Когда они есть…
На состоявшемся на этой неделе банковском съезде обсуждались вопросы стабильности национальной валюты, конверсии гособлигаций и прочие животрепещущие проблемы. А в кулуарах банкиры прикидывали, который из банков «ляжет» первым. Общеизвестно, что бывшие государственные банки находятся сейчас в более сложном, без преувеличения критическом финансовом состоянии, и причиной кризиса является не только их собственная финансовая политика, но и качество административного управления. Так, в грядущих потрясениях для агропромбанка, стабильно входившего в тройку ведущих банков страны и являвшегося опорой сельхозпроизводителей, никто из экспертов сейчас, пожалуй, уже не сомневается. Кто будет на очереди следующим?
Кризис руководства в банке «Украина» - свершившийся факт?
Последние год-полтора банк «Украина» постоянно на слуху. Правда, к августу нынешнего года его настиг уже не умозрительный, а самый что ни на есть реальный кризис неплатежей - задержки по перечислениям клиентских средств достигли пяти дней. Растет портфель «проблемных» кредитов - сейчас он составляет порядка 20 процентов. И это только тех, которые отражены в банковском балансе. Многие проблемные кредиты стали проблемой не только банкиров, но и специалистов несколько иного профиля: как минимум, по трем-четырем кредитам в настоящее время работают правоохранительные органы. (Интересно, будут ли найдены виновные? - М.Г.). Под видом оптимизации структуры банк проводит сокращение персонала в связи с невозможностью обеспечить его объемами работы: намечается, что общая численность в ближайшие месяцы сократится с 28 до 20 тыс. чел. Следует ли в таких условиях, да к тому же отягощенных финансовым кризисом, удивляться, что банк почти не в состоянии выполнять основную свою функцию - кредитования сельхозпроизводителей? И тянется цепочка: не получая финансовой подпитки, село не в состоянии рассчитаться по ранее выданным кредитам, которые составляют свыше 65 процентов всех выданных банком кредитов.
И все-таки главная проблема сегодняшнего дня - кто возглавит АКБ «Украина» после того, как прежний председатель его правления подал на прошлой неделе заявление об уходе «по собственному желанию», а потенциальные претенденты на этот пост из числа членов правления, курирующих кредитное направление, перешли на работу в Сберегательный банк несколькими месяцами ранее? Из достоверных источников известно, что вакантная и - при другом раскладе - весьма престижная должность предлагалась уже пяти претендентам. Все пятеро отказались, а среди них были и начальники региональных управлений АКБ «Украина», и люди, возглавляющие другие банки. В чем причина? Кредитная задолженность банка, его финансовое состояние, феодальная структура региональных управлений или… работа правоохранительных органов? А село ждать не может.
Ситуацией вокруг банка «Украина» обеспокоены в НБУ. Председатель его правления Виктор Ющенко, несущий на себе бремя тяжелейших финансовых проблем страны и прилагающий все усилия для стабилизации курса национальной валюты, конечно же, прекрасно понимает, что гибель «Украины», если таковая, не дай Бог, случится, да еще в разгар осенних полевых работ, гибельна для всей Украины - прежде всего сельскохозяйственной. А банк без председателя - что всадник без головы, который несется в пропасть. Вырабатывать политику банка обязан первый руководитель, особенно когда в стране финансовый кризис. А поддержка со стороны правления Национального банка и лично Виктора Ющенко новому руководству гарантирована…
Коммерческий банк «Украина» - государственный Сбербанк: переход кадров и проблем
Миграция банкиров внутри банковской системы становится настораживающей закономерностью, и это мы наблюдаем сегодня на примере банка «Украина». На этой неделе он потерял своего первого руководителя. А еще несколькими месяцами ранее ряд специалистов кредитного направления ушли в систему Сберегательного банка - вероятно, для налаживания системы коммерческого кредитования, - оставив за собой в АКБ «Украина» шлейф финансовых проблем.
