Холдинговая компания «АвтоКрАЗ» — единственный отечественный производитель грузовых автомобилей. 86% акций принадлежит украинско-немецкому СП «Мега Моторс». Большая часть продукции (на сегодня 84%) традиционно поставлялась на российский рынок. Кроме главного предприятия — Кременчугского автомобильного завода — в холдинг входят Полтавский автоагрегатный завод, Токмакский кузнечно-штамповый завод, Херсонский завод автоагрегатов, Симферопольский завод рулей, Каменец-Подольский завод карданных валов.
Единственный в Украине производитель грузовых автомобилей — холдинговая компания «АвтоКрАЗ» — закончил прошедший год с минусом в производстве (по отношению к позапрошлому году) и под знаком очередной реорганизации структуры управления.
Особенности крушения колосса
История главного предприятия холдинга — это крушение колосса, глиняными ногами которого можно назвать старую схему сбыта продукции, до сих пор ориентированную преимущественно на российский рынок. По данным руководства, ныне только 16% КрАЗов остается в Украине, остальные экспортируются. Впрочем, отечественный рынок и не может стать основным потребителем продукции этого предприятия, построенного в годы великих пятилеток и изначально призванного удовлетворять потребности Союза: проектная мощность КрАЗа позволяет производить 27, 5 тыс. автомобилей в год, что с успехом и делалось до начала 90-х годов. Настоящий же обвал Кременчугского автомобильного завода начался в середине 90-х: катастрофически сократилась реализация, возникла задолженность по налогам, перед Пенсионным фондом, по заработной плате. В это же время руководители предприятия говорят о необходимости «поднять КрАЗ с колен», тем самым признавая сам факт пребывания уже существующего на тот момент холдинга, и прежде всего главного его предприятия, в «коленопреклоненном» положении. И тогда начинается разгосударствление ХК «АвтоКрАЗ»: Фонд госимущества выставляет на инвестиционный конкурс два пакета акций (по 25%), которые достаются украинско-немецкому СП «Мега Моторс».
В коллективе предприятия приход инвестора был воспринят неоднозначно по ряду причин: из-за невыполненных предыдущих обещаний поднять КрАЗ с колен; из боязни «новой метлы» — работать не на государство, а на хозяина; из недоверия к новому руководству. Последнее следует конкретизировать: «Мега Моторс», получившее контрольный пакет, избрало новое правление и председателя-«чужака» для Кременчуга — Сергея Логинова, не имеющего опыта работы на столь крупном предприятии. Тогда на КрАЗе поговаривали о том, что новые владельцы холдинга просто растерялись и не знают, что с ним делать и зачем им такая покупка… А рабочие не раз митинговали и бастовали из-за невыплаты зарплаты. Впрочем, уже в следующем году Логинова заменили новым руководителем, Леонидом Назаренко, пришедшим на КрАЗ с должности исполнительного директора СП «Мега Моторс». Последний запомнился рабочим и местной прессе в нетипичной для руководителя роли организатора митингов-бунтов на предприятии. Так, с помощью пикетов на проходной сей председатель правления холдинга пытался нейтрализовать судоисполнителей, прибывших на «АвтоКрАЗ», чтобы изъять в счет кредиторской задолженности описанные автомобили… Назаренко продержался на предприятии два года и тоже был смещен. Председатель наблюдательного совета холдинга Владимир Севернюк на собрании даже обмолвился о причине кадровой ротации: производство автомобилей не было доведено до 4 тыс. в год, как планировалось.
Сергей Сазонов — уже третий председатель правления — генеральный директор ХК «АвтоКрАЗ» со времен СП «Мега Моторс», которое, кстати говоря, купило третий госпакет (25% акций) холдинга, чем пресекло слухи о «случайности» покупки предприятия. Но столь частая смена директоров, безусловно, свидетельствует о том, что на предприятии существуют серьезные проблемы. Нужно отметить, что нынешний руководитель — самый опытный из ставленников «Мега Моторс». 22 года проработал на «АвтоЗАЗе», потом — зампредседателя Запорожской облгосадминистрации по вопросам промышленности. К слову, завод он унаследовал без долговых «хвостов». С чем бы это ни было связано — с более жесткими требованиями, предъявляемыми к руководителям предприятий-должников, с тем, что должностные лица холдинга стремились (как оказалось — напрасно) к депутатству в Верховной Раде, — но работники КрАЗа наконец-то получили все свои деньги, что стало бесспорным плюсом работы под крылышком инвестора.
Желания и возможности
Несколько лет подряд на «АвтоКрАЗе» стремились к ежегодному производству 4 тыс. автомобилей. Почему именно к такому количеству? Дело в том, что обеспечение продаж в таком объеме гарантирует рентабельную работу. Ни разу с момента падения производства, пик которого пришелся на 1999 год, ни при одном руководстве КрАЗовцы желанной отметки не достигли. Обратимся к статистике: в 1999 году было изготовлено 827 автомобилей; в 2000-м — 1428; в 2001-м — 2012, реализовано 1806; в 2002-м — реализовано 1408.
Видя, что нужные темпы развития все еще не достигнуты, в «Мега Моторс» решили оптимизировать систему управления холдингом, создав надстройку над ним — управляющую компанию ЗАО «АвтоКрАЗ», президентом которой стал Алексей Кучеренко, в прошлом бывший шеф Сергея Сазонова — глава Запорожской облгосадминистрации, успевший побывать и нардепом третьего созыва. Иначе говоря, собственник «АвтоКрАЗа» СП «Мега Моторс» передало функции управления новообразованному ЗАО.
