UA / RU
Поддержать ZN.ua

БАКИНСКИЕ СНЫ ПРЕЗИДЕНТОВ: СБУДУТСЯ — НЕ СБУДУТСЯ

Пока десятки президентов государств и нефтяных компаний смотрели нефтетранзитные сны, Гейдар Алиев «гарантировано привлек» 40 млрд...

Автор: Алла Еременко

Пока десятки президентов государств и нефтяных компаний смотрели нефтетранзитные сны, Гейдар Алиев «гарантировано привлек» 40 млрд. долларов инвестиций

7-8 сентября 1998 года в Баку проходила международная конференция «Восстановление исторического «Шелкового пути». По сообщениям информагентств, в ней участвовали президенты 8 государств, в том числе глава Украинского государства Леонид Кучма, представительские делегации 32 стран и 13 международных организаций.

В рамках конференции основное внимание участников уделялось международному проекту TRAСEKA - проекту создания транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия, инициированному в 1993 году. В общем-то речь идет о перспективе и вариантах трансконтинентальной магистрали Лиссабон-Токио. (Не знаю как у вас, а у меня аж голова кружится от таких масштабов...)

Но, пожалуй, по-настоящему ажиотажным (хотя пока в основном дискуссионным) спросом пользовались проекты добычи и транспортировки прикаспийской нефти. На них, как говорится, глаз положила и Украина...

Промышленная добыча нефти в Азербайджане ведется уже полтора столетия - с 1848 года. За это время, по словам президента Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКА) Натика Алиева («Регион» №31, 1998 г.), из недр современного Азербайджана добыто 1,4 млрд. тонн нефти. Хотя со времени независимости этого государства - с 1991 по 1994 год добыча «черного золота» катастрофически падала на 7-12% в год, и остановить спад удалось только в 1995 году.

С возвращением в 1993 году Гейдара Алиева на пост главы государства, Азербайджан взял курс на развитие нефтяной отрасли, прибегнув к «единственно разумному (по определению Н.Алиева) стратегически возможному варианту - привлечению иностранных инвестиций».

Фактически государственная компания - ГНКА - выступает хозяином нефтегазовых запасов Азербайджана и заказчиком основных нефтегазовых проектов. Ее президентом с 9 августа 1993 года является сын нынешнего главы Азербайджана.

Сон президента Гейдара Алиева (Азербайджан)

Ему досталась истерзанная распрями и политико-экономическими неразберихами нефтеносная земля Азербайджана. История не сохранила даты (или историки пока не обнаружили сведений о ней), с которой на самом деле идет отсчет нефтяной биографии этого государства.

Но у Г.Алиева, похоже, выбор был невелик: либо восстановить и развивать добычу и обустраивать экспорт нефти (а затем и природного газа), либо...

Он выбрал первое.

И понимал при этом, что даже через пару десятков лет вряд ли Азербайджан сможет самостоятельно найти 10 млрд. долларов - минимальную сумму, необходимую для коренного обновления и развития нефтедобычи.

Взялись за геологическое изучение и подобающее оформление пакетов информации об имеющихся и потенциальных запасах недр. Выставили информацию на продажу (пакет информации - 100 тыс. долл.), в том числе информацию о так называемых Нефтяных Камнях, являющихся сегодня основными морскими углеводородными месторождениями. Сегодня Нефтяные Камни - надводные мини-города со всей надлежащей инфраструктурой, способной обеспечить нормально-надводную полноценную жизнь 5 тыс. человек. Разве что любителям копать картофель за своим хобби приходится ездить на материк.

Заинтересованные иностранные компании сейчас изучают информацию с тем, чтобы предложить Азербайджану взаимовыгодные проекты реабилитации уже порядком «потрепанных» месторождений - нефтяных камней, а также других перспективных нефтегазовых проектов.

Пока что Баку не считается «газовой столицей» - в результате спада в отрасли в этом году добыча газа в Азербайджане едва ли достигнет 6 млрд. кубометров газа (впрочем, это внушительная цифра для масштабов этой страны); но возлагает надежды и на «газовые» проекты. Например, на месторождение газа Шахдениз, эксплуатация которого будет вскоре начата. По данным Н.Алиева, предварительная оценка его запасов - около 700 млрд. кубометров, без учета нефти и конденсата. Реально запасы могут оказаться намного больше. Есть и другие (глубоководные) перспективные месторождения газа, запасы которых могут помочь проникнуть и в газовую кладовую Прикаспийского региона.

