UA / RU
Поддержать ZN.ua

АЗИАТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ НЕДУГ:ОТЧАЯННЫЕ ВРЕМЕНА ТРЕБУЮТ ОТЧАЯННЫХ МЕР

В последнее время эксперты в области мировой экономики все чаще и чаще высказывают мнение о том, что лечение финансовых недугов Восточной Азии только приближает пациентов к смерти...

Автор: Максим Череда

В последнее время эксперты в области мировой экономики все чаще и чаще высказывают мнение о том, что лечение финансовых недугов Восточной Азии только приближает пациентов к смерти. Согласно первоначальным прогнозам, на сегодняшний день страны региона уже не должны были подвергаться интенсивному вмешательству со стороны «врачей». Еще слабые, но уже выздоравливающие, они должны были, наконец, почувствовать хоть какие-то проблески будущего выздоровления. Между тем, трое наибольших получателей финансовых вливаний со стороны МВФ - Таиланд, Индонезия и Южная Корея - все еще находятся в критическом состоянии. Ситуация усугубляется еще и тем, что недуг, в свое время сваливший их с ног, продолжает распространяться среди их соседей и проникать на другие рынки, особенно те, которые находятся на стадии становления. Совершенно естественно, что в связи с этим все чаще и чаще слышатся возражения против методов лечения, предписанных мировыми финансовыми организациями. Эта критика имеет под собой существенную основу: лекарство не срабатывает...

Множество тревожных показателей свидетельствует о глубине продолжающегося экономического падения. Достаточно взглянуть лишь на три из них: индонезийский импорт по сравнению с прошлогодним упал более чем на 70%; за минувший год разорились более 20 тысяч южнокорейских фирм; за первые пять месяцев текущего года производство автомобилей в Таиланде сократилось на 77%. Эксперты корректируют свои прогнозы относительно дальнейшего протекания экономических процессов почти еженедельно. Последние из них предсказывают падение ВНП Южной Кореи за этот год на 8%, Таиланда - на 6%, а Индонезии - на 15-25%.

Экономический спад продолжается и в Гонконге. В то же время премьер министр Сингапура надеется, что остров сможет в этом году избежать подобной участи, однако опасается, что в 1999-м придется столкнуться с еще более жестоким кризисом. Существуют надежды, что после смены руководства шанс на стабилизацию может появится у Японии, которая в этом случае сыграет роль локомотива в экономическом возрождении региона. Однако эти прогнозы в отношении Страны восходящего солнца могут оказаться несбыточными, так как сам японский спад может оказаться значительно более глубоким и длительным, чем кажется сегодня. Падение цен в Китае порождает опасения экономистов по поводу того, что правительство этой страны не будет противиться более давлению со стороны экспортеров, жаждущих удешевления национальной валюты, и это, в свою очередь, может привести к очередному витку галопирующей девальвации валют соседних государств. Судя по всему, мы являемся свидетелями нарастающего процесса экономического краха в Азиатском регионе.

Цена, которую платят за него люди, является слишком высокой. В Джакарте все больше и больше нищих и проституток выходят по ночам на улицы в поисках поживы, а дети спят прямо на газонах. Фермеры из бедных северо-восточных районов Таиланда требуют списания их долгов. Ну а в Южной Корее безработица, как ожидается, в этом году выбросит на улицу до 3 миллионов человек. Но уже сейчас здесь происходят леденящие кровь случаи: оставшиеся без средств к существованию безработные вместе с членами семьи кончают жизнь самоубийством или отправляют своих детей в приюты для сирот.

Отчаянные времена требуют принятия отчаянных мер, но, похоже, никто точно не знает каких. Президент Индонезии, например, призвал своих сограждан дважды в неделю голодать с целью экономии продуктов питания. А экономисты в Таиланде предлагают возродить планы реализации грандиозного проекта - прорытия канала в перешейке на юге страны, который соединил бы Индийский и Тихий океаны...

Подобные проекты свидетельствуют о разочаровании этих государств рецептами, прописанными им Международным валютным фондом. Вследствие своей финансовой строгости они вместо пользы зачастую наносят вред странам, страдающим от экономических недугов. Действительно, в то время, как кризис углубляется, МВФ заставляет правительство потуже затянуть пояса. Он выдвигает требования сокращения дефицита бюджета для Индонезии до 8,5%, Южной Кореи - 4% и для Таиланда - 2%. Подвергается критике и монетарная политика, предлагаемая Фондом. Процентные ставки остаются достаточно высокими для того, чтобы не допустить дальнейшего роста инфляции. Однако даже для благополучных компаний это делает проблематичным обслуживание взятых ими кредитов или финансирование торговых операций. Таким образом, объем просроченных ссуд, засоряющих банковские системы, продолжают расти.

