UA / RU
Поддержать ZN.ua

100-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ БОЛЬШОЙ УКРАИНСКОЙ ТРУБЫ

Кроме того, что Харцызский трубный завод 18 июля отмечает свое 100-летие и что само по себе является ф...

Автор: Сергей Кораблев

Кроме того, что Харцызский трубный завод 18 июля отмечает свое 100-летие и что само по себе является фактом, достойным внимания, интерес к этому предприятию объясняется и тем, что оно в полном объеме испытало выяснение отношений на «газовом фронте» как внутри Украины, так и за ее пределами...

В 1898 году в 4,5 км от станции Харцызская, в юго-западной части поселка, Бельгийским анонимным обществом началось строительство котельно-мостового (механического) завода по производству металлоконструкций для железнодорожных и речных мостов, стропил, чугунного литья, дробилок и вагонеток для шахт. В 1913 году был построен первый в России трубный цех для изготовления труб 16-18 дюймов. В цехе было установлено три трубных молотковых стана «Дикке» для газово-кузнечной сварки труб внакладку длиной до 6 метров. После ввода в строй нового цеха завод чаще всего именовался трубным. В 1920 году завод получил название Харцызский трубный завод Макеевского металлургического комбината треста «Югосталь».

В 1930 году вводится в действие простаивавший 16 лет на консервации трубный цех. До 1937-го

завод был единственным в стране производителем труб большого диаметра. В 1939 году Харцизский трубный завод выделен в самостоятельное предприятие. Во время второй мировой войны завод был разрушен на 80%.

В августе 1945 года стала в строй первая очередь трубосварочного цеха - единственный тогда в стране цех по производству труб большого диаметра, от 950 до 1220 мм. Завод поставлял трубы для Московского и Сталинградского водопроводов, нефтяникам Баку и т.п.

Под руководством и при непосредственном участии академика Е.Патона ученые в содружестве с работниками завода создали на ХТЗ опытно-промышленную установку автоматической электросварки труб. В 1949 году было решено перевести производство труб полностью на электросварку.

В 1964 году коллектив завода за 2,5 месяца спроектировал, изготовил и ввел в действие технологическую линию по производству труб диаметром 1020 мм, которые применялись при строительстве газопровода «Дружба».

В 1974 году на ХТЗ был введен в эксплуатацию комплекс трубоэлектросварочного цеха №2 по производству газонефтепроводных труб диаметром 1020 и 1420 мм, использовавшиеся при строительстве газопровода «Уренгой - Ужгород». С 1983 года для повышения надежности газонефтепроводов на трубы диаметром 1220 и 1420 мм наносится антикоррозионное покрытие. До настоящего времени Харцызский трубный остается единственным в странах СНГ заводом, выпускающим такую продукцию.

Производственная мощность основных цехов завода - 1750 тыс. тонн в год труб большого диаметра. В 1993 году продукция завода сертифицирована по международному стандарту API Sрec 5 L Американским нефтяным институтом.

В настоящее время АО ХТЗ производит и поставляет электросварные трубы для магистральных водо-, газо- и нефтепроводов диаметром от 478 мм до 1420 мм с антикоррозионным полиэтиленовым покрытием, водопроводные и газопроводные трубы диаметром от 32 мм до 89 мм, стальные электросварочные автомобильные и бытовые баллоны для сжиженных нефтяных газов.

Основные показатели работы

Харцызского трубного завода

Объем продаж в 1997 году - 330667 тыс. грн. (в 1996 - 268363 тыс. грн.);

экспорт в 1997 году составил 20621 тыс. долл.;

балансовая прибыль в 1997 году составила 39622 тыс. грн. (в 1996-47938 тыс. грн.);

износ основных фондов - 49,33%.

Объем продаж за первый квартал 1998 года - 43408 тыс. грн.;

финансовый результат деятельности за первый квартал 1998 года - 1064 тыс. грн.;

дебиторская задолженность на 1.04.98 г. - 92525 тыс. грн.;

кредиторская - 154600 тыс. грн.

- Своей высшей точки развития ХТЗ достиг в 1988 году, когда было произведено около 2,2 млн. тонн труб, - рассказывает председатель правления - президент АО «Харцызский трубный завод» Федор Дерментли. - После чего наступил спад производства, который продолжался до апреля 1996 года. С апреля до ноября 1997 года объемы выпуска продукции стали увеличиваться, но эта тенденция была недолгой. По итогам первого квартала текущего года спад объемов производства на заводе ХТЗ составил 50%. Последние два месяца не изменили ситуацию к лучшему, поскольку с 5 мая российский «Газпром» прекратил прием труб диаметром 1420 мм с трехслойным антикоррозионным покрытием (так называемого северного исполнения) производства Харцызского трубного завода...

- За что на вас «обиделся» «Газпром»?

