UA / RU
Поддержать ZN.ua

Албания: ОТ АНАРХИИ — К РЕФОРМАМ

Лишь в конце 1990 года, когда крушение коммунистических режимов в Европе стало непреложным фактом, правившая на протяжении 45 лет страной Албанская партия труда (АПТ) провозгласила курс на рыночную экономику...

Автор: Нина Смирнова

Лишь в конце 1990 года, когда крушение коммунистических режимов в Европе стало непреложным фактом, правившая на протяжении 45 лет страной Албанская партия труда (АПТ) провозгласила курс на рыночную экономику. Она первой бросила призыв повернуться к Европе, когда ее главный оппонент - Демократическая партия Албании (ДПА) - только зарождалась. Десятый, и последний, съезд АПТ в июне 1991 года решительно дистанцировался от марксистско-ленинского прошлого, заявив о желании превратить АПТ в современную партию западноевропейского образца. На политической арене появилась социалистическая партия, созданная путем собственного переименования и исключения из своих рядов догматиков, принадлежащих к ближайшему кругу покойного диктатора Энвера Ходжи. Небольшая часть истинных коммунистов создала в ноябре 1991 года коммунистическую партию, но вскоре та прекратила свое существование, подпав под действие принятого парламентом закона о запрещении деятельности фашистских, коммунистических и других тоталитарных организаций.

За годами анархии, как называют в Албании период 1990 - 1992 годов, открылся этап ускоренного перехода к рыночной экономике и приватизации. Возглавила его победившая на выборах в марте 1992 года Демократическая партия. Народное собрание избрало президентом 47-летнего председателя ДПА врача-кардиолога Сали Беришу. Тогда же было сформировано, по сути дела, однопартийное правительство.

Приступая к реформам, Албания начинала с нуля. Для того чтобы привести в действие экономические рычаги, надо было создать тот фундамент, к которому эти механизмы можно было бы приспособить. Без помощи извне возрождение страны не представлялось возможным. Многомиллионные кредиты, полученные в последние два года коммунистического режима, бесследно исчезли. С 1993 года поток инвестиций несколько упорядочился благодаря особому статусу, который Албания получила от Международного валютного фонда и Всемирного банка. Значительные средства, превышающие ежегодный бюджет государства, поступали и от уехавших на заработки родственников и обширной албанской диаспоры.

Контроль за использованием кредитов дал первые результаты. По данным международных финансовых институтов, следящих за состоянием экономики Албании, в 1993 году был отмечен рост национального дохода в 9,6 процента, в 1994-м - в 9,3, в 1995-м - в 14. Уровень инфляции снизился до шести процентов в 1995 году. Под жестким контролем МВФ стабилизируется национальная валюта после либерализации цен в 1992 году.

К сожалению, медленно налаживается промышленное производство. Речь идет не о мелком и среднем бизнесе - он процветает, а о тех отраслях, которые принято относить к тяжелой индустрии. Когда страна открылась для иностранных инвесторов, они в первую очередь проявили интерес к нефти. В 1991-1992 годах Албания подписала контракты с компаниями «Шелл», «Оксидентал», «Шеврон», АДЖИП. В конце 1993 года национальное нефтяное агентство составило даже план капиталовложений в отрасль. Однако «акулы капитализма» отпали, сочтя разработку адриатического шельфа не очень доходным занятием. Государственная компания «Албпетроль» старается заинтересовать хорватов, французов и других предпринимателей.

По оценкам экспертов, в Албании успешно осуществляется сельскохозяйственная программа Европейского союза для Восточной Европы.

Село заметно богатеет. На просторах плодородной долины от Тираны до Адриатического побережья сооружаются добротные кирпичные дома и надворные постройки. На овощных базарчиках столицы - обилие даров природы из окрестных сел по сравнительно низким ценам. Страна кажется ожившей. Улицы Тираны заполнены личным транспортом. Знающие люди говорят, что Албания стала одним из самых дешевых автомобильных рынков, куда стекаются машины, угнанные из всех стран Европы.

Два года тому назад у края зеленого массива в центре города появилось одно из первых частных кафе под громким названием «Бар «Америка». Сейчас оно затерялось среди множества других кафе, пиццерий, ресторанчиков. По слухам, 90 процентов из них работают без лицензий, заплатив соответствующую мзду городским чиновникам. Коррупция проникла во все структуры государственного аппарата, и публикации в печати на эту тему стали обычным явлением...

И все же задача достижения среднеевропейского уровня жизни далека от реализации. Велика безработица, и молодежь, не находя применения своим силам и способностям, вынуждена уезжать на заработки за границу. Разрыв между нуворишами и неимущей частью населения велик, но ввиду общей слабости экономики эффективная социальная программа в настоящее время невозможна. Мешает и нерациональное использование интеллектуального потенциала албанского общества.

ДПА изначально постаралась поставить на ключевые места в государственном аппарате своих людей. Причем уровень профессионализма, необходимый для занятия того или иного поста, не всегда принимался во внимание. В итоге наверх попадал не лучший в деловом отношении человеческий материал. В новую «элиту» вливались и перебежчики из рядов старой номенклатуры. В кадровой политике и других сферах деятельности ДПА стала прибегать к методам тех, от кого она публично открещивается.

Албанские социалисты не зовут народ в «светлое прошлое». Не ходят с портретами Ходжи и Сталина, хотя последний среди ветеранов войны пользуется определенным авторитетом. Албанские социалисты поддерживают курс на развитие рыночной экономики и интеграцию в Европу, расходясь с ДПА в отношении приватизационных процессов и роли государства. Но сейчас они стали защитниками демократии от демократов. В оппозицию режиму ушли центристские, правые партии и просто независимо мыслящие люди.

Прикрываясь лозунгами недопущения возврата коммунистов, ДПА усиливает контроль над обществом, отстранив оппозицию от электронных средств массовой информации. Вырастает и роль силовых структур. Потерпев поражение в ходе референдума о конституции в ноябре 1994 года, партия власти отходит от провозглашенных ею же двумя годами раньше демократических принципов, от призыва к общенациональному согласию ради возрождения Албании. Как об уже сформировавшейся тенденции говорит британский профессор Джеймс Петтифер: «Нынешние парламентские выборы свидетельствуют о том, что Албания скатывается к однопартийной системе».

ТИРАНА