В общем-то о «злокозненности» рекомендаций можно было бы поспорить, ведь рецепты МВФ не применяются в полном объеме. Даже Таиланд, образцовый пациент, до этих пор не достиг прогресса в продаже неблагополучных авуаров закрытых финансовых компаний, которые могли бы способствовать очищению рынка собственности. Однако, в общих чертах, все три государства все же делают то, о чем заявляют, - работают над законами о банкротстве и потере права выкупа, либерализируют инвестиционные режимы, приватизируют государственные авуары, ужесточают валютную политику. Однако, судя по всему, это им мало помогает. Такое положение частично является следствием регионального спада в торговле, которого в начале кризиса никто не предвидел. В то же время все больше и больше экспертов склонны считать этот спад также результатом ошибочной экономической политики.

Переживающая экономический кризис Малайзия до последнего времени также внедряла у себя некую разновидность программы МВФ. И она стала первой, нарушившей стереотипы. Премьер-министр этой страны Махатхир Мохамад попытался снизить процентные ставки, понимая, что это может вызвать ослабление местной валюты. Делал он это вопреки воле директора центрального банка, министра финансов и... здравому смыслу.

За действиями малайзийцев внимательно следят их соседи. Президент Индонезии Хабиби, например, включил в состав своего кабинета людей, которые поддерживают малайзийскую тайную теорию о том, что кризис на азиатских рынках является результатом тайных действий противников стремительного экономического прогресса региона. Неизвестно, поможет ли это. Даже те индонезийские экономисты, которые получили образование на Западе, начинают приходить в отчаяние перед лицом кризиса. По оценкам экспертов, сейчас около 40 процентов из 80 миллионов населения страны живет ниже уровня бедности. Реальной угрозой становится массовый голод. Правительство утверждает, что, несмотря на сильную засуху, еды хватит на всех. Однако угроза может исходить от несовершенства системы распределения и доставки продуктов питания (в стране ощущается недостаток грузового транспорта), а также от недоступности их для потребителей из-за слишком высоких цен.

На этой неделе в Индонезии тут и там продолжали вспыхивать бунты. Массовые беспорядки, охватившие в мае Джакарту и другие города, оставили после себя не только физические шрамы. Этнические китайцы, которые стали главными жертвами, а также другие пострадавшие вряд ли вернутся в свои жилища без соответствующих гарантий безопасности. В свою же очередь, пока китайцы не вернут в страну свои капиталы и коммерческий опыт, трудно будет ожидать прихода в нее других зарубежных инвесторов. Экономика Индонезии платит высокую цену за политическое наследство, оставленное ушедшим в отставку президентом Сухарто. В конце нынешнего месяца правительство собирается обратиться за помощью к международным донорам, чтобы хоть как-то покрыть дефицит госбюджета.

Как видно, никакая другая страна региона не находится в таком бедственном положении. Ни в какой другой стране национальная валюта не обесценилась так сильно - на 80% за год. Однако Индонезия является не единственным государством, которое нуждается в перестройке своей бизнесовой структуры, следствием чего могут стать социальные волнения. Южнокорейские работники финансовой сферы проводят забастовки, протестуя против закрытия банков, к подобным действиям уже готов медицинский персонал и другие представители наемного труда. В этих условиях руководство страны пытается совместить несовместимое - вынудить банки наращивать свои обороты, не прибегая при этом к увольнениям персонала.

В Таиланде, как и в Южной Корее, нынешнее правительство недавно частично обновилось, что позволило ему дистанцироваться от политики, приведшей страну к экономической катастрофе. Однако его «медовый месяц» уже позади и в обществе начало нарастать недовольство действиями нового кабинета. Его обвиняют в политике, направленной против бедных слоев общества. Действительно, за это время была достигнута стабилизация обменного курса национальной валюты, однако мало кто из представителей широких масс получил от этого выгоду. Неудивительно, что критикующие МВФ за то, что его политика направлена только на защиту богатых в стране, охваченной кризисом, и их кредиторов за рубежом, получают все большую поддержку в обществе...