Алексей Кучеренко объяснил причины реорганизации управления тем, что «акционеры не удовлетворены действиями наблюдательного совета предприятия» и управлением холдингом его главной компанией, находящейся в Кременчуге. От ЗАО «АвтоКрАЗ», по словам Кучеренко, ожидают более эффективных для данного этапа управленческих решений. А.Кучеренко назвал новые приоритеты — четко разграничивать процессы производства и сбыта продукции — и пояснил это тем, что конкуренты КрАЗа — российские КамАЗ, УралАЗ, белорусский МАЗ — пришли к такой практике раньше. И теперь украинскому автомобилю приходится догонять конкурентов, которые вырвались далеко вперед — и в маркетинге, и по техническим характеристикам авто. Руководство КрАЗа признало, что сегодня отечественный грузовик по своим характеристикам отстает от основных вышеназванных конкурентов на 4—5 лет. «В этом году Россию мы потеряли, и теперь нужны неординарные шаги, чтобы возобновить этот рынок и продвигаться в дальнее зарубежье», — констатирует президент ЗАО «АвтоКрАЗ» А.Кучеренко.
Кивая на экономические процессы в Украине, не позволяющие КрАЗу занять достойное положение, а также на недостаточную поддержку правительством отечественного производителя, нынешнее руководство КрАЗа признает и собственные просчеты, а именно то, что маркетинговая политика была не на должном уровне. Поэтому А.Кучеренко начал с создания торгового дома как отдельной структуры, перед которой поставлена задача обеспечить разветвленную сеть реализации, и усиления внешнеторговой фирмы «АвтоКрАЗ». Кстати, на последней тоже недавно сменилось руководство по причине недостаточного продвижения автомобиля КрАЗ на внешние рынки.
Позиции на рынке Украины — под угрозой
Как известно, Минобороны готовит сборку российских КамАЗов на одном из своих авторемонтных заводов в Киеве. Зная, как существенно украинские «отверточники» (сборка ВАЗов, «Волг», «Москвичей») «подкосили» рынок сбыта «АвтоЗАЗа», нетрудно предположить, что подобная ситуация может существенно грозить и единственному украинскому производителю большегрузов. А если учесть, что «АвтоКрАЗ» издавна поставлял автомобили для военного комплекса и рассчитывал на контракт от Минобороны, то и впрямь можно кричать SOS.
Успехи есть, но до стабильности далеко
Так можно подвести итог-2002 для «АвтоКрАЗа». Во втором полугодии производство автомобилей увеличилось по сравнению с неудачной первой половиной года. Но все равно «АвтоКрАЗ» отстал от собственных достижений 2001 года. И предстоит активная борьба за рынки сбыта.
В канун 2003 года, 26 декабря, был открыт первый сертифицированный технический сервисный центр в Московской области на базе фирмы «ОЛВЕС», одного из официальных дилеров ХК «АвтоКрАЗ». В планах — создание еще трех сервисных центров за пределами Украины: в Тюмени, Челябинске и в Белгородской области.
В плане производства большие надежды возлагаются на разработки собственного конструкторского бюро. По словам гендиректора ХК «АвтоКрАЗ» Сергея Сазонова, если реализовать уже имеющиеся наработки, то КрАЗ получит наисовременнейшие конструкции для бездорожья, каких на сегодня не имеет ни одно автомобилестроительное предприятие на просторах СНГ. Недавно разработали КрАЗ с правым рулем. Это открывает путь на рынки Индии, Пакистана, ЮАР.
Сегодня «АвтоКрАЗ» сотрудничает с Египтом, наметились перспективы на рынке Алжира, где планируется в ближайшее время открыть представительство «АвтоКрАЗа». Устанавливаются и деловые связи в ближнем зарубежье: подписан договор, учредительные документы о создании СП между Грузинской международной нефтяной компанией и ЗАО «АвтоКрАЗ» (войти на этот рынок КрАЗовцы хотят после участия в тендере). А дальше — продвигаться на рынки соседних государств: Азербайджана, Армении, Ирана.
Президент ЗАО «АвтоКрАЗ» с долей иронии говорит о том, что в Америке КрАЗ, конечно, покупать не собираются. Но если присмотреться к отвоевыванию зарубежных рынков внимательнее, то впору не иронизировать, а скорее грустить, ведь позиции утрачены не только в России. В годы ударных пятилеток КрАЗы закупали свыше сорока стран, и отгружались они не сотнями, а тысячами — об этом говорится, в частности, в очерке об истории автомобильного завода (книга выпущена к его 50-летию, в 1972 году).
Сегодня же при всех имеющихся перспективах, реально оценив возможности рынка, на «АвтоКрАЗе» отказались от цели произвести 4 тыс. автомобилей, на 2003 год запланировано собрать и реализовать 2460 штук. Руководство признает, что не может обеспечить конвейер бесперебойной работой. По установившейся «традиции» первую половину месяца основное производство простаивает, а рабочим в это время выплачивается две трети от окладов. В свое время шаткое положение «АвтоКрАЗа» и существенные проблемы с зарплатой (кстати, и сейчас средняя зарплата по заводу не дотягивает до прожиточного минимума и составляет 339 грн.) спровоцировали уход высококвалифицированных рабочих кадров. И даже сейчас, при том что численность работников предприятия (около 7,5 тыс.) намного выше, чем объем работы, ощущается дефицит классных специалистов. И наоборот, по словам руководства, — большое количество управленцев. Идет речь об оптимизации кадрового состава.
Безусловно, «АвтоКрАЗ» сможет достойно держаться на рынке при условии улучшения технических характеристик самого автомобиля. Претендовать на европейские рынки (даже стран бывшего соцлагеря) можно только с двигателем, который соответствует требованиям Евро-2. А в прошлом году произведено только 11 таких машин.