За десять месяцев с начала года в Запорожской области объем сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет составил 713.3 млн. грн., однако размер недоимки продолжает увеличиваться, превысив 103 млн. грн. Порядка 40% от этой суммы задолжала бюджету Запорожская АЭС, в числе других дебиторов - предприятия металлургии, машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии.
В значительной мере проблема порождена неплатежами, с которыми приходится иметь дело практически каждому предприятию. Склады переполнены готовой продукцией, низкая ликвидность которой зачастую определяется не столько отсутствием спроса на товары, сколько неплатежеспособностью потребителей. Выход из создавшегося положения производственники нашли в системе натурального обмена. Так называемый бартер позволяет многим держаться на плаву, а некоторым - довольно успешно вести хозяйственную деятельность. К примеру, бердянское АО «Южгидромаш» увеличило количество рабочих мест, решает многие социальные вопросы, включая жилищное строительство. Однако уровень бартерных операций, составляющий до 96% от общего объема реализованной продукции, не позволяет предприятию производить налоговые расчеты. Его долг бюджету превысил 3 млн. грн.
Столь нежелательные тенденции вынуждают власти прибегнуть к довольно жестким мерам противодействия бартеру. В области уже возбуждено 125 дел о банкротстве, в адрес более чем 1100 злостных неплательщиков областная налоговая администрация предъявила судебные иски. Правда, надеяться на скорое удовлетворение претензий, судя по всему, оснований нет - пока суд справился лишь с десятой частью представленных дел. Более действенной мерой видятся прокурорские предписания, обязывающие руководителей предприятий-должников в десятидневный срок ликвидировать долги перед бюджетом. Их, в частности, получили директора заводов «Преобразователь», «Днепроспецсталь», «Мотор Сiч». Для других же установлен последний срок ликвидации долгов перед бюджетом - 1 декабря. В противном случае власти намерены расторгнуть контракты с руководителями предприятий-должников.
Судя по опыту из прошлого, административные меры воздействия на хозяйственные процессы действительно могут быть эффективными. Но не было прецедентов, когда при отсутствии эффективных экономических механизмов они становились панацеей.