До 1 июля
Очередной виток противоречий обозначился на Запорожской атомной электростанции. Причиной возникновения конфликта (суть его излагалась в «ЗН» от 15 февраля с.г.) стали невыполнения закона Украины «Об оплате труда», генерального и отраслевого соглашений, коллективного договора. Только 30 процентов заработной платы выплачивались персоналу наличными, а остальная часть - чеками для внутренних расчетов в системе магазинов, принадлежащих АЭС. Работникам, не желающим получать чеки, деньги перечислялись на депозит.
Такие меры, обусловленные дефицитом наличных денег, возникшим в связи с долгами потребителей за полученную электроэнергию, рассматривались администрацией как преходящие. Однако они вошли в практику и продолжаются уже более двух лет, подстегивая рост цен в магазинах и сужение ассортимента товаров. К тому же в последние месяцы прошлого года и гарантированный минимум наличности большинство работников станции начали получать с месячным опозданием. Администрация заверяла, что появились предпосылки для упразднения чековых книжек, но с учетом существенного увеличения производства электроэнергии ЗАЭС ссылки на экономические трудности и прогрессирующий рост долгов потребителей уже не воспринимались…
Первым исчерпал лимит терпения коллектив эксплуатационного подразделения, непосредственно занятый управлением работы ядерных энергоблоков. Отстаивать свои права он решил через трудовой арбитраж.
Требования эксплуатационников сводились к выплате заработной платы наличными, а не «бартерными» товарами, и погашению задолженности по зарплате. Была соблюдена предусмотренная законодательством примирительная процедура. Итогом стало компромиссное решение арбитража, возглавляемого председателем комиссии Верховной Рады по ядерной политике и ядерной безопасности М.Павловским.
В ходе рассмотрения обстоятельств дела выяснилось, что ситуация, сложившаяся на ЗАЭС с выплатой зарплаты, является критической, она значительно хуже по сравнению с другими атомными электростанциями. Попытки администрации по урегулированию конфликта, отмечалось в решении, оказались неэффективными, больше того - обозначилось существенное увеличение задолженности. В качестве выхода предлагалось ввести с апреля 1997 года выплату 50 процентов, а с января 1998 года - 100 процентов заработной платы наличными. Согласно разработанному графику, задолженность по зарплате за 1996 год должна была быть ликвидирована в течение первого квартала. За счет внутренних резервов АЭС предполагалось компенсировать 40 процентов общей суммы долга, а оставшиеся 60 - путем целевого финансирования за отпущенную электроэнергию.
Требования эксплуатационного персонала получили поддержку профсоюзной конференции станции, она же поручила объединенному профкому АЭС взять под контроль выполнение решения арбитража, которое было сочтено приемлемым и отвечающим интересам коллектива. В случае его невыполнения профсоюзному комитету предоставлялось право вступить в коллективный трудовой конфликт с администрацией.
В том, что это право будет использовано, особых сомнений ни у кого не возникало. Хотя бы потому, что решение арбитража не являлось обязательным для исполнения. Не было оснований полагаться и на добрую волю властей. И дело не в чиновничьей черствости. Вывод о том, что проблема с зарплатами по сценарию арбитража не будет решена, закономерно исходил из итогов очередного заседания государственной комиссии по приему в эксплуатацию комплекса объектов Запорожской АЭС, состоявшегося в Энергодаре еще в начале февраля. В протоколе решения отмечалось, что еще больше увеличился разрыв между установленными правительством и фактическими сроками окончания работ по строительству объектов атомной электростанции. Основной причиной тому является дефицит порядка
1 млрд. гривен. Поэтому энергоблок №6, а значит - и станция в целом не могут быть приняты в эксплуатацию, хотя их техническая готовность к дальнейшей безопасной работе сомнений не вызывает. В итоге родился очередной компромисс: разрешить эксплуатацию блока №6 до февраля 1998 года. Правда, это решение было принято отнюдь не единогласно: из 22 членов госкомиссии семь высказались против, в том числе и председатель объединенного профкома АЭС.
На днях конференция коллектива эксплуатационного подразделения АЭС рассмотрела ход выполнения решений трудового арбитража. Отмечалось, что представителем собственника в лице генерального директора станции оно выполняется - наличная часть зарплаты увеличена до 50 процентов, погашены 40 процентов задолженности по зарплате за 1996 год. Однако в части погашения 60 процентов задолженности путем целевого финансирования за отпущенную электроэнергию Кабинетом министров меры не приняты. Задолженность по заработной плате погашена лишь по август 1996 года и ежемесячно продолжает увеличиваться, достигнув в июне с.г. 11,8 млн. грн. Социальная напряженность в коллективе нарастает.
Обращение профкома АЭС и конфликтной комиссии эксплуатационного подразделения к министру энергетики Украины Ю.Бочкареву оказалось безрезультатным. Не оправдало надежд и постановление Кабмина №467 «О совершенствовании системы расчетов за потребленную электрическую и тепловую энергию», не избавившее станцию от роли кредитора других отраслей. Поступление средств за отпускаемую электроэнергию сейчас не превышает 11 процентов ее стоимости. С помощью суррогатных схем расчетов зарабатываемые энергетиками прибыли по-прежнему перекачиваются в карманы посредников.
Эти обстоятельства вынудили атомщиков обратиться за защитой своих законных прав к Президенту Украины как гаранту законности в государстве и последней инстанции в разрешении конфликта. В обращении, в частности, содержится просьба дать соответствующие поручения Кабмину по выполнению решения трудового арбитража и в соответствии со статьей 14 закона «О разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)» привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в задержке исполнения решения трудового арбитража.
От имени более чем 15-тысячного коллектива АЭС конференция выражает уверенность в том, что Президент защитит законные права и интересы атомщиков, лишенных права на забастовку. Тем не менее, в Энергодаре настроены ждать ответа лишь до 1 июля, использовав тайм-аут для обсуждения на собраниях смен своих дальнейших действий. На случай, если решения трудового арбитража так и останутся невыполненными.