В последнее десятилетие Владимир Путин обрел друзей и поклонников во всем мире как воплощение сильного лидера, готового устраивать военные интервенции на Ближнем Востоке и в Африке для восстановления роли России как мирового государства и продвижения себя как авторитарной альтернативы США и Западу.
Мятеж «Вагнера» на выходных и его хаотические последствия поставили под угрозу этот имидж, пошатнув многие представления об авторитарных полномочиях Путина, стабильности России и вероятном ходе войны в Украине, - пишет Washington Post.
Аналитики предупреждают, что события еще продолжают разворачиваться, поэтому слишком рано говорить о том, как сильно Путин был ослаблен. Группа «Вагнера» может быть ликвидирована, а ее находящегося в изгнании в Беларуси лидера Евгения Пригожина могут арестовать или убить. Путин еще может начать против всех своих критиков широкие репрессии, которые дадут ему еще больший контроль над ситуацией, чем раньше.
«Но пока неспособность российского лидера занять жесткую позицию по отношению к наемникам или наказать причастных к мятежу подрывает взращённый образ, согласно которому он всегда контролирует события», - говорится в статье.
Внешнеполитический аналитик и глава центра Silverado Policy Accelerator Дмитрий Альперович подчеркивает, что это тот образ, который Кремль проектирует на мир и на Россию.
«Это шокирует диктаторов, потому что это не то, как они подавляют мятежи. Многие из сторонников Путина растеряны и ставят под сомнение его способность быть сильным лидером и жестким авторитарным диктатором, которым он себя выставляет», – объяснил эксперт.
Несмотря на усилия США, нацеленные собрать международную поддержку для Украины в борьбе с российским вторжением, большинство стран, особенно на глобальном Юге, воздержались от шагов против России, исповедуя нейтралитет и пытаясь сбалансировать отношения между Москвой и Вашингтоном.
Но Путин теперь кажется более изолированным, чем до мятежа. За прошедшие после бунта «Вагнера» дни, всего 8 мировых лидеров разговаривали с ним по телефону, в том числе лидеры Турции, Ирана и Катара, Саудовской Аравии, Бахрейна и трех соседних стран Центральной Азии. Глава МИД РФ Сергей Лавров заверил, что «многие» тоже позвонили по телефону, но попросили не разглашать информацию об их звонках.
Среди тех, кто не звонил Путину в последние дни, выделяется Си Цзиньпин, однажды назвавший Путина своим «лучшим и самым близким другом». Китайский лидер считается самым мощным и важнейшим союзником России. Единственный комментарий Министерства иностранных дел Китая о том, что восстание было «внутренним делом», необычно ставит Пекин в один ряд с Вашингтоном и другими западными столицами, использовавшими аналогичную риторику. На это указал бывший аналитик ЦРУ Джон Калвер, который специализировался на вопросах, связанных с Китаем.
По его словам, Пекин слишком зациклен на враждебных отношениях с США, чтобы отказаться от России. Страна играет немаловажную роль в усилиях Си Цзиньпина, направленных на продвижение авторитарной альтернативы глобальному влиянию Америки. Но Пекин, вероятно, был расстроен осознанием того, что путинская Россия оказалась более нестабильной, чем считалось, и что власть Путина может оказаться шаткой.
«Ставка на Путина, которого Си Цзиньпин называл своим лучшим другом, оказалась не слишком удачной. Китайцы видели в нем своего единственного реального партнера в этом соревновании с США», – сказал Калвер.
Потрясение в России вряд ли приведет к немедленным изменениям в политике большинства стран мира, отказавшихся присоединиться к западному альянсу поддержки Украины, - считает бывшая американская дипломат Элизабет Шакелфорд. Но, по ее мнению, Китай и страны Африки теперь могут начать более решительно настаивать на приемлемом для Украины и ее союзниках переговорном решении по завершению войны.
Присутствие наемников «Вагнера» в нескольких африканских странах ставит Африку в центр разворачивающегося в России конфликта. Кроме того, африканцы непропорционально пострадали от продовольственной и топливной инфляции, вызванной российской войной против Украины. Первым тестом на то, как другие лидеры относятся к Путину, станет июль, когда должен пройти второй саммит африканских лидеров в Санкт-Петербурге. В первом саммите, состоявшемся в октябре прошлого года, приняли участие 45 глав африканских государств.
Среди представлений, подорванных событиями последних дней, стала вера в неспособность Путина идти на компромисс. Шакелфорд отмечает, что российский автократ все же договорился с «Вагнером».
«Что это говорит о готовности Путина вести переговоры о прекращении войны? Он, вероятно, чувствует себя ослабленным, и вопрос в том, сделает ли это его более успупчивым. Делает ли это его более склонным к каким-либо переговорам. Если Путин начнет казаться ненадежной ставкой, тогда способные влиять на него страны могут начать поиски стратегии выхода из войны более серьезно, чем раньше», – сказала она.
Путин до сих пор не подавал никаких признаков смягчения его позиции по отношению к Украине. Не похоже, чтобы он даже признал, что последствия войны ставят под угрозу его режим, – сказал директор Евразийского центра Карнеги в России Александр Габуев. По его словам, Пригожин выразил недовольство многих рядовых россиян, когда назвал неудачи в войне одной из причин своего решения уходить на Москву. Но в то же время, добавил он, Путин выжил. Это свидетельствует о том, что никто в России на самом деле не готов бросить ему вызов».