- Раньше при РАО «Газпром» находилась ведомственная лаборатория «Трубнадзор», контролировавшая строительство газопроводов и соответствие труб техническим требованиям. Последние три года эти функции возложены на Госгортехнадзор, который выдал свои лицензии некоторым институтам, получившим право согласовывать технические условия на поставки, предлагать материалы для покрытия труб и т.д. Московский ВНИИГАЗа порекомендовал нам антикоррозионный материал из нескольких составляющих, который был нанесен на трубы, и они были отправлены в Россию, где лежат и поныне, не имея никаких дефектов. Но есть отдельные экземпляры, где покрытие отслоилось и растрескалось на концах труб. Российская сторона дала нам срок разобраться, почему это произошло, а на это время приостановила прием продукции. Наша позиция заключается в том, что ХТЗ работал на том материале, который ему порекомендовали российские специалисты. Ведь в СНГ антикоррозионные материалы никто не производит и они всегда импортировались из-за рубежа. В настоящее время руководство завода строит свою политику таким образом, чтобы работать с одним поставщиком покрытия. Провели испытания продукции семи фирм, и пока предпочтение отдается покрытию японской фирмы «УБЭ Индастриз».

- У вас есть на руках документально оформленная претензия «Газпрома» к качеству вашей продукции?

- Нет, как нет и официального запрета на поставку нашей продукции.

- Соответствует ли действительности информация о том, что специалисты завода испытывали трудности с проверкой дефектных труб?

- Нет, как только стало известно о происшедшем, наши представители выезжали на места, где получали исчерпывающую информацию. В результате проделанной ими работы составлена программа и регламент разбраковки, ремонта и испытания труб.

Здесь необходимо пояснить: Харцизский трубный завод не является поставщиком труб. Мы - изготовители. Наша продукция передается «Индустриальному союзу Донбасса» (ИСД), который поставляет на ХТЗ давальческий металл. ИСД передает трубы ЕЭСУ, которая передает их снабженческой организации «Газпрома», а та уже распределяет трубы по объектам. Никаких юридических связей с РАО «Газпром» у ХТЗ нет. Но мы понимаем, что это - наша продукция и в наших же интересах продолжать работу с «Газпромом».

- Можно ли говорить о том, что этот «разбор полетов» связан с тем, что внутри самого «Газпрома» произошло разделение на тех, кто считал, что надо продолжать использовать вашу продукцию, и тех, кто предлагал отдать предпочтение трубам германской фирмы Mannesmann?

- Нет, я не думаю, что в этом причина. И раньше «Газпром» закупал продукцию у немецких и японских фирм. Но у наших труб, кроме их высокого качества, есть одно преимущество - они дешевле процентов на 30.

- Ориентация на российский рынок наверняка имеет и отрицательную сторону. Особенно когда иностранные инвесторы спрашивают, что будет делать руководство завода, если «Газпром» откажется от вашей продукции? Спрашивают, подразумевая, что при такой «однобокой» ориентации инвестиций ХТЗ не видать.

- Пока к портфельным инвесторам я отношусь с недоверием, потому что, кроме спекуляций с акциями, у них интереса к нам нет. На какие инвестиции может надеяться предприятие, 77% акций которого находятся в собственности государства? Между тем, государство, владея таким пакетом, не предпринимает со своей стороны никаких шагов для развития завода.

- Как вы относитесь к возможности возбуждения антидемпингового процесса в отношении украинских производителей бесшовных труб?

- А это все потому, что предприятия, испытывая нехватку «живых» денег, вынуждены продавать продукцию за рубеж по заниженной цене. Но эти деньги позволяют удерживать их на плаву. Я скажу больше: если бы у меня, как директора, появился случай продать трубу по более низкой цене, я бы ее продал, потому что людям надо платить заработную плату.

- Сейчас на заводе работает свыше 9 тысяч человек. Вы уже думали о том, как с ними быть в том случае, если производственная и финансовая ситуация будут ухудшаться?

- К этому вопросу нельзя относиться легкомысленно. Харцызск - маленький город, где нет свободных рабочих мест. Руководство завода ставит перед собой задачу добиваться заказов и обеспечивать трудящихся работой.

- А если в России все же построят завод, аналогичный ХТЗ?

- Сборы на постройку завода в Челябинске затянулись на девять лет и по-прежнему продолжаются. Все упирается в деньги, которых, поверьте мне, надо очень много. На СП «Ижорский трубный завод» есть стан, который может катать один лист и выпускать трубу 1420 мм при ширине листа 5 м. Для сравнения: мы не можем везти такой лист на ХТЗ с мариупольских меткомбинатов, так как габарит железнодорожного вагона - 3 м, и по этой причине нашу трубу приходится делать из двух листов. Но «Ижорскому трубному заводу» предстоит решить задачу, где брать сляб? Сегодня трубную сталь северного исполнения выпускают «Азовсталь» и комбинат им. Ильича. Выпускали ее раньше и на Новолипецком меткомбинате, но все равно известь возили с Донбасса.

