Стратеги Пентагона всегда делили мир на Восток и Запад. Соответственно, региональные американские силы находились под управлением Европейского или Индо-Тихоокеанского командования. Но глядя на объятия Си Цзиньпина и Владимира Путина на этой неделе, можно задуматься, не стоит ли уже создать единое «Евразийское командование» для противостояния интегрированной угрозе.
Сильный Китай укрепляет слабую Россию. Такой заголовок по-настоящему описывает показательные встречи лидеров двух стран в Москве, - пишет в статье для Washington Post американский журналист и писатель Дэвид Игнатиус. Китай не дает оружие (пока). Но Си Цзиньпин точно обеспечивает моральную и психологическую поддержку, словно навещая больного родственника. Пресс-секретарь Белого дома Джон Кирби правильно назвал Путина "младшим партнером".
«Парадокс войны в Украине в том, что попытка Путина добиться большей власти в Европе сделала его слабее. Эта ослабевшая Россия будет под все большим китайским влиянием, разве что будет маловероятный поворот после войны в Украине и лояльный к Западу лидер заменит Путина. Возможно, это самая большая причина братского визита Си Цзиньпина. Он укрепляет фланг против Америки и Запада», – предполагает автор.
Китайское доминирование над слабой Россией будет иметь много разных форм в ближайшие годы. Россия потеряла энергетические рынки в Европе из-за безрассудного вторжения. Поэтому она будет еще больше зависеть от спроса в Китае и других азиатских странах. Китайское экономическое влияние в Центральной Азии и на дальнем востоке России увеличивается каждый год. Его возможности в космосе, киберпространстве, робототехнике и разработке искусственного интеллекта будут все больше затмевать российские.
Стратегия Си Цзиньпина по спасению России, похоже, основана на мирном плане, который остановит кровотечение в Украине. Из того, что известно, можно сказать, что китайский лидер предлагает соглашение о прекращении огня, чтобы заморозить российские завоевания. Украина и США не согласятся на это. Еще несколько дней никто не будет знать, откроет ли дальнейший разговор Си Цзиньпина с президентом Владимиром Зеленским путь к реальному процессу переговоров. Сейчас это кажется маловероятным. Но так можно было сказать и о соглашении между Ираном и Саудовской Аравией, которое Си Цзиньпин помог заключить в этом месяце.
Притворяясь миротворцем, лидер Китая может занять лучшую позицию, чтобы воплотить другие более жесткие меры по спасению, если Украина откажется от перемирия. Он может предложить России боеприпасы, утверждая, что только уравновешивает силы на поле боя. Он может мобилизовать страны Глобального Юга, такие как Индия, ЮАР и Бразилия, чтобы оказать давление на Украину и заставить ее прекратить борьбу. Си Цзиньпин хочет сохранить преимущество, ссылаясь на святость устава ООН, даже когда говорит о поддержке российского лидера, нарушившего нормы этого документа. Игнатиус называет это «безсовестной, но умной дипломатией».
Роль Си Цзиньпина как лидера Евразийского блока – это дилемма для стратегов США. На протяжении многих поколений отделение Китая от России было центральной целью американской внешней политики. Это было главной причиной исторического визита президента Ричарда Никсона и его советника по национальной безопасности Генри Киссинджера в КНР в 1972 году. Администрация Джо Байдена надеялась, что может использовать ту же стратегию, но в обратном порядке. Саммит в Женеве в июне 2021 года должен был улучшить отношения с Москвой, чтобы можно было сосредоточиться на китайском вызове. Мягко говоря, все произошло не так, как ожидал Белый дом.
Теперь Си Цзиньпин играет на горьком противостоянии США и России, помогая Путину, но также держа дистанцию от него. Лидер Китая также использовал свои тесные отношения с Ираном, чтобы добиться дипломатического прорыва между Эр-Риядом и Тегераном, чего США не могли достичь.
Несмотря на то, что Путин на этой неделе «сиял, отражая свет от Си Цзиньпина», визит лидера Китая стал напоминанием о том, насколько изолированным стал российский президент. Байден принимает иностранных лидеров в Белом доме каждую неделю. Когда последний раз кто-то видел визит иностранного лидера в Кремль? Александр Лукашенко не считается. Решение Си Цзиньпина навестить своего «дорогого друга» Путина даст психологическую поддержку и поможет его популярности внутри страны. Но если не считать Китай и ряд других стран, Россия стоит сама.
«Если нужна еще одна причина, почему важно, чтобы Украина победила Россию, посмотрите фото из Москвы. «Президент Евразии» – боюсь, это и есть невидимая подпись к фотографиям Си Цзиньпина на фоне золотых дверей и красных ковров Кремля. Страшна сама мысль, что большая часть мира подчинена Китаю, так решительно выступающему против свободы и демократии. Если этот союз будет успешным, мы будем жить в более мрачном мире», – пишет Игнатиус.
Международный уголовный суд обвинил Путина в военных преступлениях на прошлой неделе. Си Цзиньпин – его единственный могущественный друг. Разобраться с каждым из них отдельно – уже не просто. Будет еще хуже, если они действительно станут партнерами в Евразии, разделяя власть под китайским флагом.