Азербайджан надеется, что вместе с будущей разработкой нефтяных залежей попутно будет добываться немало и природного газа. В перспективе, как рассчитывает руководство ГНКА, в Азербайджане будет добываться в 2-3 раза газа больше, чем требуется для обеспечения потребностей 7,5 млн. граждан Азербайджана. Так что, возможно, в перспективе речь будет идти об Азербайджане и как об экспортере газа. Хотя в ближайших «снах» власти Азербайджана видят свою страну сначала в качестве транзитора туркменского газа...

Благодаря реализации нефтяных проектов, по мнению Н.Алиева, через несколько лет Азербайджан сможет добывать от 50 до 60 млн. тонн нефти в год. Но и это еще не все.

В грядущем веке государственные нефтегазовые идеологи Азербайджана видят эту страну не только транзитной зоной для других прикаспийских государств, например, Туркменистана и Казахстана, но для многих других стран и компаний, заинтересованных в возобновлении, расширении и диверсификации «Шелкового пути».

Сон в руку?..

20 сентября 1994 года ГНКА подписала первый контракт, положивший начало всей внешнеэкономической деятельности Азербайджана, - контракт на освоение двух нефтяных месторождений в азербайджанском секторе Каспийского моря. За три с небольшим года в рамках этого контракта реализован так называемый «Проект ранней нефти»: пробурено 6 эксплуатационных скважин (одна нагнетательная) с использованием модернизированной старой азербайджанской платформы; первая нефть получена в 1997 году; сегодня эта платформа дает в сутки до 70 тыс. баррелей нефти; сооружен подводный нефтепровод к побережью (176 км), газопровод и современный терминал.

В нефтяную промышленность Азербайджана реально инвестировано уже 1,2 млрд. долл.

Первоначальный прогноз о запасах первых лицензионных месторождений нефти в 1994 году составлял 510 млн. тонн. Уточненные данные на 1998 год - около 630 млн. тонн. Изначально планировалось, что каждая скважина задействованной морской платформы будет ежесуточно давать 400-500 тонн нефти. А за счет применения новых технологий и оборудования ежесуточная нефтедобыча реально увеличилась почти в пять раз, т.е. каждая скважина дает около 200 тонн нефти.

Азербайджан задействовал так называемый северный маршрут экспортного нефтепровода, позволяющий транспортировать первую нефть из Баку (через терминал Сангачал) к российскому черноморскому порту в Новороссийске.

В настоящее время сооружается второй нефтепровод, который планируется использовать для доставки нефти из НПК Сангачал к западному побережью Черного моря - на территории Грузии (порт Супса).

Сегодня Азербайджан получает попутный газ, извлекаемый иностранными добывающими компаниями при разработке нефтяных месторождений, бесплатно (те же 6 скважин приносят 1 млн. кубометров газа в сутки). Такое условие содержат все нефтяные соглашения, заключенные с ГНКА до сих пор.

Недавно президент Г.Алиев в Великобритании подписал еще три контракта на освоение и разработку нефтегазовых месторождений Азербайджана. Теперь в «копилке» Азербайджана таких контрактов насчитывается 15. В общей сумме эти проекты предполагают привлечение около 40 млрд. долларов инвестиций.

Но время ранней нефти скоро закончится. В октябре или в крайнем случае к концу 1998 года будет принято окончательное решение о маршруте основного экспортного трубопровода. И уже в 1999 году начнутся консультации и переговоры с заинтересованными сторонами, которые, как предполагается, завершатся созданием независимой трубопроводной компании. К строительству основного экспортного нефтетрубопровода Азербайджан надеется приступить в 2000 году и закончить его через 2,5 года.

Сон президента Демиреля (Турция)

Президент Турции остался, пожалуй, самым довольным из участников бакинского нефтяного саммита. И есть из-за чего: именно так называемый турецкий маршрут транзита (нефтепровод Баку-Супса-Джейхан) будущей каспийской нефти рассматривается как наиболее вероятный и выгодный. Турция немало потрудилась для того, чтобы все именно так и выглядело. Вспомнить хотя бы жесткие меры, предпринятые Турцией для ограничения судоходства (прежде всего нефтеналивных танкеров) через проливы Босфор и Дарданеллы (см. карты схемы). Самостоятельную позицию, отличную от позиции России и Казахстана (которые недавно подписали соглашение о разделе дна приграничной к этим странам зоны шельфа Каспийского моря).

