UA / RU
Поддержать ZN.ua

АНГЛИЙСКИЙ ИНТЕРЕС

В ходе визита премьер-министра Виктора Ющенко в Лондон, где он занимался урегулированием проблемы...

Автор: Ганна Люта
Борис Патон (в центре) на заводе специализированного предприятия «Голография»

В ходе визита премьер-министра Виктора Ющенко в Лондон, где он занимался урегулированием проблемы реструктуризации украинских долгов с Парижским клубом, встреч и переговоров с президентом ЕБРР, руководством Credit Swiss First Boston, по сообщению агентства «Интерфакс-Украина», 2 марта состоялась также и его встреча с директором компании De La Rue Джоном Б.Кингом.

Менее чем через неделю уже в Киеве, как сообщила газета, призванная информировать граждан о работе правительства Украины, — «Урядовий кур’єр» от 7 марта №43, — состоялась встреча премьера Виктора Ющенко с президентом международной компании De La Rue («Де Ла Рю») Джоном Барбич-Кингом. В ходе этой встречи (к слову, похоже, не соответствующей протокольному уровню главы правительства) было принято правительственное решение о создании рабочей группы «для отработки платежей за электроэнергию». Руководителем этой рабочей группы назначен вице-премьер-министр Украины Олег Дубина.

Кроме того, будучи в Киеве Джон Барбич-Кинг встретился с главой НБУ, представителями Гостаможенного комитета и Государственной налоговой администрации Украины.

С чего бы столько внимания компании De La Rue? И чем, собственно, она занята в Украине?

Производством электроэнергии — нет; расчетами за энергоносители — нет; консультирует налоговые органы — тоже нет. Может, специализируется на операциях по таможенному оформлению? Вы будете смеяться, но тоже — нет.

Это фирма, которая много лет занимается изготовлением денежных купюр и документов с высокой степенью защиты. Кроме того, она же занимается продажей оборудования для изготовления этих самых купюр и их защиты.

«Но Украине ничего этого не нужно!» — скажете вы, и будете правы. Гривню свою мы уже имеем и с ее защитой, вроде, тоже справляемся успешно. Даже странам ближнего зарубежья кое-что экспортируем, выиграв, кстати, тендер у той самой De La Rue.

Так что же делает в Украине De La Rue? Попробуем найти ответ.

Существовала в Украине до конца 2000 года некая деликатная проблема, с которой, впрочем, отдельные министерства и ведомства пытались справляться самостоятельно. Эта проблема — отсутствие в стране собственных производителей голографических защитных элементов. Замечу, что на сегодня и этой проблемы нет.

Ну а теперь несколько слов о том, что редко становится достоянием журналистов, а в основном слышится, как глухой рокот далекой артиллерийской канонады, сопровождаемой световыми вспышками. В недалеком 1999 году правительство Украины, озаботившись проблемой слишком уж разросшегося в стране «теневого» рынка, издало распоряжение, в котором обязало Национальную академию наук Украины, используя отечественные технологии, создать собственное производство голографических защитных элементов, дабы с их помощью повести учет некоторых производимых и закупаемых за рубежом товаров, а также существенно сократить затраты бюджета на импорт элементов такой защиты.

И нужно сказать, что озабоченность эта была очень своевременной. Вряд ли кому-то сейчас неизвестно, что основным бичом отечественной экономики является производство и реализация многих товаров без учета и налогообложения, и получение от этого суперприбылей, которые поступают, разумеется, только на счета отдельных особо сноровистых предпринимателей. Это потом нужно будет морщить лбы, придумывая очередную мотивацию для объявления налоговой амнистии, или бросать плохо оплачиваемую и дурно обученную прокуратуру на борьбу с зажиточной Системой, в которой главными действующими лицами будут являться столпы Верховной Рады и правительства, а также некоторые сильно обуржуазившиеся «красные директора». Хотя любому нормальному человеку понятно, что куда разумнее создавать условия, при которых так называемое экономическое правонарушение вообще произойти не сможет.

Далее, 15 ноября 2000 года Президент Л.Кучма подписывает указ «О защите документов и товаров голографическими защитными элементами», призванный предупредить подделку документов и содействовать защите украинского рынка от некачественных товаров. В развитие этой идеи и было создано специализированное предприятие «Голография» и введен в эксплуатацию завод по производству голографических защитных элементов. Уже сегодня это предприятие способно обеспечить все отечественные потребности в разработке и тиражировании голографических защитных элементов (ГЗЭ). Кроме «Голографии» еще два отечественных производителя получили лицензии на подобный вид деятельности.

И очень похоже, что именно «за шкурой» этих самых отечественных производителей ГЗЭ и приехали к нам гости из британской De La Rue. Приехали — не поленились. Зато потом, думали, наверное, можно будет «шкуру» эту повесить в своем английском офисе, да вспоминать, как удалось Украину облапошить и заставить-таки долгие годы покупать за валюту продукцию у британцев...

Что такое ГЗЭ?