После трагической гибели руководителя Сбербанка, который начал было наводить порядок в этом финансовом учреждении, его новые заместители оказались не вполне состоятельными, чтобы формировать стратегию и политику столь важного государственного учреждения. Более того, как отмечают аналитики, вместо того, чтобы четко выполнять свою функцию, определенную законом Украины «О банках и банковской деятельности» - сохранять, не допуская обесценивания, накопления граждан путем передачи их на депозиты Национальному банку Украины, Сбербанк проводит рисковые кредитные операции, что в очередной раз чревато социальными потрясениями в случае, если денежки населения будут пущены недобросовестными заемщиками на ветер. То, что мы имеем дело не со случайностью, а с целенаправленной работой по перепрофилированию банка из сберегательного в чисто коммерческий, подтверждается созданием нескольких кредитных управлений, зачастую дублирующих в своей работе друг друга. Складывается впечатление, что специалисты по кредитованию аграрного сектора, убедившись, что раздавать больше нечего, решили перепрофилироваться и раздавать средства населения, хранящиеся в государственном Сбербанке.
Уже сейчас у Сбербанка проблемных кредитов примерно на 140 млн. гривен, что свидетельствует о низкой эффективности размещения ресурсов. По мнению экспертов, все это не позволяет ведущему финансовому учреждению по работе с населением поднять проценты по вкладам граждан. Даже теперь, когда вследствие финансового кризиса покупательная способность национальной валюты сократилась за месяц почти на 50 процентов, средняя процентная ставка по вкладам остается на уровне 12 процентов годовых и, естественно, не может конкурировать с предложениями других банков. Свыше трети всего объема вкладов привлечены Сбербанком под… 3 процента годовых, что выглядит издевательски по отношению к не весьма поднаторевшему в финансовых вопроса населению. А ведь именно народ страны является главным инвестором национальной экономики!
Что ждет Сбербанк?
То, что подобная политика в работе с населением не сулит Сбербанку ни авторитета, ни расширения клиентуры, ни прибылей, можно было бы, пожалуй, и не говорить. Если бы не пример Сберегательного банка России, в условиях жесточайшего кризиса не только не растерявшего клиентов, но и - при поддержке правительства РФ - ставшего серьезным стабилизирующим фактором в банковской системе страны. Российский Сбербанк сделался оплотом всех вкладчиков, сюда переведены депозитные счета граждан даже из «Онэксим», «Мост», «Менатеп» и ряда других крупнейших коммерческих банков, которые не устояли под натиском инфляции. О качестве работы его руководящего звена, умении выработать стратегическую линию банка, своевременно реагировать на рыночную конъюнктуру свидетельствует и тот факт, что за прошлый год Сбербанк РФ получил около $3 млрд. прибыли и около $1 млрд. перечислил в бюджет в виде налогов. Для сравнения: Сбербанк нашей страны, чье население только в три раза меньше российского, за аналогичный период получил прибыли около $25 млн. и заплатил в бюджет 1,6 млн. в гривневом эквиваленте…
Но безвыходных ситуаций, как известно, не бывает. Тем более, что усилиями НБУ при поддержке Всемирного банка в Украине реализуется программа реформирования финансового сектора. На эти цели предусмотрено выделение $300 млн., часть из которых предполагается направить на реформирование Сберегательного банка. Дабы повысить статус последнего, глава правления НБУ Виктор Ющенко дал согласие войти в наблюдательный совет этого финансового учреждения.
Необходима выработка и реализация новой стратегии Сбербанка, предполагающая воссоединение всей ресурсной базы, нынче рассеянной по региональным управлениям и тем самым увеличивающей риски, в единое целое; пересмотр взаимоотношений и ответственности между центральным офисом и подотчетной сетью; ускоренное формирование казначейства, которое должно стать опорой корпоративной основы банка. В работающем по-новому 100-процентно государственном Сбербанке филиалы если и будут иметь, то весьма ограниченные права предоставления займов. Средства филиалам будут предоставляться строго по смете, а прибыль, получаемая в результате финансово-хозяйственной деятельности, - направляться на погашение задолженности по обесценившимся вкладам граждан по состоянию на 1.01.1992.
По экспертным оценкам, во внебанковском обороте, только на руках у населения находится до 12 млрд. гривен. И до тех пор, пока Сбербанк не поможет вернуть в экономику страны эти деньги, промышленность и сельское хозяйство не смогут получить недорогих внутренних инвестиций и привлечь серьезных инвесторов извне.
В кризисной ситуации действия необходимы самые что ни на есть решительные. Если проблемы коммерческого банка «Украина» вместе с кадрами, которые эти проблемы во многом и породили, перейдут в государственный Сбербанк и народ в очередной раз потеряет свои сбережения, то это будет главным социально-экономическим фактором, который определит результаты президентских выборов 1999 года.