Но С.Демирель, похоже, намерен выглядеть хитрее. Например, высказываясь по поводу украинского варианта транспортировки прикаспийской нефти. Мол, пусть будет и такая ветка, но турецкая часть маршрута, мол, все равно - основная.

Грузинский сон

Не менее довольна нынешним раскладом прикаспийского нефтетранзитного пасьянса и Грузия. Ведь предполагается, что часть основной нефтетранзитной магистрали пройдет и по ее территории (самый реальный вариант - в направлении порта Супса). К тому же Грузия рассчитывает на значительное расширение своих транзитных возможностей. Причем, не только в сторону Турции, но и даже Украины. Не зря же так трепетно обставлялось открытие украинско-грузинской паромной переправы...

А будучи в Баку министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили сообщил журналистам, что Грузия рассматривает украинский вариант в качестве одного из перспективных для доставки нефти из Азербайджана, через Черное море, а затем по нефтепроводу Одесса-Броды в Европу. И даже назвал украинский нефтемаршрут, по версии «Интерфакса-Украины», «весьма положительным». Глава МИДа Грузии считает, что турецкий и украинский маршруты большого транзита только дополнят друг друга, а не будут конкурировать. Впрочем, сколько в таких словах дипломатической деликатности, а сколько экономической правды - определяйте сами.

Сон Президента Леонида Кучмы

Выступая на конференции в Баку, Президент Л.Кучма заявил, что Украина стремится к тому, чтобы имеющиеся и планируемые проекты транспортировки каспийских энергоносителей не исключали, а дополняли друг друга.

По словам Л.Кучмы, сложившееся в Европе рассредоточение рынков потребления нефти создает объективные предпосылки для прокладки нескольких маршрутов ее транспортировки. И дальше Л.Кучма презентовал так называемый украинский маршрут. Кстати, это тот редкий случай, когда украинские чиновники от нефти и транзита загодя позаботились о презентабельности украинского проекта («ЗН» об этом рассказывало не однажды в этом году). И прежде, чем в Баку о нем заговорил Л.Кучма, этот вариант был представлен во многих так называемых нефтяных столицах мира.

Президент привел преимущества украинско-польского маршрута.

Во-первых, по его словам, использование этого маршрута в качестве кратчайшего пути между Черным морем и Балтикой позволит снизить затраты на транспортировку нефти на 8-9 долл. за тонну. Во-вторых, этот маршрут проходит через политически стабильные регионы. В-третьих, этот проект состоит из реально строящихся комплексов, отметил Л.Кучма (см. карту-схему).

Он сообщил, что по состоянию на 5 сентября построено около 20% первой очереди наземных сооружений одесского нефтетерминала и сооружено более 300 из 670 км нефтепровода, на что израсходовано около 120 млн. долларов украинских средств. Уже в 2000 году, заявил Л.Кучма, нефтепровод Одесса-Броды сможет принимать 9 млн. тонн нефти в год. Украинский маршрут также предусматривает сохранение качества прикаспийской нефти и переработку на пути ее транспортировки до потребителя.

Л.Кучма также сообщил «нефтяным королям», что Украина приняла решение о создании международного консорциума для достройки нефтепровода и терминала в Южном и заинтересована в том, чтобы ее участниками стали компании, которые добывают нефть в каспийском регионе и имеют рынки сбыта в Европе. Этот консорциум создан для практической реализации украинского проекта.

Л.Кучма подчеркнул, что для реализации этого проекта необходимы объединенные совместные усилия и привлечение источников внешнего финансирования. Президент также напомнил, что Украина в ходе ялтинского саммита Организации черноморского экономического сотрудничества выступила с инициативой об объединении в единую транспортную систему коридора TRACEKA и критских коридоров, а также за создание в Черном море кольцевой паромной переправы.