В настоящее время ГЗЭ — голографический защитный элемент — это наилучшая защита чего угодно от подделки, контрабанды или, так сказать, неучтенки. Причем сделан он при помощи таких высоких технологий, что весь мир пользуется им и пользуется, нужно сказать, с большой для себя безопасностью и выгодой. Так вот, в соответствии с правительственным распоряжением Институт прикладной оптики НАН Украины совместно с отечественным инвестором создал отечественное производство ГЗЭ — специализированное предприятие «Голография». Создал не формально, на бумаге, а спроектировал, построил, оборудовал, запустил полный цикл производства ГЗЭ в Украине — от создания мастер-матриц до промышленного тиражирования.

Сегодня, по свидетельству специалистов James River Products (JRP) — мирового лидера в производстве оборудования для голографического производства, киевское специализированное предприятие «Голография» — одно из лучших среди аналогичных производств. И, как выяснилось в процессе эксплуатации оборудования, произведенного JRP, Украина обладает собственными технологиями, которые не только не уступают западным, но и превосходят их. Президент JRP Друри Брогхен настолько был удивлен этим фактом, что высказал пожелание включить ряд дополнений, предложенных украинской стороной, в процесс разработки нового технологического оборудования, выпуск которого планируется в 2002 году. Поэтому вполне логично, что именно «Голография» получила полномочия эксклюзивного дистрибьютора JRP.

К сведению: в мире насчитывается около 40 предприятий, аналогичных киевской «Голографии». Буквально после открытия специализированного предприятия «Голография» — уже 12 сентября 2000 года — его приняли в действительные члены Международной ассоциации производителей голограмм (International Hologram Manufacturers Association — IHMA со штаб-квартирой в Лондоне). В эту ассоциацию входит около 60 ведущих производителей голограмм и оборудования для их производства в мире.

Сразу после подписания Президентом Украины указа «О защите документов и товаров голографическими защитными элементами» это предприятие было лицензировано по всем видам деятельности, выполнив все высочайшие требования.

Однако становление в Украине нового предприятия, символизирующее, по большому счету, начало развития новой отрасли в отечественной промышленности, не было безоблачным. Возможно, где-то так и случается, да только не в Украине. Нет бы радоваться, что наконец-то появилась возможность не импортировать (причем, втридорога) продукт да и сами высокие технологии, а прежде всего собственные потребности в ГЗЭ обеспечить самостоятельно да и продавать потом услуги по их производству. Нет, это не о нас. У нас вместо этого слишком у многих руки чесались вставить палку в колесо новой отрасли и новому предприятию. Есть и те, кто имеет свои виды на развитие украинского производителя ГЗЭ и его место в мировой индустрии. И некоторые из них в своем рвении очень даже преуспели. Особенную прыть проявила и уже известная вам компания De La Rue, используя в своей деятельности в Украине и методы, весьма далекие от ведения честного бизнеса.

Дело в том, что британская De La Rue Holographics наряду с несколькими другими претендентами, включая украинское предприятие «Голография», подала заявку на участие в закрытом (что вполне логично — речь идет об экономической безопасности) международном тендере на право производства и поставок голографических защитных элементов для защиты от подделки марок акцизного сбора на алкогольные изделия. Тендер был объявлен Национальным банком Украины, а точнее — Банкнотно-монетным двором НБУ 11 сентября 2000 года. Победитель этого тендера, как вы, наверное, уже догадались, мог рассчитывать на серьезный госзаказ, финансируемый бюджетом Украины, что обеспечило бы ему стабильную и весьма прибыльную работу на достаточно продолжительное время.

Формально условия тендера были весьма жесткими. Знающие люди говорят, что создавалось впечатление, будто в Украине акцизные марки собираются защищать, как, например, евро. Хотя, наверное, такая уж «железная» степень защиты для одноразовых (!) марок акцизного сбора просто не нужна — лишние и экономически неоправданные затраты.

Однако при ближайшем рассмотрении условий тендера вроде как получалось, что условия выбора победителя специально написаны под... De La Rue или другого иностранного производителя. Даже условия поставки определены весьма однозначно — CIP аэропорт «Борисполь». Да и цены указаны не в национальной валюте, а в долларах США. Так что если украинская компания победит в тендере, то ей, согласно таким условиям, предстоит свою отечественную продукцию отправлять в «Борисполь», затамаживать, растамаживать и т.п. Ну, скажите, что ж это за тендер такой?

Украинский участник этого злополучного тендера — уже упомянутое специализированное предприятие «Голография» — оспаривает такие условия и выигрывает спор в арбитражном порядке, за что его же обвиняют в элементарной неспособности конкурировать с иностранцами и затягивании времени определения победителя. И говорит об этом не кто иной, как британская De La Rue. Причем делает она это, образно говоря, по всем правилам ведения тактической блокады.

