Существует множество вариантов эскалации, на которые Владимир Путин так и не отважился: от оружия, которое он так и не применил, до целей, по которым так и не ударил. Потому что он хочет выжить и проложить путь к чему-то, что позволит закрепить власть в его руках.
Он хочет избежать любой войны с НАТО – обычной или ядерной. И это то, что может превратить вероятную победу в гарантированное поражение. Об этом в статье для Wall Street Journal пишет обозреватель и писатель Холмен Дженкинс. Путин принес тысячи солдат в жертву оружия, которое НАТО передал Украине, ни разу не ударив по линиям снабжения или личному составу альянса. В 2014 году, после начала войны против Украины, российские шпионы взорвали склад с боеприпасами в Чехии. Но сейчас подобных случаев не было.
По мнению автора, это доказывает, что разные предложения об использовании военных кораблей НАТО для разблокирования экспорта зерна из Украины на самом деле не несут никаких рисков. Можно почти наверняка сказать, что Путин смирится. Он сделает вид, что ничего не происходит, равно как и после объявления Швеции и Финляндии о намерении вступить в НАТО. В случаях, когда Путин ничего не может сделать с вызовом или провалом, он делает вид, что его не существует.
Поэтому проблема воплощения такого проекта в другом, в частности в согласии Турции, а также готовности достаточного количества стран НАТО принять участие в разблокировании Одессы, чтобы это доказало коллективную решимость альянса. Довоенная вялость союзников до сих пор не развеяна. Автор убежден, что разблокировка экспорта украинского зерна не сильно повлияет на стоимость продовольствия. На Украину и Россию приходится треть экспорта пшеницы. Но этот экспорт составляет всего 7% от всего, что в мире производится. К тому же Россия ворует и экспортирует украинское зерно.
20 миллионов тонн украинской пшеницы, о которых говорят в Вашингтоне, – это 2,5% мирового производства. Дженкинс уверен, что проблемы бедных стран возникли главным образом из-за последствий карантинов в связи с COVID-19 и западных фискальных и монетарных маневров. Локальные цены на продовольствие пострадали от двойного удара инфляции и укрепления доллара.
«Что разблокирование Одессы действительно может разоблачить, так это то, что почти любое сильное вмешательство НАТО заставит Путина рассудительно отступить. При этом пропаганда будет убеждать его народ, что все результаты - это свидетельство его воли и силы. Это лучшая причина шагнуть вперед и не распространять неправильный панический сигнал о поставках зерна», - пишет автор.
По его мнению, Западу по силам изолировать Россию. И с каждым днем эта задача становится все легче. Цена приспособления будет безвозвратной, но мир продолжит жить дальше. Экономики стран НАТО в 25 раз больше, чем российская. Для них механизм ценообразования – это союзник. Ценовые сигналы на энергетических рынках изменяют направление потребления и потока инвестиций. На рынке сырья они скажут фермерам, что пора обрабатывать больше земли и изменить набор культур, который они выращивают. Потребители сырья поймут, что нужно инвестировать в эффективность и заменители. Правительства и неправительственные гуманитарные организации, в свою очередь, увидят, где нужна помощь. Эта адаптация волей-неволей происходит и ей могут помочь изменения в политике по стандартам для возобновляемых видов топлива, регуляции использования земли, экологической инспекции и рыночного распределения воды. Следует избежать глупых жестов наподобие накопления зерна путем введения запрета на его экспорт (Индия уже это делает).
Давление на экономику и внутреннюю политику России, а также на ее внутренний мир придется строить долго. Но он будет грозным. Путин не осознает эту очевидную реальность. Он знает, что потрясения в экономике Запада из-за санкций против России – это исчерпывающийся актив для него. Адаптация уже происходит. Довольно скоро появятся заинтересованные стороны, которые будут извлекать выгоду от изгнания России. Общество смирится и привыкнет к неудобствам. Через год или два сама идея возвращения российских энергоносителей, зерна или минералов на мировой рынок будет считаться скорее вредной, чем наоборот. Ресурс России, который оставался не использованным последние два десятилетия, - это высокая способность Путина отступать. Когда война с Украиной началась не так, как он планировал, он сузил свои амбиции, сосредоточившись на Донбассе. Он надеется, что там он сможет объявить победу, а также перемирие в любой момент, когда волна войны развернется против него.
Конечно, препятствием остается молчаливая уверенность некоторых чиновников на Западе, что война уже закончилась, хотя стрельба продолжается. Решение уже не за горами не зависимо от того, пойдет ли Украина в контрнаступление осенью. Кое-кто готов молча согласиться на незаконную путинскую оккупацию востока Украины. И, возможно, это самая большая причина, почему члены западного альянса не спешат нанести Путину новое поражение, разблокировав экспорт зерна через Одессу.
Напомним, РФ блокирует вывоз из украинских портов зерна и между тем сама разворовывает элеваторы на оккупированных территориях.
Под давлением мирового общества по разблокированию морских путей из нашей страны стало известно, что Анкара и Москва достигли предварительной договоренности о поставках украинской сельскохозяйственной продукции через Черное море. При этом с Киевом эти государства вопроса не согласовывали, а непосредственно Турция является одной из стран, которая покупает зерно, украденное россиянами в Украине.
Впоследствии представитель МИД Украины Олег Николенко предупредил, что России нельзя верить, когда она убеждает, что даст "гарантии безопасности" судам, которые будут входить в украинские порты, чтобы забрать зерно.