Правда, ажиотажа это заявление Л.Кучмы не вызвало. И главы нефтяных компаний, похоже, не торопятся выстраиваться в очередь перед президентской администрацией в Киеве, дабы подать заявку и предложить свои денежки для достройки украинской нефтетранспортной инфраструктуры.

В унисон украинскому Президенту, в Баку и затем в Киеве высказывался первый вице-премьер-министр Анатолий Голубченко.

Он сообщил, что почти половина нефтепровода Одесса-Броды уже достроена, активно продолжается достройка нефтетерминала. (По поводу последнего А.Голубченко, мягко говоря, преувеличил, но чего не сделаешь рекламы ради?) До окончания строительства украинского участка нефтепровода, который может стать одним из самых выгодных путей транспортировки каспийской нефти, сказал он, необходимо, по оценкам специалистов, около 400 млн. долларов. Правда, Л.Кучма обмолвился о недостающей сумме в 140 млн. долларов. Ну да Бог с ними - с цифрами. Все они пока условны - пока не дошло дело до реального строительства.

Говоря о продолжении турецкого маршрута транспортировки нефти от порта Джейхан до Самсуна, А.Голубченко был менее дипломатичным, чем, скажем, турецкие представители, и, не мудрствуя лукаво, заявил, что этот маршрут более дорогостоящий и будет готов не ранее, чем через 10 лет. Посол Украины в Азербайджане Борис Алексенко дополнил мысль цифрой, сообщив, что стоимость проекта Джейхан-Самсун, по предварительным оценкам, составляет около 4 млрд. долларов. Он подчеркнул давно известную истину: нефтекомпании в выборе маршрута будут руководствоваться не политической целесообразностью, а экономической выгодой. По его словам, перекачка одной тонны каспийской нефти по пути Баку-Супса - Одесса-Броды - Центральная и Восточная Европа, по оценкам специалистов, обойдется на 10-30 долларов дешевле, чем по другим маршрутам.

Посол напомнил, что Азербайджан пригласил Украину к участию в переговорах по транспортировке каспийской нефти. В этой связи он подчеркнул важность для Украины более быстрого и активного строительства нефтепровода Одесса-Броды и одесского терминала.

По словам посла, между Украиной и Азербайджаном «идут интенсивные переговоры». Украинская сторона рассчитывает на успех своего проекта.

Когда дело

«в принципе»

Л.Кучма также сообщил, что президент Азербайджана «в принципе» поддержал возможность транспортировки каспийской нефти через Украину. Правда, сообщил об этом журналистам Президент Украины, а не сам Г.Алиев. По словам Л.Кучмы, Г.Алиев высказал такую позицию в ходе состоявшейся в понедельник встречи.

Президент Украины считает, что «не может быть единственного пути транспортировки нефти». В существовании альтернативных маршрутов заинтересованы и нефтегазовые компании, добавил он.

Л.Кучма высказал уверенность, что украинский маршрут транспортировки каспийской нефти займет место «золотой середины» среди других маршрутов. Он подчеркнул, что отвергать украинский маршрут «ни с политической, ни с экономической точки зрения нельзя» и что при принятии решения о пути транспортировки нефти во внимание будет приниматься, прежде всего, экономическая целесообразность. Однако, по его словам, в вопросе транспортировки нефти и газа «очень важен политический аспект, политическая стабильность».

Президент подчеркнул, что украинская сторона «активно работает со всеми странами» и убеждается в целесообразности транспортировки нефти через Украину.

Сон россиян

По оценке российских специалистов, транспортный коридор TRACEKA не является самым оптимальным, с точки зрения критерия «стоимость-эффективность». Об этом заявил на заседании международной конференции по созданию транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия в Баку во вторник глава делегации России, заместитель министра транспорта Евгений Казанцев.

По его словам, расчеты показывают, что в равных условиях тарифы на перевозки зерна, хлопка и контейнеров с использованием российских дорог в 1,7 раза ниже, чем на маршрутах TRACEKA, нефти и цветных металлов - 1,2 раза.

Развитие пути TRACEKA сдерживают большие капиталовложения в развитие транспортной инфраструктуры, дополнительные эксплуатационные затраты, связанные с наличием двух железнодорожно-паромных переправ через Каспийское и Черное моря, горного рельефа со скрытыми перевалами, технически опасных зон на маршруте по Закавказью и другие.

