Метания переходного периода
Правительство подало в парламент Антидемпинговый кодекс,
но надеется, что депутаты его утвердят не скоро
Формально дело обстоит как раз наоборот. Пункт о внесении в парламент проекта Антидемпингового кодекса содержится в перечне первоочередных антикризисных мер.
Однако попытки ознакомиться с содержанием кодекса вне парламента зашли в тупик. Совершенно точно известно, что Антидемпинговый кодекс готовился в недрах только одного ведомства - Министерства внешних экономических связей и торговли. Этот факт сам по себе нисколько не удивителен, хотя бы потому, что глава МВСТорга Сергей Осыка - руководитель межведомственной комиссии по вопросам вступления Украины в ГАТТ-ВТО. Настораживает, однако, четкая тенденция: чем больше у С.Осыки «переговорных полномочий», тем меньше признаков публичной (открытой) политики в деятельности этого министерства. С таким же успехом можно обязать Службу безопасности готовить прогноз погоды - никто не сможет убедиться ни в правильности такого прогноза, ни даже в его существовании.
Отчасти логика действий исполнительной власти объяснима: там, где представитель правительства(!) ежегодно согласовывает с коммерческой структурой(!) минимальные цены импорта газа, любые рассуждения о логике цен и практике добросовестной конкуренции могут дестабилизировать сложившуюся ситуацию. Уж не для того ли «секретность», чтобы гарантировать комфортные условия конкуренции для «избранных» участников рынка? Ведь «метеосводка», в принципе, даже для Президента не может быть специально благоприятной, а для остальных - плохой. Единственный способ обеспечить преимущества под заказ - предоставлять эту сводку только одному, избранному, участнику рынка...
Первые же попытки прозондировать ситуацию подтвердили наихудшие опасения. Первый заместитель министра экономики Виктор Кальник на вопрос об Антидемпинговом кодексе, ответил, что он лично относится к этому проекту с определенным недоверием, поскольку любые антидемпинговые мероприятия - это, как ни крути, способ административного регулирования цен. Но самое главное для В.Кальника - антидемпинговый кодекс, изделие, безусловно, для «внутреннего употребления», тогда как в МВЭСТорге отношение к кодексу иное. Уже это полярное отношение к кодексу обещает ему далеко не легкий путь.
В отделе внешних экономических связей Кабмина меня уверили, что «лишнего экземпляра для прессы» нет и не может быть, а во-вторых, в парламентском комитете намерены вернуть этот проект в Кабмин «для доработки».
Однако стоило перейти через дорогу, отделяющую здание Кабмина от комиссий ВР, как открылась совершенно иная картина. Игорь Бондур, главный консультант комитета по вопросам экономической политики и управления народным хозяйством, искренне удивился, когда услышал, что в правительстве ожидают, что парламент вернет кодекс «на доработку». На заседании комитета шести законопроектам, из которых состоит кодекс, дали «добро» все депутаты.
Обсуждение законопроектов в первом чтении и воодушевление депутатов, с которым они восприняли возможность проголосовать за такие, откровенно протекционистские - по их мнению, законопроекты, продемонстрировало, что те «подводные камни», о которых намекнул В.Кальник, в парламенте так и остались незамеченными. Никому и в голову не пришло, что Антидемпинговый кодекс - оружие обоюдоострое.
Один пример. В кодексе несколько раз упоминается так называемый переходный период. В законопроектах, составляющих кодекс, нет даже намека на то, что такое переходный период: когда он начался (когда закончится и пр.). Зато расшифровка понятия переходного периода содержится в соглашении о партнерстве с Евросоюзом. Это период особого, в данном случае льготного, статуса Украины как экономического партнера стран ЕС. Есть и рамки этого переходного периода. Например, переходный период в отношении субъектов хозяйствования на море (т. е. в отношении судовладельцев) закончился еще до того, как соглашение вступило в силу - в 1997 году. Для всех остальных субъектов хозяйствования в Украине этот период заканчивается, по условиям соглашения, 1 января 1999 года: в зависимости от того, какое из этих двух событий произойдет раньше. Даже при самом оптимистическом «раскладе» Антидемпинговый кодекс не вступит в силу ранее ноября, поэтому нет смысла вводить понятие переходного периода в кодекс.
Один из самых острых подводных камней содержится уже в определении демпинга. Согласно проекту кодекса, товары, произведенные в Украине, не являются объектом антидемпингового расследования. Однако, чтобы импорт был демпингом, он должен стоить еще дешевле, чем украинский товар для внутреннего употребления, а это невозможно представить даже в самых дерзких фантазиях. Ибо что, например, может быть дешевле украинского сахара на украинском базаре?! Или что может быть дешевле украинского бензина в Украине?! Если же импорт продается только на черном рынке, как доказать, что дешевле? Ведь на черном рынке кассовых аппаратов нет! Как ни крути, нужны ограничения нижнего предела цены в самой Украине (Антидемпинговый кодекс для внутреннего употребления - о чем намекает В.Кальник), иначе нет смысла сравнивать цены импорта с украинскими ценами. А попытки вводить минимальные цены в самой Украине до сих пор заканчивались полным фиаско.
Еще более двусмысленным обещает стать украинский антидемпинг, если учесть тягу украинских продавцов к товарообменным операциям. Если украинская компания продаст бензин в Германии по цене ниже демпинговой на 10% (т.е. по цене, равной доллару), то эта компания сможет купить на внутреннем рынке Германии в лучшем случае 200 г сахара за эту цену, тогда как венгерская фирма «МОЛ» успешно продает бензин в Украине в розницу по цене вовсе не демпинговой (30 центов), но может за тот же литр бензина купить (обменять) на украинском рынке два килограмма украинского сахара. Иностранцам нет смысла демпинговать в Украине.
Если же демпинговые расследования коснутся цен на энергоресурсы, то последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Готова ли Украина к новому витку газовых войн? Как сказать...
Словом, рассмотрение законопроекта «в первом чтении» и его анализ «в первом применении» - это совсем не одно и то же. И.Гончарук, замглавы МВСТорга (представлявший антидемпинговый законопроект в ВР), прав: лучше поздно, чем никогда. Жаль только, что даже это «лучше поздно» еще, по сути, не наступило.