Уже 15 января 2001 года коммерческий директор De La Rue Holographics Аннетт Кайли обращается с письмом к председателю комитета Верховной Рады по вопросам обеспечения правоохранительной деятельности Ивану Биласу (в комитете ВР это письмо зарегистрировано, заметим, 18 января 2001 года) с вроде как вежливым предложением «плодотворного сотрудничества». И как бы между прочим замечает: «Понимая важность и актуальность данного указа (речь об указе Л.Кучмы «О защите документов и товаров голографическими защитными элементами». — Авт.), наша компания хотела бы предложить Украине свое содействие в его реализации. При этом следует учесть, что отсутствие опыта производства высоко защищенных оптических элементов и сравнительно не высокий уровень технических возможностей местных украинских производителей голограмм, по нашему мнению, не позволят решать столь сложные задачи, как, например, создание надежной голографической защиты для денег или акцизных марок».

Не правда ли, весьма прозрачное предложение? Только вопрос возникает: если такие уж «недалекие» отечественные производители голограмм — а речь идет о специализированном предприятии «Голография», — то с чего бы именно ему и лицензию выдали, и в Международную ассоциацию производителей голограмм приняли, да еще и предложили быть эксклюзивным дистрибьютором JRP? Или только в De La Rue умники собрались, а в остальных компаниях — так, погулять вышли?.. Вряд ли.

Впрочем, не только украинским производителям голограмм досталось от коммерческого директора De La Rue, а практически всем участникам тендера и конкурентам. И, думаю, они этого британцам не забудут...

Но вот что интересно, буквально в тот же день (надо же, какая неслыханная оперативность!) господин Билас, очевидно, проникшись просьбами De La Rue, уже официально обращается к главе Нацбанка Украины господину Стельмаху. И не просто просит, мол, уважаемый, вы внимательно присмотритесь именно к De La Rue, а прозрачно намекает на то, что «в случае предпочтения компании «Де Ла Рю Голографикс» в тендере, получения ею государственного заказа…». А также, мол, сообщите, господин глава НБУ, парламентскому комитету, возглавляемому И.Биласом, о принятом решении...

Возможно, И.Билас руководствовался наилучшими побуждениями, но чем вышеописанное отличается от стандартного лоббирования и протекционизма интересов конкретного иностранного производителя? А если отличается, то что же такое лоббирование?! И с чего бы это так уж понадобилось британской фирме получение украинского госзаказа?..

В качестве варианта, если не ответа на последний вопрос, предлагаю информацию агентства «Рейтер» (от 22 ноября 2000 года !): «Крупнейший в мире независимый производитель банкнот De La Rue сообщила о падении на 66% доходов до налогообложения в первой половине финансового года… De La Rue сообщает, что прибыль до уплаты налогов за предыдущие шесть месяцев, по состоянию на 30 сентября, снизилась на 27,7 млн. фунтов стерлингов (39,29 млн. долл.) по сравнению с 81,7 млн. фунтов стерлингов, которые компания получила год назад…» Котировки акций этой компании катастрофически упали, и она лихорадочно пытается избежать процедуры банкротства. А та самая De La Rue Holographics, коммерческий директор которой так растрогал депутата И.Биласа, по некоторым сведениям, вообще проходит процедуру ликвидации…

Нездоровая ситуация вокруг темы производства голографических защитных элементов подвигла президента Национальной академии наук Украины Бориса Патона обратиться к Президенту Леониду Кучме с посланием, в котором он выражает обеспокоенность НАН Украины негативными тенденциями, проявляющимися на рынке отечественного производства ГЗЭ. Академик Патон отмечает, что созданное в Украине специализированное предприятие «Голография» «оснащено самым современным оборудованием для изготовления ГЗЭ на уровне мировых стандартов и опирается на научный потенциал Национальной академии наук Украины. Предприятие «Голография» уже выполнило ряд заказов на разработку и изготовление ГЗЭ, зарегистрировав эти тиражи в Международной ассоциации производителей голограмм, как действительный член этой международной организации...

...Вызывает удивление отношение отдельных высоких должностных лиц, которые откровенно лоббируют имущественные интересы иностранных производителей ГЗЭ, и в частности интересы компании «Де Ла Рю Голографикс».

...Вопрос непосредственно касается национальных интересов Украины и требует вашего непосредственного вмешательства. Так как существует опасение, что эти процессы могут привести в дальнейшем к полной и безусловной зависимости Украины от зарубежного производителя рынка производства наукоемких элементов защиты документов и товаров».

Так считает Борис Патон, который активно поддержал соучредительство в специализированном предприятии «Голография» одного из институтов Национальной академии наук Украины, справедливо полагая, что основание отечественного производства ГЗЭ — шаг в будущее и безусловная возможность прикладного применения многолетних и успешных высокотехнологических разработок академической науки Украины. Вряд ли это предосудительно.

Вот так в Украине в последнее время «реализуется» государственная политика по созданию отечественного производства голографических защитных элементов — при активнейшем лоббировании интересов той же De La Rue. А между тем у этой британской компании дела весьма и весьма плохи, плохи настолько, что…

И вот с таким потенциальным партнером украинские чиновники ведут переговоры. Кстати, как сообщалось в упомянутой в начале материала информации из «Урядового кур’єра», в марте еще раз в Украину пожалует, как говорится, группа товарищей из той же De La Rue…