховых контрактов получить плату за нам принадлежащие объемы газа, направленные трейдерским потребителям. Так есть ли основания нас упрекать? По меньшей мере, это некорректно.
К тому же трейдеры задолжали «Укргазпрому» за транспортные услуги по доставке их газа еще за 1996 год. На сегодня сумма задолженности за транспортные услуги за первые шесть месяцев 1997 года составила около 9,4 млн. долларов. И в этом смысле я считаю, что абсолютно прав премьер-министр, когда говорит о неуплатах налогов оптовыми импортерами газа. Практически трейдеры в бюджет не платят, у них прибыли нет. Прибыль имеет один «Укргазпром». Теоретически, так как мы невольно кредитуем и потребителей газа, и газотрейдеров. Но каким образом и почему мы должны это делать? Нельзя же все время на «Укргазпроме» «выезжать»!
- В аналогичных, вероятно, условиях работает и российский «Газпром». Тем не менее каким-то образом им удается что называется выкручиваться и выплачивать налоги федеральному и местным бюджетам. Может быть, правы те, кто в этой связи считает, что проблема в менеджменте предприятия?
- Нет, правление «Укргазпрома» - это специалисты высокого класса, прекрасно владеющие всеми нюансами отрасли и уже достаточными навыками менеджеров.
Не в этом проблема. Давайте вернемся в 1995 год. Когда в государстве после известного краха, большого провала и скандала, связанного с тем, что Украина задолжала «Газпрому» чуть ли не полтора миллиарда долларов, «Укргазпром» практически взял все на себя - и поставки газа, и оплату. И к концу года мы обеспечили почти 70% выплат от общей стоимости использованного за тот год газа. Сегодня уровень оплаты газа потребителями не достигает и 50%. Причем не только «Укргазпрому», но и оптовым импортерам. И кто-то при этом рассказывает, что мы плохие менеджеры? Ну нет. Трейдеры в это же время, оплачивая стоимость российского газа, как вы знаете, как раз и занимаются пополнением российского бюджета. Деньгами или товарами - мы этого не знаем и нас это не касается. Но, что они не получают в Украине денег вообще, что не платят «Укргазу» и «Укргазпрому»? Вот пусть и покажут, где эти деньги.
- Оправдала ли себя практика задействования «Укргазпромом» дилерских компаний?
- Как и оптовые импортеры, дилеры «Укргазпрома» практически не занимаются непосредственно реализацией газа. Мы просто заключаем с ними договоры уступки требования долгов. Ведь «Укргазпром» никогда не был и не должен быть торговой компанией. Наше дело - добыча, хранение и транспортировка газа. И этим занят 45-тысячный коллектив «Укргазпрома». Если же мы станем заниматься тем, чем собственно заняты трейдеры - организацией товарной оплаты стоимости газа, то вынуждены будем создавать дополнительно чуть ли ни еще один «Укргазпром». Наши дилеры занимаются, по сути, «собиранием» долгов, реализовывают товар наших газопотребителей и возвращают нам вырученные за эти товары средства. Причем товар им достается, как вы понимаете, не самый конкурентоспособный, так как «Укргазпрому» для газообеспечения достались те предприятия, которые оказались не нужными трейдерам. В результате и доход наших дилеров невысок. Иногда мы даже не можем им платить за услуги, и они сами покрывают свои издержки за счет того же товара. Но это уже их дело.
- Богдан Алексеевич, в последнее время все чаще говорят, и, вероятно, не безосновательно, что российский «Газпром» для разрешения своих проблем, в том числе и во взаимоотношениях с Украиной, ловко использует политические рычаги. К тому же РАО, очевидно, имеет политическую поддержку со стороны Российского государства...
- Вопрос в том, о какой собственно политике идет речь? Экономической, социальной или технической политике газового рынка. Если речь идет об экономической политике, то я могу согласиться с тем, что для экономики Украины нонсенс в том, что 45% ее топливно-энергетического баланса составляет природный газ - при собственной его добыче не более 18% от объема потребления. 7 млрд. долларов ежегодных затрат государства на закупку газа для народного хозяйства - это непозволительная роскошь для Украины. Только Украина и США из всех стран закупают около 60 млрд. газа. Но вот сравните объемы потребления газа: за год в США используется около 600 млрд. кубометров газа, то есть доля импорта не намного превышает 10% от всего объема потребления газа.. В Украине же всего используется (за 1996 год) 86 млрд. кубометров газа... Так что если продолжать в том же духе, мы просто «проедим» государство, просто «сожжем» в виде импортированного газа. У нас ведь газ потребляют, словно на зло врагу. При этом экономия только 20% от прошлогоднего уровня потребления газа в стране позволит сэкономить средства и направить их на выплату пенсий всем пенсионерам. Вот и решайте - политика это или нет? И какая она - экономическая или социальная. В последние годы Латвия в три раза сократила потребление газа, Румыния - в два раза, и только Украина ничего не делает в этом смысле. Кстати, в этом же контексте и техническая политика. Специалисты французской «Газ де Франс», проводившие исследования и оценку системы энергопотребления в Украине, пришли к выводу, что только за счет организационных мероприятий газопотребление и энергопотребление может быть реально сокращено на 30%. Но этим надо заниматься. У нас же вместо этого за последние пять лет использование газа только населением и коммунально-бытовыми предприятиями возросло в 2 раза. И это не за счет полной газификации. Если хотите, это тоже политика. Многие депутаты выиграли выборы что называется за счет газа. Но они почему-то не думают теперь ни о газодобыче, ни о потреблении и экономии, не думают об «Укргазпроме». Я считаю, что то, что происходит с газопотреблением, - это просто грабеж государства. Я убеждал Президента поддержать идею реального сокращения газопотребления. Надеюсь, что такая политика и стратегия будет практически разработана и внедрена. И этим должно заниматься на государственном уровне. Это не значит, что надо отключать подачу газа. Нужны энергосберегающие технологии, а не разговоры о них. Нужны элементарный порядок и дисциплина.