Сроки доставки товаров, отметил Е.Казанцев, при использовании традиционных транспортных путей через территорию Россию сегодня меньше почти в 2 раза.

Россия полагает, что TRACEKA будет эксплуатироваться во взаимосвязи с существующими транспортными направлениями, назвав среди них Турксиб и Транссиб, что обеспечит наиболее благоприятные условия для грузоотправителей и грузополучателей при перевозке грузов между Европой и Азией.

Россия также считает невозможным в настоящее время присоединиться к основному многостороннему соглашению о международном транспорте по развитию коридора Европа-Кавказ-Азия (и российская делегация так и не подписала формальных документов на сей счет).

Замминистра напомнил, что большинство стран-членов TRACEKA имеют многосторонние и двухсторонние соглашения с Россией. Он призвал также при разработке подобных документов «правильно увязывать решения, принятые ранее в многочисленных международных организациях» при рассмотрении этого документа.

Российский проект транспортировки нефти предусматривает маршрут через Чечню, Новороссийск к морю, откуда нефть будет перевозиться далее танкерами.

Лысого парикмахера стоит бояться:

Он не уважает

ваши волосы...

Из Баку разъехались все довольными, но, похоже, каждый - собою.

На фоне рекламы различных маршрутов и саморекламы уместно, на мой взгляд, напомнить фразу президента ГНКА Н.Алиева: «Украина, как и любой другой наш партнер, будет рассматриваться в качестве иностранного инвестора или иностранного партнера... Сегодня мы готовы предоставить любой проект, который может заинтересовать Украину в соответствии с ее финансовыми и техническими возможностями». Последнюю фразу очень советую всем запомнить.

А тем временем, сообщил на брифинге в Киеве министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк, в среду в Брюссель отправилась украинская делегация для презентации украинско-польского маршрута транспортировки каспийской нефти.

А Анатолий Голубченко, между тем, уже успел заявить, что, даже если не будет создан международный консорциум по строительству и эксплуатации украинского маршрута транзита прикаспийской нефти, терминал и нефтепровод Одесса-Броды будут достроены за счет внутренних средств...

Сладкие сны видят многие, но лишь единицы - наяву.

Алла ЕРЕМЕНКО

Нефтепродукты дорожают

Цены на украинском рынке нефтепродуктов продолжают расти.

Как сообщает агентство «Интерфакс-Украина» со ссылкой на пресс-службу Министерства экономики, с 31 августа по 8 сентября значительное повышение цен отмечалось в Крыму, Киеве и Севастополе, Полтавской, Хмельницкой, Харьковской, Тернопольской, Киевской и Донецкой областях.

В частности, цены на дизельное топливо в Полтавской области увеличились на 62%, в Харьковской - на 50%, в Тернопольской - на 45%, в Крыму, Донецкой и Киевской областях - на 40%.

Цены на бензин марки А-76 в Севастополе повысились на 47%, в Крыму и Тернопольской области - на 45%, в Донецкой, Полтавской и Харьковской областях - на 40%.

На бензин марки А-95 в Полтавской области цены выросли на 53%, в Харьковской - на 50%, в Донецкой - на 44%, в Крыму, Севастополе, Киевской и Хмельницкой областях - на 25-34%.

На минувшей неделе цены на нефтепродукты составляли: на дизтопливо от 0,44 грн. (Киев) до 0,85 грн. (Донецкая обл.) за литр; на бензин марки А-76 - от 0,48 грн. (Николаевская обл.) до 0,85 грн. (Донецкая обл.) за литр; на бензин марки А-95 - от 0,73 грн. (Киев) до 1,3 грн. (Донецкая обл.).

А НБУ разрешил

признать нефть критическим импортом

Национальный банк Украины разрешил коммерческим банкам, осуществляющим кредитование резидентов, относить к товарам критического импорта поставляемую в Украину нефть сырую (код ТНЗЕД 270900000). Об этом говорится в письме НБУ № 13- 126/1539-6339 от 8 сентября.

Данное решение НБУ принял с учетом соответствующего ходатайства Министерства экономики, которое при формировании Перечня товаров критического импорта, утвержденного постановлением Кабинета министров №1145 от 27 июля 1998 года, не включил в него нефть сырую в связи с требованиями МВФ относительно жестких ограничений количества позиций в перечне «критических» товаров.