Правительство пребывает в поисках путей повышения уровня пенсионного обеспечения граждан Украины. Об этом заявила заместитель министра труда и социальной политики Елена Горячая. Похоже, эти мероприятия социальщики нынче не рискуют называть громким термином «пенсионная реформа». И правильно делают, ибо отечественная защита пенсионеров от бедности на современном этапе сводится к поиску средств.
Увы, пока не найдены пути финансирования Закона Украины «О внесении изменений к Закону Украины «О пенсионном обеспечении», согласно которому с 1 октября планировалось увеличить минимальный размер пенсии по возрасту до 55 грн. На реализацию данного закона, по подсчетам Кабинета министров, необходимо 9,7 млрд. грн. в год, но это не по силам Пенсионному фонду. Примерно с такой аргументацией Президент Украины вернул 55-гривневый закон в Верховную Раду с просьбой четко определить источники его финансирования.
В свою очередь председатель парламентского комитета по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов Петр Цыбенко уверен, что деньги в стране есть, вот только тратятся они не на то. Парламентарий считает, что Украина в последнее время «погрязла» во всякого рода увеселительных мероприятиях - презентациях, номинациях, фуршетах, парадах, фестивалях... Эти деньги да на нужды пенсионеров!
А пока что триумфальное шествие обещанной пенсионной реформы обозначено небольшим, но реальным шагом - минимальную «возрастную» пенсию, согласно Закону Украины «О повышении минимального размера пенсий», установили в размере 24,9 грн. В связи с этим с 1 сентября пересчитаны пенсии. Отныне минимальная пенсия при полном трудовом стаже исчисляется в 46 гривен (до сентября она была 41 грн.). Максимальная пенсия составляет 74,7 грн. (а была 59,86 грн.) А для работников Списка №1 (вредное производство) - 99,6 грн. (была 86,48 грн.) На эту акцию потребовалось более 90 млн. грн. И их изыскали. По словам первого заместителя председателя правления ПФ Анатолия Сорокина, за девять месяцев нынешнего года в копилку фонда накапало около 8,5 млрд. грн. Подобные вливания в пенсионную казну стали возможными благодаря введению дополнительных ставок сбора на обязательное государственное пенсионное страхование: с операций купли-продажи валюты - 270,8 млн. грн.; с продажи ювелирных изделий - 3,2 млн.; увеличения отчислений с физических лиц - 96 млн. и т.д.
За счет этих мероприятий, заявила Елена Горячая, социальщики планируют получить в следующем году бездефицитный бюджет Пенсионного фонда. Правда, за счет средств ПФ (даже без долгов) не удастся обеспечить украинскому пенсионеру пенсию на уровне 75% от средней зарплаты по стране, как это выписано в действующем пенсионном законодательстве. (Сегодня средняя пенсия соответствует 40% средней зарплаты по Украине). Без коренного реформирования обеспечить этот «приличный» уровень невозможно.
В связи с этим заместитель министра труда и социальной политики Украины вспомнила знаменитый львовский эксперимент по внедрению персонифицированных пенсионных счетов, который позволил увеличить поступления в Пенсионный фонд.
- Каждый работающий понял, что, получая зарплату в конверте и скрывая свои доходы, он лишится права на получение трудовой пенсии. А рассчитывать на частные пенсионные фонды в условиях нестабильной экономики и инфляции невозможно. Позитивный эффект от львовского эксперимента мы предлагаем закрепить законодательно, - прокомментировала Елена Горячая.
Законодательство предусматривает начисление пенсии не по последнему заработку, а по зарплате за любых пять лет. Это стимулирует многих к сокрытию доходов и к игнорированию пенсионных взносов. Учитывая эту порочную практику, Министерство труда и социальной политики внесло на рассмотрение Кабинета министров законопроект, согласно которому суммы зарплаты для начисления пенсий, начиная с 2000 года, будут браться только из данных персонифицированного учета платежей в ПФ.
На переходном этапе пенсионной реформы, принимая во внимание неполную занятость и безработицу в стране, выходящим на пенсию дадут возможность выбора трудовых лет, с которых будет насчитываться пенсия.
Итак, пенсионщики пытаются искусственно реанимировать умирающую от безденежья солидарную систему государственного пенсионного обеспечения. С одной стороны, поколение сегодняшних пенсионеров, в свое время добросовестно плативших пенсионные взносы, рассчитывает, что трудоспособные современники за счет своих вкладов в ПФ смогут их содержать. С другой, работающие в условиях рынка (особенно в теневом его секторе) граждане в силу своей новой капиталистической ментальности будут не в восторге от требований легализировать свои зарплаты во имя армии чужих бабушек и дедушек, живущих впроголодь. Как совместить несовместимое покажет время. А пока подобную инициативу Министерства труда и социальной политики Украины можно расценивать как презентацию воздушного замка пенсионного благоденствия в канун 17 октября - Всемирного дня борьбы с бедностью.
* * *
Как сообщили агентству «Интерфакс-Украина» в пресс-службе правительства, Кабинет министров подготовил и утвердил на заседании в четверг законопроект, согласно которому в 2001-2004 годах для расчета пенсий будет браться, по выбору пенсионера, среднемесячный фактический заработок за последние пять лет работы или за любые 10 лет работы подряд в течение всей трудовой деятельности, независимо от перерывов в работе.
Этот законопроект также предусматривает, что с 1 января 2005 года при расчете пенсий будет браться, по выбору пенсионера, среднемесячный фактический заработок за последние 10 лет работы или за любые 15 лет работы подряд в течение всей трудовой деятельности, независимо от перерывов в работе.
Согласно проекту, в случае если обратившийся за пенсией гражданин проработал меньший срок, чем определено нормами, среднемесячный заработок будет определяться путем деления общей суммы заработка за период, который проработал пенсионер, на число месяцев в нем.
Ожидается, что этот документ будет внесен в парламент в ближайшее время. А в действие, по замыслу правительственных разработчиков, закон должен вступить с 1 января 2001 года.