- А как бы вы охарактеризовали политику и стратегию «Укргазпрома», и вообще есть ли она? Ведь у российского «Газпрома» ведется четкая политика на сей счет...
- РАО «Газпром» - акционерная компания, и акционеры могут обязать правление АО вести ту или иную политику - экономическую и техническую. «Укргазпром» - государственное предприятие и не может проводить самостоятельную политику. Впрочем, даже в этих условиях при определенной налоговой политике можно найти возможность для проведения и обеспечения хотя бы полноценной технической политики. «Укргазпром» при всех проблемах высокорентабельное предприятие. Если государство оставит нам хотя бы часть прибыли (или, например, разницу в ценах на газ). А пока что нас буквально «раздевают», и мы не имеем средств не только для выплат зарплат (задолженность по зарплате составляет 40 млн. грн.), но и для обеспечения неотложных ремонтов и замены оборудования. Государство тем временем планирует получить от нас за разницу в ценах на газ 1 млрд. долларов. Но даже при 100% оплате газа потребителями при таком подходе мы выходим «рубль в рубль». Но ведь 100% оплаты - это нереально. А вот с нас уже эту разницу высчитали. До сих пор газовая отрасль еще держалась на резервах предыдущих лет. Но он уже исчерпан и ничего не заложено на будущее... Государство же не хочет быть хозяином «Укргазпрома». Оно, судя по всему, просто намерено обобрать «Укргазпром», потому что Минфин и Минэкономики составляют такие планы и показатели, которые направлены только на латание бюджетных дыр, и никоим образом не учитывают элементарные потребности «Укргазпрома». Но ведь нельзя же всю экономику покрыть за счет налогов одного предприятия страны. Это только кратчайший путь к его развалу... И чем тогда закрывать станут бюджетные прорехи? Хороший хозяин работника хорошо и кормит. «Укргазпром» хорошо работает, но нас государство держит на голодном пайке.
- Если вы считаете, что «Укргазпром» грабят, почему не обращаетесь в суд?
- Мы так и поступим. И обратимся в Конституционный суд. Сегодня мы платим 13-14% всех доходов в бюджет Украины. И теперь с нас хотят взять дополнительные налоги, не предусмотренные законом. Мы не просим льгот, но почему мы должны компенсировать бюджету несоизмеримо больше других?
- Насколько известно, российский «Газпром» объявил о том, что застраховал свои газоэкспортные контракты. На фоне прежних заявлений представителей РАО о том, что «Укргазпром» позволял себе несанкционированные отборы газа из экспортных потоков для нужд украинских потребителей, это, вероятно, может иметь серьезные штрафные последствия?
- «Укргазпром» ничего ни у кого «не поцупив». Мы все покупали и действовали согласно условиям заключенных контрактов, в том числе и по транзиту российского экспортного газа. Так что пусть страхуют, это их право.
- Как вы относитесь к идее создания единого газового и, возможно, вообще энергетического рынка Украины, высказанной депутатом И. Бакаем?
- Наверное, как в каждой идее, и в этой содержится разумное зерно. Но, на мой взгляд, все зависит от того, насколько предлагаемые схемы увязаны с реальностью. Можно придумать идеальные схемы. Но будут ли они работать? Уверен, что нужно искать новые варианты. Но при этом нужно крепко стоять на ногах, а не летать в облаках.
- В конце прошлого года была предпринята попытка делегирования прав управления рынком газа Украинскому газоресурсному консорциуму. «Укргазпром» также числился среди его учредителей и должен был сделать свой взнос в виде газа. Оправдалась ли такая схема?
- Нет. И мы в письменном виде уведомили консорциум о своем выходе из состава его учредителей. К тому же мы не вносили в его уставный фонд ни денег, ни газа. Мы передавали определенные объемы газа консорциуму для реализации. Но отказались от его услуг. А в принципе, в 1996 году существовала, по сравнению с нынешним и предыдущими годами, относительно стабильная схема. И всем газопоставщикам достались относительно равные по уровню платежеспособности потребители. Так что пока региональный принцип - самый оптимальный. Правда, в этом году, трейдеры «перетащили на себя» многих платежеспособных потребителей, которым прежде поставлял газ «Укргазпром». В результате мы оказались в крайне неравных условиях.
- На фоне происходящего на взаимосвязанных рынках газа государств СНГ создается впечатление о необходимости значительно более мощной политической поддержки газоэкспортной и газоимпортной стратегии Украины. Что вы об этом думаете?
- Я думаю, что хозяйственная и предпринимательская деятельность вообще таковой и должна быть. Это отношения исключительно субъектов хозяйствования. И политика сама по себе здесь ни при чем.
Записала Алла ЕРЕМЕНКО