- Раз уже зашел разговор о строительстве, то расскажите, какие шаги принимает администрация завода по реконструкции предприятия? Ведь одному вашему цеху - пятьдесят лет (если считать с момента восстановления после войны), второму - двадцать пять...

- Реконструирован трубоэлектросварочный цех №1, с которого и начинался завод. Три года назад он вообще не выпускал газопроводных труб, но после реконструкции (силами завода) освоили выпуск этой продукции. Результат проделанной работы очевиден - в 1996 году ХТЗ выиграл международный тендер на поставку труб для строительства нефтепровода Одесса - Броды.

Кроме того, в начале 1997 года был проведен международный тендер на поставку оборудования для организации производства труб в цехе №2. Победителем вышел Новокраматорский машиностроительный завод. Планируется, что новое производство вступит в строй в начале 1999-го.

- Насколько я понял из ваших слов, реконструкция на заводе проводится только за счет внутренних резервов предприятия?..

- Нам предложили разработать инвестиционный проект под пакет акций завода в размере 26% уставного фонда и под него получить инвестиции. Был разработан бизнес-план реконструкции цеха №2 стоимостью 18 млн. долл. В мае минувшего года днепропетровская промышленно-финансовая корпорация «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ) выиграла некоммерческий конкурс. Но в июле месяце Фонд имущества Украины своим приказом отменил решение конкурсной комиссии, и разбирательство, кто прав, а кто - виноват, не закончилось до сих пор.

Я знаю только то, что на заводе инвестиций по-прежнему нет. Чтобы как-то найти выход из сложившегося положения, совместно с руководством ИСД было принято решение, что «Индустриальный союз Донбасса» закупает оборудование на сумму 8,5 млн. долл. и передает нам в аренду. Но ведь необходимо еще 9 млн. долл. Эти деньги ищем сами.

- Можно ли предположить, что отказ от результатов конкурса последовал по причине того, что П.Лазаренко на тот момент уже не был премьер-министром, а конкурс выиграла корпорация ЕЭСУ?

- Не могу утверждать, что причина в этом. Это - дело Фонда госимущества Украины.

- А как выражалась официальная точка зрения ФГИ?

- Официально это звучит таким образом, что в торгах принял участие один участник. Комментировать данную формулировку у меня нет никакого желания. Дело в том, что второй участник конкурса - ООО «Инвестиционная компания «ОЛИнвест» через пять дней после окончания конкурса направило в Фонд письмо с просьбой снять свою заявку «в связи с невозможностью получить гарантии платежеспособности в установленные конкурсом сроки». Так ЕЭСУ и стала победителем.

- Очень многие крупные промышленные предприятия Украины имеют свои представительства за рубежом, которые помогают им реализовывать собственную продукцию. Есть ли подобные представительства у ХТЗ?

- У нас есть представительства в Москве и Киеве, но, конечно, этого уже мало… Будем работать самостоятельно или в партнерстве с теми родственными предприятиями, которые уже имеют представительства.

- Рассматривалась ли возможность участия ХТЗ в международных проектах строительства газонефтепроводов?

- Конечно, мы не можем не обращать внимание на такие крупные проекты, как, например, проект АМОК, которая занимается азербайджанской нефтью. Здесь не обойтись без прокладки нефтепроводов и трубопроводов больших диаметров, и мы должны быть готовыми к поставке таких труб.

Кроме этого, Турция намерена построить газопровод со стороны иранской границы, так как эта часть Турции не газифицирована. Газ по трубопроводу от иранской границы будет транспортироваться до Урзурума, а оттуда четыре ветки будут проложены до Анкары. При строительстве используются трубы диаметром 1220 мм и 1020 мм. Но одним из условий участия в строительстве газопровода является то, что фирма, участвующая в тендере, должна гарантировать, что 80% работы профинансирует собственными деньгами. А после того, как газопровод будет построен, от его эксплуатации она будет иметь проценты.

Несмотря на такие условия, мы изучили все требования, предъявляемые к трубам. Они намного жестче, чем международный стандарт API. Нормативно-техническая документация нашей продукции уже отправлена турецкой стороне. Кроме этого, проводится работа, смысл которой в том, чтобы заключить контракт на поставку труб с победителем тендера. В принципе, разговор может идти о 500 тысячах тонн труб.

- Есть ли план развития Харцизского трубного завода, если не на следующие 100 лет, то хотя бы на ближайшие годы?

- Главная задача - выдержать конкуренцию, чтобы наша продукция отвечала требованиям рынка. Плюс подготовка специалистов, которые могли бы решать соответствующие задачи. В этом случае будет завершена работа по подготовке производства труб из марок стали с высокими прочностными характеристиками, с нанесением трехслойного наружного полипропиленового и внутреннего покрытия и запущена линия по производству труб диаметром 914-1067 мм.