Двенадцать дней, проведенных Биллом Клинтоном в Африке, а это ровно втрое превышает срок пребывания на «черном» континенте всех его предшественников по Белому дому вместе взятых, не то чтобы потрясли, но, как минимум, поколебали представления инвесторов о перспективности капиталовложений в африканские экономики. Ушла в прошлое «холодная война». Ушел в прошлое колониализм. Уходит в прошлое апартеид. Однако остаются еще последствия всех этих «прелестей» африканской жизни.
Не случись азиатскому кризису, возможно, никто на Африку и сейчас бы еще не посмотрел, за исключением разве что всеядной «Coca Cola» и вездесущего «General Motors». Эти компании начали свое широко не афишируемое шествие по континенту достаточно давно, причем не в погоне за сиюминутной прибылью, а стремясь заложить фундамент своего светлого будущего. Еще в 1990 году Руби Хассан, одна из полунищих африканок, зарабатывала себе на жизнь жалкие копейки торговлей с лотка сладостями и напитками, охлажденными на льде, напротив одной из школ в Найроби. Затем представители компании «Coca Cola» сделали крупную инвестицию в мелкий семейный бизнес - приобрели для г-жи Хассан передвижной контейнер. Дела «совместного» предприятия круто пошли в гору, и компания решилась на дополнительные расходы по приобретению шикарного киоска с двухкамерным холодильником, прилавком и зонтиком. Универмаг и кафе г-жа Хассан приобретали уже на собственные деньги, причем после того, как обеспечила высшим образованием всех своих многочисленных детей. Теперь супруги Хассан обслуживают до 300 покупателей и продают по 20 ящиков продукции «Coca Cola» в день.
Тем не менее в масштабах всей Кении потребление «Coca Cola» остается ничтожным - всего 29 упаковок товара на душу населения в год. Правда, это чуть выше, чем в Эфиопии - 3 упаковки в год, но значительно ниже, чем 155 упаковок, приходящихся на усредненного жителя ЮАР и 370, потребляемых среднестатистическим американцем.
Тем временем «General Motors» достаточно успешно разворачивался на рынке Намибии. Филиал компании, предназначенный не только для дистрибьюции продукции «General Motors», но и для ее сервисного обслуживания, уже получил заказ на 823 автомобиля и ожидает здесь выручки до 30 миллионов долларов в год.
Вообще же 50% всех компаний с участием иностранных инвесторов, созданных на юге Африки за последние три года, обязаны своим происхождением американскому капиталу. За те же последние три года оборот торговли США с Африканским континентом возрос на 32,1%, обеспечив 32,4% всего увеличения торгового оборота Америки. Однако больше - это еще не значит много. Все вместе взятые африканские страны, расположенные южнее Сахары, обеспечивают всего лишь 1% всего американского экспорта и менее 2% американского импорта. Правда, при этом следует учесть сокращение торговых сношений Америки с Африкой после того, как в 80-х годах американский Конгресс ввел санкции, направленные против апартеида в африканских странах. Зато сейчас 296 американских компаний владеют в Южной Африке совокупным капиталом в 9,5 миллиарда долларов, и при их участии было создано более 86 тысяч рабочих мест - не только в сфере кока-колаизации страны, но и в области телекоммуникаций, информационных технологий, моторостроения и производства продуктов питания. И то ли еще будет, ибо Билл Клинтон не только отважно отправился «в Африку гулять», но и добился проведения через Палату общин закона о сокращении пошлин на африканский импорт.
Африканский континент с 600 миллионами населения, с 4% среднегодового прироста ВВП за последние три года действительно выглядит с инвестиционной точки зрения очень привлекательно. Особенно с учетом того факта, что более половины его населения моложе 20 лет. Так что инвестиции в Африку - это поистине инвестиции в будущее. Мир и стабильность постепенно воцаряются на «черном» континенте, обагренном кровью, пролитой за годы рабовладельчества, колониализма и апартеида. Правда, недавние конфликты в Сьерра-Лионе, Судане и Ливии, действия военной хунты в Нигерии и относительная нестабильность в Кении, Конго и Заире заметно сдерживают инвесторов. Тем более,что то поколение, которое привело к победе независимости весь Африканский континент, «воспринимает капитализм как часть своего колониального прошлого, - предостерегает Дэвид Миллер, бывший посол США в Зимбабве и Танзании, а ныне исполнительный директор Corporative Council по делам Африки. - Правда, молодое поколение африканцев воспринимает капиталистический рынок как инструмент, которым они и сами смогут воспользоваться».
И все же прошлое все еще затмевает светлое будущее «черного» континента. Низкий уровень образования рабочей силы, пусть даже и самой дешевой в мире, практически отсутствующее здравоохранение, налогообложение и законотворчество, призванное скорее отпугивать зарубежного инвестора, чем привлекать, неразвитость финансового сектора и всеразъедающая коррупция - с подобными трудностями инвесторам приходится сталкиваться практически на каждом из развивающихся рынков. Но вот отсутствие воды и электроснабжение относится к чисто африканским «удовольствиям». К тому же над всем континентом нависла 200-миллиардная внешняя задолженность, которая истощает и без того скудные материальные ресурсы. В Африке каждый пятый ребенок умирает, не дожив до пяти лет, и каждый второй из выживших не может позволить себе роскошь посещать школу. Тем не менее африканские правительства тратят в четыре раза больше денег на обслуживание внешнего долга, чем на здравоохранение и образование вместе взятые.
В Уганде подобная арифметика выглядит следующим образом: годовой бюджет страны составляет 1 миллиард долларов в год, 46% этой суммы уходит на обслуживание внешней задолженности и еще 20% - на содержание вооруженных сил, способных противостоять военным конфликтам с повстанцами на севере и западе страны. Вот и получается, что страна, владеющая плодородной, напоенной влагой землей, является одной из самых беднейших на земном шаре: средний доход на душу населения здесь составляет 260 долларов в год. И это при том, что за последние 12 лет средний темп прироста ВВП составлял 6,7% в год.
Именно высокие темпы экономического роста и заставляют инвесторов рисковать. До сих пор этот риск с лихвой оправдывал себя. В среднем доход с инвестиций в страны Южной Африки за 1996 год составил 31%. Тогда как в Латинской Америке этот показатель был равен 12%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 13% и на Среднем Востоке - 17%.