АЛЬТЕРНАТИВА?Оптовый рынок
Если быть объективным, то колхозные рынки в полном смысле этого понятия не были такими никогда. Ибо параллельно со сбытом продукции коллективных хозяйств на них вели торговлю госмагазины, приторговывали частники. Тот же торгующий конгломерат, который мы имеем здесь сегодня, свидетельствует о том, что статус колхозных рынки утратили окончательно. Потому что нынче тут хозяин...
А в самом деле, кто тут хозяин? «Челноки», наводнившие их территорию турецко-польско-иранским ширпотребом? Коммерческие структуры с ларьками парфюмерно-косметического и аудио-видеокассетного уклона? Коробейники, торгующие колбасно-рыбной, неизвестно как попавшей к ним, продукцией госпредприятий? Ответ вряд ли найдется. Ведь не случайно эти рынки получили в народе меткое название стихийных. И в смысле контингента продавцов, и в смысле того, чем они торгуют.
Так что же мы получили в их «лице» - зло или благо? Ответить на этот вопрос не столь просто, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, появление подобных рынков в определенной степени облегчило нынешнюю тяжелую жизнь значительной части населения: расширились покупательские возможности, смягчилась острота неудовлетворенного спроса и тяжесть ценового пресса. С другой - стихия есть стихия. Еще в прошлом веке В.Даль в своем толковом словаре определил ее как «неорганизованную, ничем не регулируемую и не руководимую силу, действующую в социальной среде». Говоря иначе, она опасна не только разрушительными последствиями, но и непредсказуемостью, не всегда имеющейся возможностью взять ее действие под контроль.
Да, нарушения были и есть и в госторговле. Но даже при особой ухищренности злоупотреблений их можно было отследить, принять упреждающие, карательные меры. На стихийном рынке все гораздо сложнее. Зная его «неруководимость», на нем позволяют себе делать то, на что в госторговле никогда бы не решились. Скажем, недавно Украинская ассоциация потребителей организовала выставку продуктов, употребление которых представляет угрозу здоровью и жизни людей. Среди производителей и поставщиков «экспонатов» - объединения «Киеврыба», «Закарпатсадвинпром». Обратите внимание: речь идет не о каких-то кустарных артелях. Это - солидные предприятия, с, так сказать, конкретными адресами. Что же тогда говорить о «художествах» бесчисленных «безымянных» «челноков» и коробейников?! Уверовав в свою безнаказанность, они сбывают нам продукты, сроки реализации которых давно минули, алкогольные и безалкогольные напитки, вызывающие отравление клиентов. Случаи же обвесов, обсчетов последних настолько участились, что их уже воспринимают как должное.
Казалось бы: коль с покупателями обходятся на стихийных рынках столь беспардонно, почему бы и им не повести себя адекватно? Хорошо, допустим они так и поступят, проигнорируют рынки. А где прикажете покупать продукты? В государственных магазинах? Но ведь каждому из нас прекрасно известно, что большинство из них сегодня представляет. И все это следствие того, что мы в очередном перестроечном раже забыли древнюю мудрость, гласящую: истина находится посередине. Вместо того чтобы, строя рынок, сберечь как противовес ему государственный сектор, поставили его в положение изгоя. Результат? Одного монополиста - госторговлю заменили другим - стихийным рынком.
Как же быть? Прибегнуть к типичному для нас методу - повести решительную борьбу на этот раз со стихийными рынками? Так и пытаются поступать. Сотрудники госоргана - устроителя упомянутой выставки провели в прошлом году десятки тысяч проверок, выявили сотни тысяч нарушений прав потребителей. Было запрещено к реализации несколько тысяч партий продуктов питания, а к административной ответственности привлечено нарушителей в 2,2 раза больше, чем в позапрошлом году.
Нисколько не отрицая необходимость борьбы со злоупотреблениями, не стоит уповать только на нее. Клин, как известно, вышибают клином. В данном случае он должен быть экономическим. Речь идет о том, чтобы разные формы торговли получили равные реальные права на существование.
Как же вернуть госмагазинам хотя бы то положение, которое они занимали в недалеком прошлом? Задача в нынешней ситуации нелегкая, но, тем не менее, посильная. Все их нынешние беды исходят из отсутствия оборотных средств. Только за последние четыре года они сократились с 55 до 15 процентов. Если крупные предприятия - универмаги, универсамы еще хоть как-то «крутятся», средним и маленьким магазинам не позавидуешь. Установить прямые связи с промышленностью для приобретения товаров им не под силу. Чтобы не закрыться, приходится сдавать в аренду торговые площади, перепрофилироваться. Положение усугубляется еще и тем, что многие из бывших оптовых баз превратились в склады для сохранения импортных товаров и тоже сдаются в субаренду...
Многие, но, к счастью, не все, что и вселяет надежду на улучшение ситуации. Убедительным доказательством этого служит деятельность оптового Левобережного рынка в Киеве, созданного известной в Украине фирмой «Эланда». Достаточно любому торговому предприятию побывать здесь, и оно может приобрести в любом количестве муку, сахар, мясо, рыбные изделия и консервы, масло животное и растительное. А еще разные консервации, кондитерские, алкогольные и табачные изделия, безалкогольные напитки. И конечно же, широкий ассортимент кофе и чая.
Пишу «конечно» потому, что именно последние виды продукции для фирмы традиционны. С них она собственно и начинала свою деятельность. Причем старт оказался очень нелегким. Во многих странах предприниматели своей репутацией очень дорожат. И не только производители, а и покупатели. Приобретать что подвернется они не станут. У многих сотрудников внешней торговли республик бывшего Союза был другой подход. Требовательностью они не отличались, в чем мы и могли убедиться по качеству импортной продукции на нашем столе. Этим и решили воспользоваться партнеры «Эланды», когда она обратилась к ним с предложением о сотрудничестве. Но, как говорится в таких случаях, «не на того напали». Проявив твердость и принципиальность, фирма отказалась от сомнительных сделок и заключила контракты с самыми известными производителями и поставщиками чая. Именно благодаря этому мы имеем сейчас возможность отведать напитки «Милфорд» знаменитой немецкой фирмы «ОТС». Привычными для наших покупателей стали чаи, экспортируемые «Эландой» из Индии, Китая, Кении, Судана, Египта, стран Европы и Латинской Америки.
Это свидетельствует, что опыт работы с потребителями фирмы солидный. Его-то и решила она распространить на торговлю другими продуктами, создав оптовый продовольственный рынок. Замысел осуществляется успешно. Тысяча квадратных метров площади оборудованы холодильными установками, созданы складские помещения. На очереди - сооружение мелкооптового рынка по европейским стандартам. Специалисты, ознакомившиеся с работой оптового продовольственного рынка, считают, что создание широкой сети подобных рынков сослужит хорошую службу в деле возрождения государственной торговли, которая станет серьезным конкурентом рынков стихийных.