Говорить о том, что процесс реформирования собственности в стране вышел на финишную прямую, пока преждевременно. Однако волна приватизации и связанное с ней вторичное перераспределение прав собственности на еще не сформированном украинском фондовом рынке дают о себе знать все ощутимее. И потенциально располагают к довольно громким скандалам. В основе их - нарушения прав новоявленных акционеров. Рассудить же, насколько эти претензии обоснованны, зачастую попросту невозможно: слишком уж скудной законодательной базой располагает реализация идеи народного капитализма. Стихийность продолжает оставаться отличительной чертой отечественного рынка ценных бумаг, уже затрагивающего интересы около 30 миллионов украинских акционеров.
Нормативные документы, регламентирующие систему отношений в сфере частной собственности, пока остаются вопросами на перспективу. А президентский указ о ведении реестров именных ценных бумаг вступит в силу в полном объеме с 17 октября нынешнего года. К этому сроку все акционерные общества должны решить проблему ведения реестров. АО, имеющие до 500 акционеров, могут вести их самостоятельно на основании разрешения комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, доказав при этом наличие необходимого количества специалистов и процедуру, гарантирующую соблюдение прав собственности и закрытость информации по инвесторам. Те же АО, у которых более 500 акционеров, обязаны передать ведение реестров независимым регистраторам. Невыполнение этих требований влечет за собой изъятие доходов в пользу государства (как незаконно полученных), прекращение ведения реестра и штраф на должностное лицо в размере до 1000 необлагаемых минимумов.
Институт регистраторов в стране пока в стадии становления. К трем существующим центрам подготовки специалистов в Киеве, Харькове и Крыму недавно добавился еще один на базе Запорожского университета. Однако разрешением на право ведения реестров акционеров еще не располагает ни одна структура. Правда, это не означает, что подобной деятельностью никто не занят. Она, в частности, характерна бывшим доверительным обществам, пытающимся переориентироваться в работе. Это лишь теоретически регистраторство не является высокодоходным занятием, на практике же стихийно установившиеся расценки (от 3 до 12 долларов за каждого акционера в реестре) дают неплохую прибыль.
- Столь крутые расценки могут пустить по миру очень многие акционерные общества, - считает председатель территориального отделения Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Вячеслав Власов. - Мы обращались в Министерство юстиции с предложением ввести государственные тарифы на этот вид деятельности, но получили отказ. Остается надеяться, что эта норма будет закреплена в законе. Сейчас в области насчитывается свыше тысячи акционерных обществ, деятельность которых напрямую затрагивает интересы десятков тысяч человек. И в связи с этим вызывает беспокойство ход процесса передачи прав собственности, их учета и управления. К сожалению, уже просматриваются тенденции некоторых предприятий создать «карманных» регистраторов или же доверить ведение реестра первой попавшейся структуре. А ведь не исключено, что некоторые из них вовсе не помышляют работать на фондовом рынке всерьез, ориентируясь на то, чтобы поскорее сорвать куш и исчезнуть.
Следует признать, что «трастовый синдром» не прошел для властей даром, отбив желание вторично наступать на те же грабли. Однако на запретные меры, похоже, ставка не делается - право на получение разрешения регистратора имеет любая фирма, представившая необходимые документы и располагающая программным продуктом, гарантирующим закрытость информации. Деятельность ее не предполагает территориальных ограничений. По мнению В.Власова, это таит в себе немалую проблему в деле защиты прав акционеров. Достаточно вспомнить те же пресловутые трасты: располагая разветвленной сетью филиалов, они по сути и могли действовать абсолютно бесконтрольно. Подобной возможности не лишены регистраторы. Хотя их филиалы и обязаны получить отдельное разрешение, но это не требуется для так называемых отдаленных рабочих мест, которые обеспечат уход реестров за пределы региона, избавляя от контроля за процессом ведения.
В связи с этим в Запорожье проявляется интерес к созданию центра ценных бумаг, который, судя по проекту структуры, намерен выступить единым областным регистратором в рамках создаваемой торговой системы. Не ясно, правда, что же в действительности сможет эффективнее защитить права акционеров - конкуренция или монополизм?